RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

25 апреля 1883 для публикации объявлений ИППО выбраны "Московские ведомости" и "Церковный вестник"

25 апреля 1901 с инженером Г. Шумахером подписан контракт на сооружение подворья ИППО в Назарете

25 апреля 1910 открыт Самарский отдел ИППО

Соцсети


Златоглавая Москва в русском изобразительном искусстве

Москву не зря называют златоглавой, множество золотых куполов украшали Кремль, площади и улочки. Москва город древний, многие храмы были построены еще в средневековый период. До 1917 года в Москве и окраинах насчитывалось более 800 храмов и часовен, среди них 30 монастырей. Больше всего их было в историческом центре города - Кремле, Белом городе, Земляном городе, Замоскворечье и т.д. Множество уникальных храмов и монастырей было утрачено в советское время, что-то было изувечено до неузнаваемости, что-то взорвано. На полотнах русских художников запечатлена жизнь златоглавой Москвы от татаро-монгольского ига до революции, что-то нарисовано по представлениям, а что-то с натуры, тем самым сохранив для потомков виды некоторых храмов, ныне утраченных. В этой подборке представлены виды исторического центра столицы - храмы Кремля и ближайших к нему улиц, знаменитые храмы - собор Василия Блаженного, храм Христа  Спасителя и др. 

В отдельных подборках на сайте также представлены:

Храмы на улицах старой Москвы >>>

Образ храма в русской живописи >>>

Храмы имперской столицы в русской живописи >>>    

Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра >>>

Виды монастырей России >>>

Выезды и походы на богомолье в русской живописи >>>

Монашеская жизнь на полотнах русских художников >>>


Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1917 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 52 x 69 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

Вот что говорил о специфике своего многолетнего труда по воссозданию исторического облика древней Москвы сам художник: "Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице – месте моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было "кружение около Кремля"; я любовался его башнями, стенами и соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех, интересующихся искусством, на мне написано: "Старая Москва". www.art-catalog.ru


Московский Кремль при Иване Калите.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1921 г.
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51 x 69 см
Музей истории и реконструкции города Москвы


Московский Кремль при Дмитрии Донском.
(Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 году).
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1922 г.
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 51 x 80 см
Музей истории и реконструкции города Москвы


Татары идут. Конец XIV века (Идут! Набег татар на Москву).
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1909 г.
Картон, уголь, акварель. 46 x 37 см
Ульяновский областной художественный музей


Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1918 г. Бумага, акварель, уголь. 64 x 92.
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Москва XVI столетия.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1891 г. Бумага, итальянский карандаш, тушь, перо. 30 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 3557


Кремль при Иоанне III.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1870-е. Бумага, цветная автолитография. 19 x 26 см
Из серии «Древняя Москва»
Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова


Московский Кремль при Иване III.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1921 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 49 x 68 см
Музей истории и реконструкции города Москвы


Кремль при Иване III.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1922 г. Литография
Из альбома автолитографий "Древняя Москва"
Частное собрание


Москва при Иване Грозном. Красная площадь.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1902 г.
Бумага на картоне, акварель, уголь. 48 x 65.
Частное собрание


Старая Москва. Отъезд с кулачного боя
(Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем).
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1900-е.
Бумага, карандаш, акварель. 52 x 65.
Самарский областной художественный музей


Москва XVI столетия.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1891 г. Бумага, итальянский карандаш, тушь, перо. 30 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 3557


Торг около Кремля.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1930 г.
Картон, акварель, уголь. 31 x 49.
Музей истории и реконструкции города Москвы


Городская площадь XVII века.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). Бумага, карандаш, акварель. 59 x 72.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа


У Мясницких ворот Белого города в XVII веке.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1926 г.
Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 60 x 95.
Музей истории и реконструкции города Москвы


Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1900 г. Холст, масло. 141 x 176 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Красная площадь во второй половине XVII века.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1925 г. Холст, масло. 122 x 177 см
Музей истории и реконструкции города Москвы


Лубяной торг на Трубе в XVII веке.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1926 г. Бумага на картоне, акварель, уголь. 45 x 62.
Музей истории и реконструкции города Москвы


Улица в Китай-городе. Начало XVII века.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1900 г. Холст, масло. 125 x 178.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


На крестце в Китай-городе.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1902 г.
Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 x 68 см
Государственный исторический музей, Москва


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1922 г. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 x 108 см
Музей истории и реконструкции города Москвы


Москва. Конец XVII века.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1902 г.
Бумага, акварель. 55 x 38.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Московский Кремль.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1897 г. Холст, масло. 94 x 106 см
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров


Московский Кремль. Соборы.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1894 г. Холст, масло. 90 x 79.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1903 г. Бумага на картоне, акварель, уголь. 46 x 60 см
Государственный Исторический музей, Москва


Вид Москвы времен Петра.
Рабус, Карл Иванович (1800 - 1857). Холст, масло.
Государственный Исторический музей, Москва


Красная площадь в Москве.
Коровин, Константин Алексеевич (1861 - 1939). 1910 г. Картон, гуашь. 51 x 69 см
Эскиз декорации I акта для постановки оперы М.П.Мусоргского "Хованщина" на сцене Мариинского театра в Петербурге
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства


Борис Годунов. Коронование.
Коровин, Константин Алексеевич (1861 - 1939). 1934 г.
Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Дом-музей Ф.И.Шаляпина, Москва


Коронация Михаила Фёдоровича в 1613 году. Соборная площадь, Московский Кремль
Юон Константин Фёдорович (1875-1958). 1913 г. Холст, масло, 81 х 116 см


Соборная площадь в Московском Кремле ночью.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1878 г. Холст, масло. 53 x 76.
Частное собрание

Соборная площадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания.
По мнению М. П. Кудрявцева, Соборная площадь является архитектурной метафорой иконы Града Божия, где сложился образ апокалиптического Нерукотворного храма Небесного Иерусалима: «алтарём был Иван Великий с Успенской звонницей и её храмами Рождества Христова и Воскресения Словущего, „мужской“ половиной — Архангельский собор, „женской“ — Успенский собор. А Благовещенский собор символизировал вход в этот храм, отворенный людям через благую весть о Спасителе».


Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1800-е. Холст, масло. 56 x 78.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Изображены Благовещенский собор и Грантовитая палата.


Парад в Московском Кремле. Соборная площадь (Развод войск).
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1800-е. Холст, масло, 82х113.
Государственный Исторический музей. Инвентарный номер КЖ 259

Слева стоит Успенский собор, построенный в 1475-79 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти, приглашенным в Россию царем Иваном III. Успенский собор является главным собором Московского Кремля. Сразу после освящения, он стал усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия. Будучи главным собором столицы, Успенский собор неоднократно был местом венчания на царство русских князей и царей. В настоящее время является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.
Справа изображена колокольня Ивана Великого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника. Архитектурный ансамбль колокольни высотой 81 м состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Всего на колокольне установлено 30 колоколов, большинство из них являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. В настоящее время колокольня Ивана Великого включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.


Соборная площадь в Московском Кремле.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). Не датировано. Холст, масло. 81 x 112.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Иллюминация на Соборной площади по случаю коронации Александра I.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1802 г.


Парад в Кремле в 1839 году.
Чернецов Григорий Григорьевич (1802-1865). 1840 г. Холст, масло, 48 х 76 см
Музейное объединение «Музей Москвы»


Вид на Кремль с берега Москвы-реки.
Подключников Николай Иванович (1813-1877). Первая половина XIX в. Холст; масло 103 х 160,7 см
Происходит из коллекции Ф.Е. Вишневского.


Москва. Успенский собор.
Коленда, Виктор Константинович (1872-1945). Открытка.


Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора.
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916).  1876 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15 x 24.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вид на Кремль зимой.
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916). 1876 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 15 x 24 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вид на Кремль.
Суриков, Василий Иванович (1848 - 1916). 1913 г. Холст, масло, 29 x 48
Государственная Третьяковская галерея


Успенский собор. Южные врата.
Поленов, Василий Дмитриевич. 1877 г. Холст, масло, 40х28.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Успенский собор красив, но красота создаётся из маленьких деталей. Одну из этих деталей и представил на своей картине Василий Поленов. Он написал не весь собор, а только Южные врата. Он с точностью передал на картине роспись, которая украшает вход в собор. Для верующего человека посещение храма всегда праздник, и это праздничное настроение художник передал в погоде, которая радует солнцем всех пришедших в собор. И хотя у входа никого нет, открытые двери символично приглашают каждого, кто чувствует потребность в посещении Божьего дома. Здесь всегда рады каждому входящему. Картина выполнена в стиле реалистической русской школы. 1877 год - это был год возвращения в Москву. В этой работе Поленов показывает свой несомненный талант зодчего, не зря же он частенько, по словам Репина, помогал студентам архитектурного отделения в их работах. Вся картина проникнута теплым неярким светом, которым освещен светлый камень здания, создавая определенное возвышенное настроение. Очень красив фасад собора, и детально прорисован вход, но важно и то, как художник открывает перспективу здания, стоящего рядом с другими строениями, чтобы подчеркнуть его красоту – он захватывает кусочек неба, который дает возможность рассматривать собор не в замкнутом пространстве улицы. polenov.su


Успенский собор. Рака митрополита Ионы.
Поленов, Василий Дмитриевич. 1877 г. 1877 г. Дерево, масло. 34 x 23.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Объявление на Красной площади о дне коронования Александра II
Тимм, Василий Федорович (1820 - 1895). 1856 г. Холст, масло


Священнейшее миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года.
Тимм, Василий Федорович (1820 - 1895). Холст, масло


Поздравление, приносимое казачьим войском Александру II в Успенском соборе.
Тимм, Василий Федорович (1820 - 1895). Холст, масло.


Сцена коронации Александра II в Успенском соборе 26 августа 1856.
Зичи, Михаил Александрович. 1857 г. Картон; акварель, гуашь, белила. 527 х 700.
Государственный Эрмитаж

Изображен один из эпизодов коронационного чина – коронование “императором государыни императрицы”.
Церемония коронации в России – большой государственный праздник, означающий освящение церковью власти монарха над страной. Со времени Ивана IV Грозного она происходила в Успенском соборе Московского Кремля. Торжественный чин венчания на царство, установленный при Иване Грозном, не менялся в последующие столетия.
В центре собора сооружали специальное возвышение с парадным балдахином, к возвышению вели покрытые бархатом ступени. На помосте стояли троны. При коронации Александра II их было три. В центре трон Московского великого князя Ивана III – для императора, справа трон царя Михаила Федоровича – для молодой императрицы и слева трон царя Алексея Михайловича – для вдовствующей императрицы Александры Федоровны, матери Александра II.
Коронация проходила по определенному ритуалу: после чтения молитв митрополит подносил императору порфиру и корону, которую император надевал сам, а затем принимал от митрополита скипетр. В ритуал входило также коронование императрицы, опускавшейся перед императором на колени, который возлагал ей на голову малую корону. Этот момент и запечатлел на акварели М. Зичи.
Позади императорской четы стоят их ассистенты – великие князья и генерал-адъютанты. На площадке ниже члены царской семьи, представители европейских дворов, справа внизу иерархи православной церкви.
Датировка акварели 1857 г. означает, что Зичи повторял ее по желанию кого-либо из высокопоставленных заказчиков. А.С. Кантор-Гуковская. "При дворе русских императоров Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа"


Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе.
Серов, Валентин Александрович (1865 - 1911). 1896 г. Холст, масло. 43 x 64.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Миропомазание императора Николая Александровича.
Серов, Валентин Александрович (1865 - 1911). 1897 г. Бумага, акварель, гуашь. 36 x 55.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Московский Кремль. Иллюминация.
Гриценко, Николай Николаевич (1856 - 1900). 1896 г. Холст, масло. 26 x 41 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Иллюминация Кремля во время церемонии коронации императора Николая II.
Николай Каразин (1842-1908). 1896 г. Акварель, 44,8 х 63,2.
 Государственный исторический музей


Иллюминация Московского Кремля в честь коронации Николая II, 18 мая 1896 года.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1896 г. Холст, масло. 50 x 81.
Частное собрание


Кремль. Иллюминация.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1896 г. Дерево, масло. 62 x 85.
Частное собрание


Иллюминация Кремля.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1896 г. Дерево, масло. 62 x 85 см
Днепропетровский художественный музей, Украина


Колокольня Ивана Великого.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1883 г. Цинкография.
Иллюстрации к книге М.П. Фабрициуса "Кремль в Москве" (М., 1883).
Государственный Литературный музей, Москва

С этой стороны строения хорошо видно Царь-колокол, установленный на постамент рядом с колокольней в 1836 году. Гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, перенесен из ямы для отливки с Ивановской площади Кремля. Он был отлит по велению императрицы Анны Иоанновны 25 ноября 1735 года, но, ещё не будучи установленным, упал в яму для отливки во время великого Троицкого пожара (в день праздника Троицы) 1737 года. Достать из ямы колокол высотой 6,24 м, диаметром 6,6 м и весом около 200 тонн не могли сто лет. Проект его подъема и установки на постамент рядом с колокольней Ивана Великого был разработан архитектором Иваном Мироновским в 1827-1831 гг., но попытка была неудачной. Лишь со второй попытки 23 июня 1836 года колокол удалось достать из ямы и установить на полозья на катках. Три дня его передвигали до Соборной площади к "Ивану Великому", на место, где он и находится до сих пор. Амбициозный проект императрицы Анны Иоанновны, пожелавшей оставить память о своем царствовании отливкой гигантского колокола, закончился не так, как задумала императрица, но, возможно, и к лучшему. По мнению современных ученых, при ударе в такой огромный колокол большая часть волн окажется в инфразвуковом спектре, который способен вызывать беспокойство и даже панику у людей и животных. Исследования показывают, что оптимальный вес для тяжёлых колоколов - 32 тонны.


Внутренность церкви св. Лазаря.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1883 г. Цинкография.
Иллюстрации к книге М.П. Фабрициуса "Кремль в Москве" (М., 1883).
Государственный Литературный музей, Москва


Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле
Шухвостов, Степан Михайлович (1821 - 1908). 1866 г. Холст, масло, 53х83 см


Паперть Московского Благовещенского собора.
Шухвостов, Степан Михайлович (1821 - 1908). 1849 г. Холст, масло, 64 х 51 (в раме)
Государственная Третьяковская галерея


Обедня в московском Благовещенском соборе.
Шухвостов, Степан Михайлович (1821 - 1908). 1857 г. Холст, масло. 90 x 71.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Благовещенский собор. Придел собора Пресвятой Богородицы в главе.
Поленов, Василий Дмитриевич (1844 - 1927). 1877 г. Дерево, масло. 34 x 23.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле.
Бодри, Карл-Фридрих Петрович (1812 - 1894). 1860 г. Холст, масло. 61 x 85.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
К.П. Бодри обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1833- 1839) и Академии художеств (с 1843). За картину "Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле" получил звание академика.


Вид Кремля.
Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). Холст, масло, 40,7 х 27,7.
Частная коллекция


Вид Московского кремля с Софийской набережной.
Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). Между 1883 и 1888 годами. Холст, масло
Московский центр искусств

Верещагин посещал Москву не раз и, как многие другие гости столицы, Верещагин останавливался в крупнейшей гостинице тех лет – Кокоревское подворье (ныне Софийская набережная, д. 34), из окон которой и была написана настоящая картина. «Вид Московского Кремля с Софийской набережной» — одна из немногих небатальных работ художника. Создавая ее, русский живописец раньше французских импрессионистов обратился к работе en plein air (на плэнере), экспериментам с изменениями освещения и атмосферных условий на примере архитектурного памятника. По мастерству живописного исполнения, а также в качестве редкого панорамного изображения Московского Кремля кисти Василия Верещагина, произведение имеет особое историко-культурное и мемориальное значение. Центр искусств. Москва


Зимний вид Кремля сквозь туман.
Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1903 г. Холст, масло, 46 х 32.
Частная коллекция

Старая Москва.
Верещагин, Василий Васильевич (1842-1904). 1880-1890 гг. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста).
Воробьев, Максим Никифорович (1787 - 1855). 1819 г. Холст, масло. 42 x 65.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста).
Воробьев, Максим Никифорович (1787 - 1855). 1818 г. Холст, масло. 42 x 67.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Собор Василия Блаженного.
Аралов Владимир Николаевич (1893 - 1972). 1939 г. Холст, масло, 65х74,5.

На Красной площади в Москве находится знаменитый памятник русской архитектуры - собор Покрова́ Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова на Рву), более известный в народе как собор или храм Василия Блаженного. Строительство собора началось в 1555 году, освящение состоялось 29 июня 1561 года. Собор объединяет одиннадцать церквей (приделов). В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров, глубиной 13 м и шириной 36 м). Второе название храм получил по имени московского юродивого Василия Блаженного, канонизированного в 1588 году, тогда же его мощи были перенесены в Покровский собор, и в память о святом был назван один из приделов. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим: архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный». Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, с 1918 года является музеем.


Красная площадь.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933).


Вид Покровского собора в Москве со стороны Москворецкого спуска.
Подключников, Николай Иванович (1813-1877). 1839 г. Холст, масло, рама - багет. 66х82 см
Государственный исторический музей
Инвентарный номер КЖ 36
Номер ГИМ ГИМ 70156/15756
Номер ГК 6091897


Храм Василия Блаженного.
Рабус, Карл Иванович (1800 - 1857). 1830-1840-е. Бумага, акварель, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Внутренний вид нижней церкви храма Василия Блаженного в Москве.
Рабус, Карл Иванович (1800 - 1857).


Храм Василия Блаженного
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). Холст, масло.
Частное собрание


Красная площадь в Москве.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1801 г. Холст, масло. 81 x 110.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Общий вид Красной площади с собором Василия Блаженного.
Мастерская Ф.Я.Алексеева. 1800-е гг. Бумага, акварель, белила, тушь. 51х69 см
Государственный Исторический музей, Москва. Инвентарный номер ИР 5435


Вид в Кремле у Спасских ворот. 
Мастерская Ф.Я.Алексеева. 1800-е гг. Бумага, акварель, белила, тушь. 51,2х68,7.
Инвентарный номер ИР 2207
Государственный исторический музей, Москва


Вид на собор Василия Блаженного, Спасскую башню и Кофейный дом.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1800-e. Бумага, акварель, карандаш. 30х40.


Покровский собор «на Рву».
Алексеев Фёдор, ученики (Вторая московская серия). 1800-е Бумага, акварель, кисть, перо 46,4х58,1.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева


Покровский собор, «что на Рву».
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1800-е. Бумага, акварель.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева


Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы.
Бумага, акварель.
Государственный Эрмитаж


Москворецкая набережная.
Белыницкий-Бируля Витольд Каэтанович. 1913 г.
Справа виден храм Василия Блаженного


Церковь Василия Блаженного.
Дубовской, Николай Никанорович (1859-1918). 1916-1917 гг.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Одна из последних и лучших работ Н. Н. Дубовского, исполненная художником с глубоко личностным смыслом и воодушевлением. Всем хорошо знакомый и привычный храм Василия Блаженного предстает в неожиданном облике.


Василий Блаженный.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1913 г. Холст, масло, наклейки из фольги. 170 x 163.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Звон. Колокольня Ивана Великого.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1915 г.
Холст, масло, бронзовая краска, серебряная краска, наклейки из фольги. 213 x 211.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Инв. номер: 687


Москва.
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1913 г. Холст, масло, бумажные наклейки. 179 x 189.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Небосвод (Декоративная Москва).
Лентулов, Аристарх Васильевич (1882 - 1943). 1915 г. Холст, масло. 97 x 129 см
Ярославский художественный музей


Москва. Красная площадь.
Кандинский, Василий Васильевич (1866 - 1944). 1916 г. Холст, масло. 51 x 49 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексеевский монастырь в Москве (Преображенский собор).
Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1838 г.


Алексеевский женский монастырь. Вид на Спасо-Преображенский собор монастыря.
Рабус, Карл Иванович (1800-1857). 1838 г.

Алексеевский женский монастырь с постройками и кладбищем в старинном московском урочище Чертолье был снесен, чтобы освободить место под строительство главного храма России - храма Христа Спасителя. Художник сделал зарисовку строений монастыря перед его сносом. Датировка Преображенского собора монастыря варьируется от середины 1620-х до середины 1630-х гг.  Он был построен в 1634 году. взамен деревянного храма, сгоревшего в пожаре 10 апреля 1629 года. Самое раннее описание собора сделал А.Ф. Малиновский: «…посреди ограды две соборные церкви … невысокие, старинной простой архитектуры, обе с пирамидальными осьмиугольными возвышениями одинаковой величины, в готическом вкусе украшенными. Колокольня снизу четвероугольная, обширная, повершается в виде небольшой пирамиды, несоразмерной с основанием ее».


Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1880 г. Дерево, масло. 78 x 136.
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Храм Христа Спасителя в Москве на улице Волхонке - первый храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка храма состоялась 22 сентября 1839 г. Строительство велось почти 44 года, и 26 мая 1883 г. сооружение было освящёно. 5 декабря 1931 г. храм был разрушен  в результате сталинской реконструкции Москвы, на этом месте был создан бассейн «Москва», после его закрытия храм заново отстроили в 1994-1997 годах.
Художник изобразил храм Христа Спасителя еще недостроенным. В дальнейшем во многих его видах Москвы присутствует храм Христа Спасителя.


Вид на Москву.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1880 г. Бумага, акварель. 27 x 36.25.
Частное собрание


Москва. Вид Кремля.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1879 г. Бумага серая на холсте, пастель. 27 x 19.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Вид вечерней Москвы.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1880-е. Холст, масло. 181 x 137.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Вид Москвы с Бабьего городка.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1880-е. Холст, масло. 49 x 75.
Государственный Литературный музей, Москва


Москва.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1887 г. Дерево, масло. 17 x 27.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Москва. Андреевская слобода.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1883 г. Дерево, масло. 17 x 27 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

От Андреевского монастыря открывается вид на Храм Христа Спасителя и Кремль.


Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве.
Клагес, Федор Андреевич (1812 - 1890). 1883 г.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид на храм Христа Спасителя из Нескучного сада.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). 1922 г. Холст, масло. 50 x 78 см
Частное собрание


Москва зимняя. Вид на Кремль с Москворецкого моста.
Калмыков, Иван Леонидович (1866 - 1925). 1900-е. Холст, масло. 91 x 125 см
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва
Слева виден Храм Христа Спасителя


Вид от набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя и Каменный мост.
Маковский, Николай Егорович (1841-1886). 1875 г. Акварель.
Частная коллекция


Замоскворечье.
Маковский, Николай Егорович (1841-1886). 1873 г. Холст, масло. 54.3 x 103.4 см
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород


Вид на храм Христа Спасителя, Москва.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). 1910-е. Холст, масло, 58 х 71,8.
Частная коллекция


Вид на Кремль.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). 1910-е. Холст, масло, 66 х 114.
Частная коллекция


Кремль зимой.
Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1897 г. Этюд. Дерево, масло. 27 x 22 см
Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа


Вид на Кремль.
Верещагин, Петр Петрович (1834 - 1886). 1879 г. Холст, масло.
Частное собрание


Вид Московского Кремля.
Верещагин, Петр Петрович (1834 - 1886). 1879 г. Холст, масло. 53 x 107 см
Ярославский художественный музей


Толкучий рынок в Москве.
Верещагин, Петр Петрович (1834 - 1886). 1868 г. Холст, масло. 64 x 84 см
Государственный Исторический музей, Москва

Во второй половине XIX века московский Толкучий рынок располагался у Китайгородской стены. Он существовал до 1890-х годов. На картине изображена часть рынка с наружной стороны стены, на Никольской улице, справа Никольские ворота. Впереди видна московская часовня во имя великомученика Пантелеимона Целителя. Часовня была выстроена русским монастырем Святого Пантелеимона на Афоне для афонских святынь, - части мощей великомученика Пантелеимона, святого креста с частицей Животворящего Древа Креста Господня, части от камня Гроба Господня и иконы Божией Матери "Скоропослушница". Кроме этих святынь в часовню были помещены чудотворный образ Спасителя, чтимый список Иверской иконы Божией Матери и чудотворная икона великомученика Пантелеимона. В 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил монастырю для строительства часовни участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Башня Владимирских ворот возвышается справа от купола часовни. В 1934 году часовня вместе с Китайгородской стеной была разрушена. В настоящее время здесь располагается Лубянская площадь.


Лубянская площадь.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1920-е. Холст, масло.
Частная коллекция
На картине К. Юона Пантелеимоновская часовня изображена со стороны Владимирских ворот Китайгородской стены. Владимирская башня слева.


Лубянская площадь зимой.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1905 г. Бумага, акварель, белила. 47,2 x 57 см
Государственная Третьяковская галерея


Москва. Кремль.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1910 г. Гравюра, бумага, акварель. 32 x 35 см
Национальная галерея Армении, Ереван


Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья.
Куинджи, Архип Иванович (1842 - 1910). 1882 г. Холст, масло. 25 x 40 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного.
Куинджи, Архип Иванович (1842 - 1910). 1882 г. Холст на картоне, масло. 25 x 42 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Москворецкий мост.
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). 1878 г. Холст, масло.
Киевский национальный музей русского искусства


Москворецкий мост.
Коровин, Константин Алексеевич (1861 - 1939). 1914 г. Холст, масло. 104 x 134 см
Государственный Исторический музей, Москва


Москворецкий мост. Старая Москва.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). 1911 г. Бумага, акварель, белила. 62 x 167 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Старая Москва.
Юон, Константин Федорович (1875 - 1958). Холст, масло


Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). Холст, масло. 63 x 103 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Старый Каменный мост. Москва.
Рождественский, Василий Васильевич (1884 - 1963). 1926 г. Холст, масло. 88 x 117 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Кремль.
Мешков, Василий Никитич (1867 - 1946). 1918 г. Холст, масло. 74 x 126 см
Национальный художественный музей Латвии, Рига


Московский Кремль.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). 1926 г. Дерево, масло. 41 x 60.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Москва.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896) 1880-е. Этюд. Дерево, масло. 15 x 23 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Московский Кремль
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). Холст, масло. 65 x 107.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого 


Кремль зимой.
Кузнецов, Николай Ефимович (1876 - 1971). 1912 г.
Холст, масло. 61 x 50 см
Таганрогский художественный музей


Московский Кремль.
Радимов, Павел Александрович (1887-1967). Бумага, темпера. 25х34.


Боярская площадка или постельное крыльцо и храм "Спаса за Золотой решеткой" в Московском Кремле.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). Холст, масло. 80 x 110 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вид в Кремле на церковь Рождества Иоанна Предтечи, Боровицкие ворота и Конюшенный двор.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1800-е гг. Бумага на бумаге, акварель, белила, тушь, графитный карандаш, чернила, 31,5х50,2 см; 41,5х55,5 см (с паспарту)
Государственный Исторический музей, Москва. Инвентарный номер ИР 9814

Тэги: изобразительное искусство, храмовое зодчество, Юон К.Ф., Верещагин П.П., Нестеров М.В., Маковский Н.Е., Боголюбов А.П., Кандинский В.В.

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню