RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Ветхий Завет в русской живописи.
Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон

Царь Саул

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями... Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ - старейшины - судьи - первосвященник (иногда рядом с ним пророк) - Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами...), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4). 

Давид играет на арфе перед Саулом. А.А. Иванов. 1831
Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html

Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Д.Н. Мартынов. 1857
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Н.Н. Ге. 1856

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Н.Н. Ге. 1856
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Царь Давид

Давид - второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов. 

Древо Иессея. Марк Шагал. 1975
Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция 

***

Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915
Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).

Вирсавия. К.П. Брюллов. 1832
Вирсавия.
Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5.
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html


Вирсавия.
К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5.
Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ
Вторая книга Царств, 11, 2-4
Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло.
Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083.
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru

Давид и Вирсавия. Марк Шагал. 1960
Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5

Песня Песней Марк Шагал
Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца

***

Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63
Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция 

Царь Давид. В.Л. Боровиковский. 1785
Царь Давид.
  Боровиковский, Владимир Лукич (1757 - 1825).1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5.
Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй.
Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html 


Давид перед Саулом (Давид, играющий на арфе перед Саулом и Мелхолой).
Плюснин Николай Михайлович. 1873 г. Холст, масло.
Екатеринбургский музей изобразительного искусства.

Картина «Давид играет на гуслях перед Саулом» была написана Плюсниным в 1873 году как выпускная работа на заданную конкурсную тему в Императорской Академии художеств и получил звание классного худ. II ст. Сюжет взят из «1-й Книги Царств» Библии: «Давид был призван во дворец и когда на царя Саула нападали тоска и уныние от действия злого духа, Давид приходил и играл на гуслях, тогда Саулу становилось отраднее и лучше, и злой дух отступал от него». Художник точно следует библейскому описанию Давида, который был «белокур, с красивыми глазами и приятным лицом», и Саула, которого «оставил Дух Божий и он сделался мрачен и жесток». На Давида восхищенно взирает Мелхола, младшая дочь Саула, которая вскоре станет женой Давида. Картина написана по всем канонам классического академического искусства, главными выразительными средствами которого являются рисунок, светотеневая лепка объема, условность цвета и уравновешенность композиции.


Давид играет на гуслях перед Саулом.
Загорский, Николай Петрович. 1873 г. Холст, масло, 124,5 х 180 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За эту картину художник получил медаль Академии художеств во время обучения.

Царь Соломон

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира — богатство, женщины, недюжинный ум.

Суд царя Соломона. Н.Н.Ге. 1854
Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере. 

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27


Суд Соломона.
Флавицкий, Константин Дмитриевич (1830-1836). 1854 г. Холст, масло, 51 х 176,5 см
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета). И.Л. Аскназий. 1899 или 1900

Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета). И.Л. Аскназий. 1899 или 1900
Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году — картина "Экклезиаст" или "Суета сует". Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя. 

Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи — все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие — это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов

Царь Соломон. М.В. Нестеров. 1902
Царь Соломон.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1902 г.
Фрагмент росписи барабана купола церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15191

Тэги: библейские образы и сюжеты, Ветхий Завет в живописи, изобразительное искусство, Нестеров М.В., Ге Н.Н., Репин И.Е., Иванов А.А., Брюллов К.П.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню