RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

20 апреля 1841 в день Пасхи в Иерусалиме приведен к присяге консул в Бейруте К.М. Базили по случаю возведения его в чин титулярного советника

20 апреля 1911 скончался почетный член ИППО, основатель и председатель Черниговского отдела ИППО епископ Антоний

20 апреля 1915 в Санкт-Петербурге был представлен проект ИППО о создании Русского Археологического института в Иерусалиме

Соцсети


Ветхий Завет в картинах Александра Андреевича Иванова


Авраам просит у Бога знамения (Призвание Авраама).
А. А. Иванов. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 29,5х24,1.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через Авраама, прародителя народа израильского, Бог заключает союз (завет) с людьми.
“И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12, 1–3).




Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7х29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака.
А.А. Иванов. Конец 1840-х–1858. Эскиз. Бумага верже, акварель, итальянский карандаш. 21,7 × 29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия


Сарра, кормящая грудью Исаака
А. А. Иванов. 1850-е. 28,5х23.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак сын его отнят был от груди». Книга Бытия


Жертвоприношение Авраама.
А. А. Иванов. 1850-е.


Сон Иакова.
А. А. Иванов. 1830-е. 20,5х32,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Сон Иакова.
А.А. Иванов. Эскиз. Бумага, масло, 24,3х44,4.
Государственная Третьяковская галерея 


Сон Иакова.
А.А. Иванов. Эскиз. Начало 1830-х. Бумага на картоне, масло, 20,5х32,5.
Государственная Третьяковская галерея
http://cultobzor.ru/2015/01/aleksandr-ivanov-gallery/

«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом,— то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Книга Бытия




Борьба Иакова с Богом (Иаков, борющийся с Богом, Иаков не отпускает борющегося с ним ангела).
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7х29,7. Бумага серая, акварель, итальянский карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова». Книга Бытия

В новом имени Исаака было два звучания: «Борющийся с Богом» и «Возлюбленный Божий». В нем слышится, что Господь боролся с Израилем за самого Израиля, как и сейчас борется за его духовных наследников — христиан, и за каждую душу на свете. Поэтому иудеи так свято хранили память об этом событии.


Иосиф и жена Пентефрия. Вариант.
А. А. Иванов. 1831-1833 г.


Иосиф и жена Пентефрия.
А.А. Иванов. Эскиз. 1831-1832 гг. Бумага, итальянский карандаш
Государственная Третьяковская галерея


Иосиф и жена Пентефрия. Вариант.
А. А. Иванов. 1831х1833 г.


Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару.
А. А. Иванов. 1827 г. 178,5х213.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф. Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.

Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот – они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны, а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною, на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием. Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.

Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря; и птицы клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины — это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.

На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих, и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его». Книга Бытия

Эта картина была для Александра Иванова выпускной в Петербургской Академии Художеств. Получение за нее золотой медали означало четырехлетнюю поездку в Италию за казенный счет. Но молодой художник пошел на риск. В своей картине он применил придуманный Караваджо прием светотени. А в Академии Караваджо считали разрушителем основ классической гармонии, его искусство — бунтарским, которому не место в строгих стенах учебного заведения. Иванов прекрасно знал о вкусах Академии, ведь его отец был здешним профессором, и, тем не менее, решился писать вопреки им.

Он использовал караваджевский прием, конечно, не для того, чтобы подразнить своих учителей. Ему он был нужен для раскрытия своего замысла. В фигурах хлебодара и виночерпия воплощены крайности – темное отчаянье и светлое ликование. При этом узники у Иванова – двойники. Каждый мог оказаться на месте другого, но один ликует и ластится к Иосифу, словно тот его благодетель, другой в ужасе отшатнулся, как будто Иосиф его палач. Иванов изобразил одного человека в двух противоположных состояниях – отчаяния и спасения, смерти и воскрешения.

Картина произвела большое впечатление на академиков. Несмотря на вкусовые антипатии, они присудили Иванову золотую медаль.


«Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина.
А. А. Иванов. Окончательный эскиз неосуществленной картины. 1831-1833 гг. Холст, масло, 36х55.
Государственная Третьяковская галерея


Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина.
А. А. Иванов. 1831–1833 гг. Эскиз неосуществленной картины. Бумага на холсте, масло. 49,5х62,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Иосиф открывается братьям.
Александр Иванов. Эскиз. 1831-1833 гг. Картон, масло, 23х38,5.
Государственная Третьяковская галерея
http://cultobzor.ru/2015/01/aleksandr-ivanov-gallery/

Драматичный момент, изображенный на картине, взят из библейской истории со счастливым концом. Иосиф, проданный братьями в рабство в Египет, вскоре возвысился и стал знатным вельможей при дворе фараона. Однажды в Египет по торговым делам пришли его братья. Он вызвал их к себе, но братья не узнали Иосифа в грозном египетском начальнике. Он, не раскрывая себя, узнал у путешественников об их семье, об отце Иакове, о младшем брате Вениамине, который остался дома – из всех он был единственным единоутробным братом Иосифа. Провожая братьев, он был с ними щедр, но одного из них оставил в залог с тем, чтобы они в следующий раз привели к нему Вениамина. Тем пришлось подчиниться. Иосиф не открылся и Вениамину, но, одаривая братьев, всегда давал ему больше, чем остальным. Не желая расставаться с ним, Иосиф придумал хитрость: он велел слуге наполнить мешки братьев серебром, а в мешок Вениамина подложить еще и дорогую чашу. Братья отправились в обратный путь, но по дороге их нагнал человек Иосифа с вопросом: «Для чего вы заплатили злом за добро? Для чего украли серебряную чашу?» Братья начали отрицать воровство, предлагали осмотреть вещи, а если у кого найдется чаша, пусть того казнят или продадут в рабство. Чаша, понятно, нашлась в мешке Вениамина. Его повезли обратно к Иосифу, но и остальные братья последовали за ним. Дело в том, что Вениамин был любимым сыном отца Иакова, и братья обещали старику привезти его целым и невредимым. Братья, некогда продавшие в рабство Иосифа и объявившие отцу, что он умер, к их чести, повторять подобный номер не хотели. Старший брат Иуда стал просить у Иосифа сделать его рабом вместо Вениамина. Это так тронуло Иосифа, что он не смог уже сдерживаться и открылся братьям во всем.

Александр Иванов написал множество эскизов к этому сюжету. Он стремился найти тот миг, то положение действующих лиц, которое можно было бы перенести на большое полотно. Но все отчетливее понимал, что этого у него не получится. Нахождение чаши – это всего лишь эпизод большой истории, да – ее поворотный момент, но он не объясняет всего, в полном объеме. Но именно, работая над этой картиной, потерпев неудачу, Иванов нашел для себя всемирный сюжет – «Явление Мессии народу», который займет его до конца жизни.


Фараон просит Моисея вывести народ еврейский из Египта.
А. А. Иванов. 1840-ые-конец 1857 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш. 43,6х57,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еврейский народ – потомки Иакова, жил в Египте 430 лет. Со временем их стали притеснять и обратили в рабство. Моисей по велению Ягве (имя Бога, открытое Моисею, означающее “Я есмь Сущий”) решил вывести из Египта свой народ и вернуть его в Ханаан, землю предков. Египетский фараон долго сопротивлялся исходу евреев, но после того как Ягве наслал на Египет десять тяжелых бедствий, фараон призвал Моисея и его брата Аарона во дворец и сам просил их вывести еврейский народ из Египта.

“И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью, и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы” (Исх. 12, 31).


Ангел повелевает подкрепиться чудесно посланной пищей.
А. А. Иванов. 1850-е.


Народ собирает манну небесную.
А. А. Иванов. 1850-е. 29х24.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Народ израильский собирает манну и перепелов

«И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской. А гомор есть десятая часть ефы» (Исх. 16, 35).

В середине второго месяца на исходе из Египта евреи, мучимые голодом, взроптали на своих предводителей Моисея и Аарона. В ответ на это Господь обещает Моисею «хлеб с неба». Наутро поверхность пустыни оказалась покрыта чем-то мелким, круповидным, подобным инею на земле.

Гомор — это мера, вмещавшая 432 яичных скорлупы, то есть именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день.


Моисей и избранные видят на горе Бога.
А. А. Иванов. 1850-е.


Моисей перед Богом, читающим ему заповеди на скрижалях.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 22х29.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На третий месяц по исходе из Египта еврейский народ выходит к Синайской горе, которая избрана Богом для заключения «Завета» с Израилем. Оставив народ у подножия, их вождь Моисей восходит на гору, где Господь возвещает ему: «Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда».


Моисей сомневается в обещании Бога насытить народ мясом.
А. А. Иванов. 1850-е. 24х39,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Народ израильский поклоняется Золотому тельцу.
А. А. Иванов. 1850-е. 24х39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В то время, как Бог говорил с Моисеем на Синае, народ его, только что заключивший союз с Богом (Завет), совершает отступничество. Придя к брату Моисея Аарону, народ требует от него сделать зримотелесного бога, «который бы шел с нами». Аарон предлагает им собрать все золотые серьги и изготовляет золотого тельца. Евреи возрадовались: «Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»


Левиты благословляют сынов Израилевых.
А. А. Иванов

Левиты – потомки Левия, сына Иакова. Бог поручил левитам – Аарону и сынам его священническое служение при ковчеге и скинии.
“И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем, Да обратит Господь лицо свое на тебя и даст тебе мир!” (Числ. 6, 22–26).


Хвалебный гимн матери Самуила при посвящении сына Богу.
А. А. Иванов. 1840-ые, конец — 1857 г. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 22х29,1.
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Давида зовут от стад. Давид перед Самуилом. (Призвание Давида).
А. А. Иванов. 1850-е. 29х24.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Господь, отвергнувший царя Саула за его непокорность, намерен указать пророку Самуилу нового избранника. Он велит пригласить Иессея Вифлеемлянина с сыновьями к жертвоприношению, что Самуил, придя в Вифлеем, и делает. Иессей подводит к Самуилу поочереди семерых своих сыновей, но Бог не дает никакого знака. все ли дети здесь, спрашивает Самуил у Иессея. Нет, есть еще один, самый младший — он пасет овец. Приводят Давида, белокурого, с красивыми глазами. «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он».


Помазание Давида на царство.
А. А. Иванов. 1850-е. 29х24.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иисус является прямым потомком Давида. Буквальное значение греческого слова «Христос» и еврейского «Мессия» — «Помазанник». Благодаря своему происхождению Он обладает правом на престол Давидов и царский титул. (Евангелие от Луки 1, 27-33)

Давид играет на арфе перед Саулом. А.А. Иванов. 1831
Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html


Вирсавия.
А. А. Иванов. 1843 г. 15х11,5.
Российская государственная библиотека, Москва


Вирсавия.
А.А. Иванов. 1844 г. Бумага, акварель, 19,8х14,4.
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Вторая книга Царств


Пророк Илия встречает сарептскую вдову у ворот города. Илия возвращает воскрешенного сына матери. (Пророк Илия и Сарептская вдова).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 29,5х23,9.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую… Евангелие от Луки

Поток Хораф, возле которого жил пророк Илия, пересох, и Бог направляет Илию в Сарепту Сидонскую, где женщина-вдова будет его кормить. У ворот города пророк встречает вдову, собирающую дрова и просит у нее воды и хлеба. У женщины есть только горсть муки и немного масла; вот, говорит она, приготовлю это для себя и сына, съедим последнее и умрем. Не бойся, отвечает Илия, сделай сначала для меня, а себе и сыну сделаешь после, ибо мука в кадке и масло в кувшине не убудут до конца засухи. Все произошло так, как сказал Божий человек.

После тяжело заболевает и умирает сын хозяйки дома. Пророк взывает к Яхве: «Господи Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» Голос пророка услышан, и мальчик оживает. Илия отдает воскресшего сына матери.

Сарептская вдова была язычницей. Милость Божия к ней — это напоминание Израилю о том, что его избранность — это не превосходство над остальными народами земли, а обязанность служить им, просвещая их светом Истины.

Во времена Спасителя это часто забывалось евреями (как и в наши дни нередко забывается христианами). Поэтому, воспитывая Своих учеников, Господь напоминает им об этом. В том числе и напрямую — исцелением дочери ханеянки, живший в тех же пределах Тирских и Сидонских, что и Сарептская вдова.


Пророк Илия в пустыне.
А. А. Иванов. 1850-е. 29х24.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Спасаясь от язычницы Иезавели, жены царя Ахава, Илия уходит в пустыню. Он идет целый день, садится под можжевеловым кустом и просит смерти у Господа. После того ложится и засыпает. Ему является Ангел со словами: встань, ешь и пей. илья просыпается, видит у изголовья печеную лепешку и кувшин воды. Подкрепившись, пророк снова засыпает. Его опять будит Ангел, говоря: встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога перед тобою. Насытившись, Илия отправляется в путь; ему предстоит идти сорок дней и сорок ночей.






Ангел (Архангел Гавриил) поражает Захария немотою.
А. А. Иванов. Конец 1840-х–1858. Бумага желтая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,2х39,9.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Захария и его жена Елисавета — родители Иоанна Крестителя. В Евангелии Луки о них говорится, что они жили во дни Ирода Иудейского, Захария был священником, оба были праведны перед Богом. Они достигли преклонного возраста, но не имели детей. Однажды, когда Захария служил в храме, ему явился Ангел и предсказал рождение сына. Старый человек выразил недоверие. На что Ангел сказал ему: «Я, Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».


Немой Захария перед народом.
Набросок композиции.
А. А. Иванов. 1850 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Немой Захария перед народом.
А. А. Иванов

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. Евангелие от Луки

Тэги: Иванов А.А., изобразительное искусство, Ветхий Завет в живописи

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню