RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

18 сентября 1860 в Константинополь прибыл новый настоятель русской посольской церкви – архимандрит Антонин (Капустин)

18 сентября 1869 архиепископ Синайский Каллистрат подписал акт подношения Синайского кодекса России

18 сентября 1873 в Яффе высадился профессор А.А. Олесницкий, совершавший первое путешествие для изучения древних памятников Святой Земли

Соцсети


Храмы на улицах старой Москвы на полотнах русских художников

Эта подборка картин русских художников продолжает рассказ о московских храмах. На этой странице представлены виды районов и улочек Москвы, которые украшают церкви дореволюционной постройки.

В отдельных подборках на сайте также представлены:

Златоглавая Москва в русском изобразительном искусстве >>>

Образ храма в русской живописи >>>

Храмы имперской столицы в русской живописи >>>    

Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра >>>

Виды монастырей России >>>

Выезды и походы на богомолье в русской живописи >>>

Монашеская жизнь на полотнах русских художников >>>


Старая Москва. Чтение манифеста.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч (1873 - 1954). Начало XX в. Картон, темпера. 71 x 92 см
Винницкий областной художественный музей, Украина

Художник изобразил чтение манифеста 1861 года об отмене крепостного права у стен деревянного храма, стоящего, видимо, где-то на окраине Москвы


Ночью.
Левитан, Исаак Ильич (1860 - 1900). 1882 г. Литография с тоном. 29 x 18 см
Литографии в журнале "Москва" (М., 1882), № 9. С. 72. Иллюстрация к рассказу анонимного автора "Московские типы"
Российская национальная библиотека, С.-Петербург


Улица старой Москвы.
Рябушкин, Андрей Петрович (1861 - 1904). 1890-е. Холст, масло.
Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра


Посещение императором Александром II церкви Троицы в Лужниках по приглашению комерции советника М. Л. Королева в 1861 г. 2 июн.
Багатов Алексей. 1868 г. Холст, масло,70х91
Государственный исторический музей. Инвентарный номер КЖ 248


Церковь Ильи Обыденного в Москве.
Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830 - 1897). 1882 г. Холст, масло. 38 x 25.
Частное собрание


Церковь Успения на Покровке.
Литография. 34,4x25,3. Автор: Кадоль, Огюст–Антуан. Гравёр: Энгельманн, Годфруа
L'Eglise de l'Assomption à la Pacrovka. Vues de Moscou, dessinées d'après nature et lithographiées par A-te Cadolle. Париж, 1830-е гг.

Французский художник, литограф Огюст-Жан-Батист-Антуан Кадоль (1782-1849) был участником войны 1812 года. Он попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и за три года в 1820-х годах создал свои рисунки возрождающего после пожара и разграбления города. Вернувшись в Париж, О. Кадоль выпустил три серии литографированных видов Москвы и её окрестностей по своим великолепным рисункам (1825-1834). Литографии готовились в течение года; кроме того, были раскрашенные от руки и покрытые лаком листы.

Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (в Котельниках) на месте деревянной церкви возвели в период с 1696 по 1699-й годы по проекту и под руководством крепостного мастера Петра Потапова на средства купца Ивана Сверчкова, в их честь советский нарком Анатолий Луначарский переименовал Большой и Малый Успенский переулки в Потаповский и Сверчков. Этот приходской храм красивейшей архитектуры в стиле московского барокко стал визитной карточкой Москвы. Его называли восьмым чудом света, красные стены украшал резной декор из белого камня. У храма было 13 глав, символизировавших Господа Иисуса Христа и Его 12 апостолов. Храм очень любил Фёдор Достоевский, о нем писал Стендаль, им восхищался Василий Баженов, вдохновлялся Варфоломей Растрелли, любовался Дмитрий Лихачёв. Французы, занявшие Москву в 1812 году, прозвали храм русским Нотр-Дамом и охраняли его от мародеров. Но в атеистическое советское время, после смерти Луначарского, сохранявшего храм, его закрыли, и в 1936 году, несмотря на протесты архитекторов, знаменитый шедевр был уничтожен. В настоящее время на месте церкви разбит сквер, найденные остатки стен музеефицированы.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.
Вивьен, Иосиф-Евстафий Иосифович (1793-1852). 1840-е гг. Бумага, акварель, белила, тушь, перо. 38,7х28.
Государственный Исторический музей, Москва. Инвентарный номер ДКА-р 283

Вивьен де Шатобрен, Иосиф-Евстафий Иосифович (фр. Joseph Eustache Vivien de Châteaubrun; 1793-1852) — русский портретист-акварелист, литограф и миниатюрист. Происходил из французского дворянского рода, приехавшего в Россию из Польши. В 1818-1850 служил в Кремле преподавателем рисования в Дворцовом архитектурном училище. В 1850 году вышел в отставку по болезни.

Дом в три окна с треугольной крышей, изображенный слева от разрушенной церкви Успения, ныне известный как дом притча, сохранился и числится по адресу Покровка, 5. Сейчас в интерьер его второго этажа вписан уцелевший фрагмент стены колокольни церкви Успения, обнаруженный в 2004 году. Немного восточнее, на той же стороне улицы (адрес Покровка, 13), на рисунке Вивьена виден вдали храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Церковь на этом месте известна с 1547 года. Художник запечатлел четвертый по счету каменный храм, который освятил 12 сентября 1826 года святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Этот храм был построен вместо разобранного в 1819 году теплого храма. Но эта церковь тоже не сохранилась в прежнем виде, в 1861 году она была значительно перестроена по проекту архитектора Михаила Быковского, став более просторной. В 1870-е годы было завершено строительство высокой трехъярусной колокольни. В советское время храм был закрыт и полуразрушен - были снесены верхние ярусы колокольни и разобран купол храма. В 1992 году здание церкви было возвращено верующим, в нем возобновились богослужения. В 2019 году мэрия Москвы объявила, что облик храма по проекту Быковского будет восстановлен.


Московский дворик у церкви Рождества в Путинках.
Тимм Василий Фёдорович (1820-1895). 1844 г. Бумага, акварель, карандаш, белила, 30.2 x 38.
Государственный Исторический музей


Троицкая церковь на Берсеневке.
Васнецов, Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933). 1922 г. Холст, масло. 59 x 78.
Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва 


Вид Москвы.
Переплетчиков, Василий Васильевич (1863 - 1918). 1909 г. Картон, пастель. 45 x 92.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского


Вид Москвы. Мясницкий район.
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). 1912-1913 гг. Холст, масло. 92 x 97.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Вид Москвы с Воробьевых гор.
Петровичев, Петр Иванович (1874 - 1947). 1936 г.  Холст, масло. 


Московская улочка
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). Холст, масло.
Таганрогский художественный музей 


Вид на Кадаши.
Виноградов, Сергей Арсеньевич (1870 - 1938). 1918 г. Дерево, масло. 13 x 9.
Частное собрание
Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова, построенный в 1695 году и расположенный напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, что определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.


Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана. Алексеев Ф.Я., ученики. 1800-е гг. Бумага на бумаге, акварель, тушь, карандаш графитный, чернила. Акварель: 35х45 см; паспарту: 49х56 см
Государственный Исторический музей, Москва. Инвентарный номер ИР 9816


Замоскворечье.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878 - 1927). 1910-e. Акварель. 21х34.5.
Частное собрание


Проходной двор в Замоскворечье.
Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 - 1960). 1941 г. Холст, масло. 61 x 61.
Закарпатский художественный музей им. Иосифа Бокшая, Ужгород, Украина


Проходной двор в Замоскворечье. Серый день.
Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 - 1960). 1941 г. Холст, масло. 79 x 66.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Улица в Замоскворечье. Зима.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст, масло, 70 х 65.
Музей истории и реконструкции города Москвы


Старая Москва. Улица Арбат.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Начало XX века. Холст, масло, 48,5 х 69.
Музейное объединение «Музей Москвы»


Новоспасский мост. В марте.
Гермашев (Бубело), Михаил Маркианович (1867-1930). Холст на картоне, масло, 56,5 х 70,5
Музейное объединение «Музей Москвы»


Москва. Пейзаж с церковью.
Куприн, Александр Васильевич (1880 - 1960). 1918 г. Холст, масло. 99 x 124.
Государственный Русский музей, С.-Петербург 


Фили. Кутузовская церковь.
Куприн, Александр Васильевич (1880 - 1960). 1921 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш. 53 x 47.
Частное собрание


Зима. Москва. (Этюд из окна).
Куприн, Александр Васильевич (1880 - 1960). 1931 г. Холст, масло. 79 x 93.
Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.


Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1889 г. Холст, масло, 27х30,5
Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова


Церковь в Москве.
Якунчикова-Вебер, Мария Васильевна (1870-1902). 1890-1893 гг. Холст, масло, 31х39
Частное собрание


Из окна Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). 1878 г. Холст, масло, 53 x 74
Государственная Третьяковская галерея


Вид с Кремля на Замоскворечье.
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). Холст, масло.


Постоялый двор в Москве (Извозничий двор в Замоскворечье).
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). Холст, масло, 105 x 175.
Государственная Третьяковская галерея


Старая Москва
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). Холст, масло.


Дворик.
Светославский, Сергей Иванович (1857-1931). 1894 г. Холст, масло, 35,5 x 53,5.
Государственная Третьяковская галерея

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню