RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

26 июня 1861 архим. Порфирий (Успенский) завершил свое последнее пребывание на Афоне, прибыв на отдых в Руссик

27 июня 1925 после проверки Антирелигиозная комиссия возобновила регистрацию Палестинского Общества

28 июня 1864 освящен домовый храм в честь св. мц. царицы Александры, расположенный во внутреннем дворе здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Соцсети


Храмы имперской столицы в русской живописи

Санкт-Петербург, основанный Петром I в 1703 году как новая столица Российской империи, является относительно молодым городом. В нем нет средневековых храмов, но соборы, которые строились, в историческом центре являются уникальными и являются объектами мирового значения. Кроме того, многие из них являются памятниками воинской славы.

Крупнейшим православным храмом Санкт-Петербурга является Исаакиевский собор, расположенный на Исаакиевской площади. Собор освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти. Современное здание собора является четвёртым петербургским храмом в честь св. Исаакия Далматского. Автором проекта собора, которому предназначалось стать главной православной святыней империи, стал архитектор Огюст Монферран. В его строительстве участвовали 400 тысяч человек. Собор украшают 112 гранитных колонн. В 1838 году установлен купол диаметром 25,8 метра. На его позолоту ушло 6 пудов червонного золота. Строительство курировал сам Николай I. Сооружение здания с использованием новых для того времени строительных технологий и работы по его оформлению продолжались с 1818 по 1858 год. Торжественное освящение нового кафедрального собора совершил 30 мая (11 июня) 1858 года митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии с 1858 по 1929 год. С 1928 года имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).


Исаакиевский собор и памятник Петру I.
Воробьев, Максим Никифорович (1787 - 1855). 1844 г. Холст, масло. 102 x 131.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади
Садовников, Василий Семенович (1800-1879). 1859 г. Бумага, акварель, белила, 27 х 39.
Музей истории Петербурга. Инв.№ I-A-554-а
На заднем фоне расположен Исаакиевский собор


Торжественное открытие памятника Императору Николаю I в Санкт-Петербурге
Тимм Василий Фёдорович (1820-1895). 1860-е. Тонированная бумага, акварель, гуашь


Памятник Петру I.
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924). Открытка


Вид Стрелки Васильевского острова
Кондратенко, Гавриил Павлович (1854 - 1924). Холст, масло.


Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.
Куинджи Архип Иванович (1842 - 1910). 1869 г. Холст, масло. 80 x 124.
Смоленский государственный музей-заповедник 


Иллюминация в Петербурге.
Васильев, Федор Александрович (1850 - 1873). 1869  г. Холст, масло. 35 x 37.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Петербург ночью. Исаакиевский собор.
Лагорио, Лев Феликсович (1826 - 1905). 1881 г. Холст, масло, 33 x 46.
Вологодская областная картинная галерея



Вид на Исаакиевский собор.
Горбатов, Константин Иванович (1876 - 1945). 1915 г. Холст, масло.
Частное собрание


Исаакий в метель.
Добужинский, Мстислав Валерианович (1875 - 1957). 1922 г.  Литография, акварель. 35 x 27.
Литография из альбома «Петербург в двадцать первом году».
Частное собрание


Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Воронихин, Андрей Никифорович (1759-1814).


Собор Казанской иконы Божией Матери
Воронихин, Андрей Никифорович (1759-1814). 1800-е. Бумага, акварель.


Вид Казанского собора в Петербурге.
Алексеев, Федор Яковлевич (1753 - 1824). 1800 г. Холст, масло, 71 х 112,5 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид на Казанский собор.
Воробьев, Максим Никифорович (1787-1855). Первая половина 1810-х. Холст, масло, 36 х 57,5.
Государственный Русский музей


Вид на Казанский собор
Васильев, Тимофей Алексеевич (1783 - 1838). Холст, масло.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Казанский собор со стороны Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Набросок.
Премацци Людвиг (Луиджи) Осипович (1814 - 1891). Бумага, карандаш, 12,7x19,5. 


Казанский собор со стороны Екатерининского канала в Санкт-Петербурге. Набросок.
Премацци Людвиг (Луиджи) Осипович (1814 - 1891). Бумага, карандаш, 12,2x22,5. 


Интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Премацци, Людвиг (Луиджи) Осипович (1814 - 1891). Бумага, карандаш. 35x45


Колоннада Казанского собора.
Лансере, Евгений Евгеньевич. 1903 г.


Церковь святой Троицы на Петроградской стороне.
Беггров, Карл Петрович (1799 – 1875). 1841 г. Цветная литография, 41х56,5.

Троице-Петровский собор (Троицкий собор) - первая церковь Санкт-Петербурга, давшая название его первой площади, бывшей центром городской жизни (Троицкую церковь окружали главные государственные и коммерческие учреждения). Основан в 1709 году. Пётр I постоянно заботился о храме и даже принимал участие в его обустройстве собственноручно. После закрытия в 1714 году первого Петропавловского храма, Троицкая церковь становится главным собором столицы, где в присутствии царя с семьей и приближенными проходили все торжественные государственные богослужения. С крыльца церкви объявлялись царские указы. Здесь Пётр I получил титул императора. В первой половине XVIII в. в соборе многие годы пребывала главная святыня Санкт-Петербурга — Казанская икона Божией Матери. Собор неоднократно перестраивался из-за пожаров. Окончательно снесен в 1933 году.


Петропавловская крепость.
Воробьев, Максим Никифорович (1787 - 1855). Холст, масло. 51 x 74.
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Вид на Петропавловскую крепость.
Серебрякова, Зинаида Евгеньевна (1884 - 1967). 1921 г. Холст на картоне, темпера. 45 x 57.
Частное собрание


Александро-Невская лавра.
Беггров, Карл Петрович. 1820-е гг.


Вид Александро-Невской лавры с правого берега реки Монастырки.
Максимов, Алексей Максимович (1810 - 1865). 1837 г. Холст, масло, 56 х 75.
Музей истории Санкт-Петербурга. Инв.№ I-A-187-ж
На картине показана северо-западная часть лавры, построенная М. Д. Расторгуевым. В центре - угловая башня, слева - Просфорный корпус, справа - Митрополичий дом с садом.


Последние минуты пребывания императора Александра I в Санкт-Петербурге 1 сентября 1825 г.
Чернецов, Григорий Григорьевич (?) (1802-1865). После 1825 г. Бумага, наклеенная на холст, масло, 27,5х23.
Государственный Эрмитаж. Инвентарный номер: ЭРЖ-2203
Художник изобразил молитву императора Александра I в Александро-Невской лавре перед отъездом в Таганрог, где он вскоре скончался, что породило версии о его уходе в монахи и имитации смерти. В Благовещенской церкви - старейшем храме лавры похоронены две малолетние дочери Александра I. Монарх попросил митрополита Серафима отслужить в 4 часа утра панихиду для него одного перед отъездом в южные губернии. 


Вид Смольного монастыря.
Перро, Фердинанд-Виктор (1808 - 1841). 1841 г. 1841 г. 41,5х57,5


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты.
Боголюбов, Алексей Петрович (1824 - 1896). 1851 г. Холст, масло. 118 x 168.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


 Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Кричинский Степан Самойлович. 1910 г. walkspb.ru

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (в совр. обиходе - Феодоровский собор) было построен в 1913-14 г. Здание из железобетона на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского вокзала, исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича по проекту Степана Кричинского.  14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV. 7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. Освящение совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Гдовский Вениамин (Казанский). 15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский); присутствовал император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгой, Татьяной и Марией, а также великой княгиней Елизаветой Федоровной; к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгой Александровной. Присутствовали также председатель Совета Министров В. К. Коковцов и ряд министров, председатель Государственной Думы М. В. Родзянко, др. высшие чины. В 1932 г. храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли, в 1970-е гг. демонтированы барабаны. В настоящее время храм находится в стадии реставрации.


Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Ракович, Андрей Николаевич (1815 – 1866). 1835 г. Холст, масло, 60,0 х 84,0
Музей истории Санкт-Петербурга. Инв. № I-А-223-ж   www.spbmuseum.ru

За Фонтанкой, где квартировал л.- гв. Измайловский полк, в 1828–1835 гг. архитектор В. П. Стасов построил грандиозный пятиглавый собор. Раньше, с 1750-х гг., на этом месте стояла деревянная церковь. Напротив собора изображен трехэтажный дом с портиком, построенный для офицеров полка в 1808 г. архитектором Л. Руска. Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 г. митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 г. бурей купол и переписывать некоторые образа. 25 мая (6 июня) 1835 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм. В 1938 г. собор был закрыт, в 1990 г. возвращен Церкви.


Троицкий собор Измайловского полка.
Беггров, Карл Петрович (1799 – 1875). 1836 г. Гравюра раскрашенная, 9,5х14.


Церковь св. Андрея Первозванного и перспектива Большого проспекта Васильевского острова.
Беггров, Карл Петрович (1799 – 1875). Середина 1820-х. Бумага, литография, акварель, 37,0 х 47,0.
По рисунку Карла Фридриха Сабата и Самуила Петровича Шифляра.
Лист из серии "Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей". Издание Общества поощрения художников.
Музей истории Санкт-Петербурга. Инв. № I-А-1484-л 

Большой проспект, главная магистраль Васильевского острова, проложен по проекту в 1716 г. архитектора Д. Трезини. Храм во имя св. Апостола Андрея Первозванного основан в 1720-х гг. Новый каменный собор возведен архитектором Л.Ф. Вистом в 1764-1780 гг. Здесь совершались ежегодные торжества кавалеров Андреевского ордена. На противоположном углу типичная для конца XVIII в. аркада торговых рядов — Андреевский рынок. www.spbmuseum.ru


Никольский собор.
Карл Петрович Беггров (1799 – 1875). 1823 г. Бумага, литография, акварель, белила, 37,5 x 48,5.
По рисунку Карла Фридриха Сабата.
Лист из серии "Собрание видов Санкт- Петербурга и окрестностей"
Издание Общества поощрения художников.
Музей истории Санкт-Петербурга. Инв. № I-А-1619-л  www.spbmuseum.ru

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, построенный «в воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского» и традиционно окормлявший моряков русского флота. Собор построен в период с 1753 по 1762 года по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755-58 годах. 

Никольский собор.
Перро, Фердинанд-Виктор (1808 - 1841). 1841 г. Цветная литография, 41х68.

Ф. Перро, француз, обучавшийся в Париже у придворного художника Теодора Гюдена и много путешествовавший, в 1838 приехал в Санкт-Петербург с целью написать важнейшие порты России. По заказу российского императора Николая I выполнил серию картин и литографий с изображениями видов Петербурга. В 1840 году Академия художеств утвердила Перро в звании кандидата в академики. С марта по сентябрь 1841 издал по своим рисункам пять из десяти запланированных выпусков (тетрадей) литографированных „Видов Петербурга", посвященных императору Николаю I, каждый из которых содержал четыре работы. Альбомы печатались у Лемерсье в Париже и у К. Поля в Санкт-Петербурге. В 1941 году талантливый рисовальщик в возрасте 33 лет скоропостижно скончался в Петербурге.


Внутренний вид Никольского собора в Петербурге.
Зарянко, Сергей Константинович (1818 - 1870). 1843 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
В интерьере Никольского собора сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно.






Тэги: храмовое зодчество, живопись, церковное искусство, Санкт-Петербург

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню