RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Ветхий Завет в живописи.
От Авраама до Иакова

Примерно через 300 лет после Всемирного потопа родился первый из трех библейских патриархов Авраам. Вторым патриархом стал его сын Исаак, а третьим — сын Исаака Иаков. При Иакове еврейский народ переселился в Египет, где провел почти 400 лет в порабощении. Ветхозаветная история периода от Авраама до Иакова, от которого произошли двенадцать колен израилевых, включает множество ярких событий, послуживших источником вдохновения для русских художников.

Список репродукций:

Авраам и Сара
Авраам просит у Бога знамения (Призвание Авраама). А. А. Иванов
Авраам и Сара. Марк Шагал. 1956
Явление Бога Аврааму в виде трех странников (Троица ветхозаветная)
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского. К. П. Брюллов. 1821
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака. А. А. Иванов. 1850-е
Троица Ветхозаветная. М. В. Нестеров
Троица Ветхозаветная. М. В. Нестеров
Троица. К. С. Петров-Водкин. 1915
Авраам и три ангела. Марк Шагал. 1954-1967
Сара и Ангелы. Марк Шагал. 1960

Гибель Содома и Гоморры
Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре. Н. П. Ломтев. 1845
Гибель Содома. Г. И. Семирадский. Конец 1860-х

Рождение Исаака и изгнание Агари
Сарра, кормящая грудью Исаака. А. А. Иванов. 1850-е
Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом. К. Н. Кудрявцев. 1878
Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом. И. Л. Аскназий. 1878
Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне. Г. И. Угрюмов 1785
Агарь и Измаил в пустыне. П. С. Петровский. 1841.
Агарь с Измаилом в пустыне. Ф. А. Бруни

Жертвоприношение Исаака
Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака). А. П. Лосенко. 1765
Авраам приносит Исаака в жертву. Е. Р. Рейтерн. 1849
Авраам, приносящий в жертву Исаака. Э. Плюшар (1801-1857). 1850-е
Жертвоприношение Авраама. А. А. Иванов. 1850-е
Жертвоприношение Исаака. Репин И.Е.

Смерть Сарры
Авраам плачет о Саре. Марк Шагал. 1931

Дети Исаака — Исаф и Иаков
Исаак благословляет Иакова. Э. Плюшар (1809-1880). 1840-е
Сон Иакова. А. А. Иванов. 1830-е
Видение Иаковом лествицы. Э. Плюшар (1809-1880). 1851
Лестница Иакова. Марк Шагал. 1973
Борьба Иакова с Богом (Иаков, борющийся с Богом, Иаков не отпускает борющегося с ним ангела). А. А. Иванов. 1850-е.
Иаков не отпускает борющегося с ним Бога. А. А. Иванов

Дети Иакова избавляются от брата Иосифа
Дети Иакова продают своего брата Иосифа. К. Д. Флавицкий Константин Дмитриевич. 1855
Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет. С. В. Бакалович. 1880
Иаков узнает одежды Иосифа. Новоскольцев А. Н. 1880

Иосиф в Египте
Иосиф и жена Пентефрия. Вариант. А. А. Иванов. 1831-1833
Иосиф и жена Пентефрия. Вариант. А. А. Иванов. 1831-1833
Иосиф и жена Пентефрия. Вариант. А. А. Иванов. 1831-1833
Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару. А. А. Иванов. 1827

Переселение Иакова с семейством в Египет
Братья Иосифа находят серебряную чашу в мешке Вениамина. А. А. Иванов
Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. А. А. Иванов. 1831-1833
Иосиф открывается братьям. А. А. Иванов. 1831-1833

Смерть Иакова
Патриарх Иаков, благословляющий детей. А. Штейбен (сын). 1854


Авраам и Сара



Авраам просит у Бога знамения (Призвание Авраама).
А. А. Иванов. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 29,5х24,1.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через Авраама, прародителя народа израильского, Бог заключает союз (завет) с людьми.
“И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12, 1–3).


Авраам и Сара
Марк Шагал. 1956 г. Литография. Бумага. 37х27 см

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе… И пошел Авраам, как сказал ему Господь… И взял Авраам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей…» (Первая книга Моисея Бытие 12, 1-5)
Аврам (отец высокий), Авраам (отец множества, Быт 11:27) сын Фарры, родился в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт 12:1 и Евр 1 1:8). Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт 12:3). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарою, своею женою, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем на с.-в. от Месопотамии. Здесь Фарра умер (Быт 11:31, Деян 7:4). Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и, пришед в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Мамре, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству (Быт 12:1-6). Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия


Явление Бога Аврааму в виде трех странников (Троица ветхозаветная)


Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.

И сказали они ему: «где Сарра; жена твоя?»
Он ответил: «Здесь, в шатре».
И сказал один из них: «через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын».

Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?

Но странник сказал: «зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын».
Сарра же испугалась и сказала: «я не смеялась».
Но он сказал ей: «нет, ты засмеялась».

Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.

Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.

Закон Божий протоиерея Серафима Слободского


Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.
Карл Павлович Брюллов. 1821 г. Холст, масло, 113x144.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).





Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7x29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия



Троица Ветхозаветная.
Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61x88.
Костромской государственный объединенный художественный музей


Троица Ветхозаветная.
М. В. Нестеров.
Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова

Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

В 1890 году Нестеров принял предложение В. М. Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров.

Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.

Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В „Византии“ я увлекаюсь […] тем, что […] в неприкосновенности дошло до нас, – я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в ее будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».

Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти. Родон.



Троица.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г.



Авраам и три ангела.
Марк Шагал. 1954–1967 гг.
Музей Марка Шагала, Ницца



Сара и Ангелы
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография, бумага. 52,5x38 см

«Он (Авраам) возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него… И сказали ему: где Сара, жена твоя? И сказал один из них: … и будет сын у Сары, жены твоей. А Сара слушала у входа в шатер, сзади его». (Первая книга Моисея Бытие 18, 2 9-10)


Гибель Содома и Гоморры


Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот.

Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотою, и вывели Лота с его семейством — с женой и двумя дочерьми — за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря, в котором не может жить ничто живое.

Жена же Лотова, когда убегала из города, оглянулась назад, на Содом, и тотчас превратилась в соляной столп. Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни — оглянулась, задержалась,— и сразу превратилась в соляной столп. Начала Православия


Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре.
Николай Петрович Ломтев. 1845 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Гибель Содома. Эскиз.
Генрих Ипполитович Семирадский. Конец 1860-х. Бумага, графитный карандаш, сепия. 21,9x31,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рождение Исаака и изгнание Агари


Ужасная казнь Божия над беззаконными городами побудила Авраама на время покинуть свое местопребывание у дубравы Мамре. Направившись на юг Ханаана, они с Саррой раскинули свои шатры в земле герарского царя Авимелеха. Здесь с Саррой произошла такая же история, как и в Египте. Отсюда Авраам переселился в Вирсавию.

И вот, наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них во время стоянки в Вирсавии родился давно ожидаемый сын — Исаак. Мальчик рос здоровым и через несколько лет уже резвился вместе со своим сводным братом Измаилом. Сарра наблюдала за этими играми с возрастающим беспокойством. Однажды она заметила, как Измаил, считавший себя первородным, насмехается над Исааком. Сарра вознегодовала, в ней все больше и больше росла неприязнь к египетской рабыне Агари и ее ребенку. В конце концов она решила навсегда избавиться от них и сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21:10). Аврааму было неприятно слышать такие слова от Сарры; он искренне привязался к египтянке, а к Измаилу питал подлинно отцовскую любовь. Но Господь явился Аврааму и сказал: «Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:12-13). Получив откровение от Бога, Авраам рано утром дал несчастным изгнанникам хлеба, мед с водою и отправил их в Египет, где у Агари жили родственники.

Путь был долгий и опасный. В пустыне у одиноких скитальцев кончилась вода, и им угрожала смерть от жажды. Агарь оставила Измаила под деревом и отошла на расстояние выстрела из лука, чтобы не видеть и не слышать предсмертных мук сына. Она села на землю и горько заплакала. В это время явился ей Ангел и сказал: «Бог услышал голос отрока… встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Быт. 21:17-18). Господь «открыл глаза Агари», и она увидела колодец с водой. Агарь напоила своего сына и таким образом спасла его от смерти. Изгнанники вскоре примкнули к египетским поселениям на Синайском полуострове. Измаил стал непревзойденным стрелком из лука и прекрасным охотником. Вскоре он женился на египтянке, и у него родилось двенадцать сыновей. Священная Библейская история Ветхого Завета. Глава III. Патриархальный период


Сарра, кормящая грудью Исаака
А. А. Иванов. 1850-е. 28,5x23.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак сын его отнят был от груди». Книга Бытия



Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом.
Козьма Никифорович Кудрявцев (1855(7?)-1885). 1878 г.
Частное собрание

Картина была удостоена Большой золотой медали Академии художеств



Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом.
Исаак Львович Аскназий (1856-1902). 1878 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

В отношении картины "Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом" из биографии художника известно следующее. В 1877 году Аскназий подал прошение в Совет Академии о допущении к конкурсу на Малую золотую медаль. Тогда же Исааку и его однокурснику Александру Попову в здании Академии художеств была предоставлена мастерская, где конкурсанты начали работать над картинами по теме, заданной Советом Академии: «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом».
Попов – будущий академик Петербургской Академии художеств, директор Художественного училища Одесского товарищества изящных искусств имени Великого князя Владимира Александровича, член-учредитель «Товарищества южнорусских художников» (ТЮРХ) Александр Андреевич Попов (15 февраля 1852, с. Георгиевское Рыбинский уезд Ярославская губерния – 5 августа 1919, Одесса). Судя по биографии художника, Попов в 1878 году, как и Аскназий, за «Авраама…» также был удостоен Малой золотой медали. Большую золотую медаль получил за тот же сюжет Козьма Кудрявцев. Композиция и  персонажи Кудрявцева и Аскназия похожи.
Искусствоведы так писали о картине Аскназия: «Художник хорошо справился с исполнением, продемонстрировав умение построить композицию, связав фигуры общим действием. Полотно, хранящееся в собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, свидетельствует о стремлении автора как можно лучше овладеть рисунком. Несмотря на то, что ему присуща условность, характерная для многих произведений академической школы (более явная в учебных работах), и сухая манера исполнения, в своем решении художник проявил интерес к возможностям пленэрной живописи. Это ощущается в колористическом решении картины, сюжет которой позволил Аскназию уделить довольно значительное место пейзажу».
Картина отреставрирована. В реставрации картина была более трех лет, летом 2013 года она вернулась в музей, и там была устроена выставка, которая продлилась около месяца. Парашутов
По словам куратора выставки Вероники Богдан, картина была покрыта толстым слоем лака, очень потемнела. А когда реставраторы ее расчистили, то были потрясены: оказалось, здесь невероятный пейзаж, и сами образы решены очень интересно. В композиции заметны следы ученичества, особенно в фигуре самого Авраама, но дорогого стоят поза и взгляд Агари и диковатый отрок Измаил, засунувший в рот палец.



Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне.
Угрюмов Григорий Иванович (1764 — 1823). 1785 г. Холст, масло. 149.5x109 см
Государственный Русский музей

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое. Бытие 16:7-11



Агарь и Измаил в пустыне.
Петровский Петр Степанович. 1841 г. Холст, масло 100,8 х 118.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Явление Агари ангела в пустыне
Егоров А.Е. 1814 г. Офорт
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Агарь с Измаилом в пустыне.
Федор Антонович Бруни (1799-1875)


Жертвоприношение Исаака


Согласно библейскому рассказу (Быт.22:1-19), Бог пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». (Быт.22:11-12)

Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся: «благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». (Быт.22:16-18)

В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу. По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы. Академик


Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака).
Антон Павлович Лосенко (1737-1773). 1765 г. Холст, масло. 202?157.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зачисленный воспитанником в Академию Художеств (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства
Итогом обучения в Париже у Ж. М. Вьена (1763—1765) стала картина «Жертвоприношение Авраама».
Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:2-12), который часто использовался художниками как возможность показать столкновение противоречивых страстей. По легенде, Бог предложил Аврааму принести в жертву единственного сына Исаака, но, увидя его готовность, предотвратил убийство. Посланный ангел указал Аврааму на агнца, запутавшегося в кустах.
Лосенко точно следует сказанному в Библии: композиция картины исполнена экспрессии. Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная.
Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основные принципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.
Через князя Д. А. Голицына картина была отправлена в Петербург и прибыла в Академию художеств незадолго до публичной выставки, где экспонировалась в 1766 году как отчетная пенсионерская работа. На выставке в Академии демонстрировалась как одно из лучших достижений отечественной школы. В этой работе молодой художник предстает сложившимся мастером. www.nearyou.ru





Авраам приносит Исаака в жертву.
Рейтерн Евграф Романович. 1849 г. Холст, масло
Арт каталог



Авраам, приносящий в жертву Исаака
Э. Плюшар (1801-1857). 1850-е
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись юго-западной части аттика Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/isaac/ubranstvo/painting



Жертвоприношение Авраама.
А. А. Иванов. 1850-е


Жертвоприношение Исаака.
Репин И.Е. 1874 (дата ошибочна)


Смерть Сарры


После жертвоприношения Исаака жизнь Авраама некоторое время была спокойной.

Но вот его постигло новое горе. На сто двадцать седьмом году от рождения умерла его любимая жена Сарра. Авраам оплакал смерть своей жены и похоронил ее в пещере Махпела, которую он купил у хеттов. Пещера Махпела находилась против дубравы Мамре, где почти постоянно пребывал Авраам, и ему из шатра была видна дорогая для него могила Сарры.

Сам Авраам почувствовал слабость здоровья и начал думать о том, чтобы женить Исаака. Священная Библейская история Ветхого Завета. Глава III. Патриархальный период


Авраам плачет о Саре.
Марк Шагал. 1931 г. Бумага, гуашь, масло. 62,5x49,5 см


Дети Исаака — Исаф и Иаков


Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца — Авраама. Исаак был единственным наследником всех обетований Божиих, данных его отцу. Но и он, подобно Аврааму, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Исаак, как и его отец, переживал семейное горе. Двадцать лет уже прошло после женитьбы, а у него все еще не было детей.

Однако он не падал духом и верил, что обещание Божие о его потомстве непременно исполнится. Он постоянно горячо молился Богу, и молитва его была услышана. Ревекка вскоре забеременела и готовилась стать матерью.

Однажды она почувствовала в себе необыкновенное биение. Она с молитвой обратилась к Господу, и Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Это откровение глубоко запало в душу Ревекки и послужило для нее руководством в последующей жизни.

Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила близнецов. Первым родился Исав, и поэтому он считался первородным. Его назвали Исавом (косматым), так как он весь был покрыт волосами. Второму дали имя Иаков, что по-русски означает «держать за пятку», поскольку во время рождения он держал своего брата за пятку. Когда они выросли, то старший — Исав стал очень искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший — Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери.

Однажды Исав вернулся с охоты очень усталым и голодным. Увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, он стал с нетерпением у него просить: «Дай мне поесть красного, красного этого». На это Иаков ответил: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав раздраженно сказал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» Тогда Иаков потребовал от Исава клятвенного обещания: «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25:30-33). Нетерпеливый и легкомысленный Исав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку.

Конечно, Исав этого не принимал всерьез. Мало ли в чем он клялся, когда приходил в возбуждение! Для Иакова же клятва была незыблемой и священной, и он твердо верил, что приобрел право первородства. Исав с восторгом принялся за еду, не подозревая, какие роковые последствия повлечет за собой его легкомыслие. В то время первенцу принадлежали особые права, которые назывались правами первородства. Перед смертью отец семейства передавал старшему сыну власть над младшими братьями, а также большую часть своего имения. Но самое главное заключалось в том, что старший сын получал Божии обетования, данные его отцу, о рождении Спасителя мира. Священная Библейская история Ветхого Завета. Глава III. Патриархальный период
Затем обманом Иаков по совету матери получил благословение первородства у стареющего слепого отца. Когда обман вскрылся, Исав поклялся убить Иакова, а отец решил, что, видимо, на то была воля Божья. Для спасения от мести брата Ревекка советует Иакову бежать из дома. Он отправился в Харран.

Скрываясь от гнева брата своего, Иаков отправился в дальний путь, как бедный странник с сумой за плечами и с посохом в руке. Он шел все время пешком, ночуя под открытым небом. Однажды, дойдя до местечка Луз, он решил переночевать, так как солнце уже зашло и наступила ночь. Это было то самое место, где некогда Авраам воздвиг жертвенник Богу. Увидев несколько камней, быть может, остаток этого именно жертвенника, Иаков положил один из них себе под голову вместо подушки и, утомленный долгой дорогой, крепко заснул. И вот под влиянием только что пережитых событий он видит чудесный сон: он увидел лестницу, которая стояла на земле, а верх ее касался неба. Ангелы Божий восходили и нисходили по ней, а на самой верхней ступеньке стоял Господь и милостиво говорил ему: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю». (Быт. 28:13-15). Пробудившись от сна, Иаков, пораженный необыкновенным видением, сказал: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17). В память о своем необыкновенном видении Иаков установил камень, на котором спал, и возлил на него елей. А место это он назвал Вефиль, что значит «Дом Божий».

Видение патриарха Иакова заключает в себе глубокие богословские истины:

  1. Бог не отвергает нас от Себя после нашего грехопадения, но вновь соединяет нас с Собой. Символом этой связи является лестница, соединяющая небо с землею.
  2. Соучастниками и служителями божественной любви, спасающей нас, являются Ангелы. Господь невидимо посылает их на землю для служения людям.
  3. Стоящий на вершине лестницы Господь в определенное время сойдет на землю для спасения рода человеческого. По толкованию святых отцов, лестница Иакова прообразует Божию Матерь, через Которую Сын Божий пришел в мир. Священная Библейская история Ветхого Завета. Глава III. Патриархальный период
В Харране Иаков женился на двух сестрах Лие и Рахили. Рахиль была любимой женой, но из-за ее гордыни Бог долго не посылал ей детей. Только когда она смирилась и обратилась к Богу с молитвой, родила сына Иосифа. Всего в Харране у Иакова от двух жен и двух рабынь родилось 12 детей. Иаков разбогател и решил вернуться домой в землю Ханаанскую.

Однажды во время ночного бдения близ потока Иавок Иакову явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Борющийся с Богом»).

В земле Ханаанской Иаков разводил скот и пас стада, перебираясь с места на место, и не решаясь вернуться домой к отцу в дубраву Мамре. Случайно он встретился со своим братом Исавом, уже не держащим на него зла. Вскоре обстоятельства сложились так, что Иаков надумал вернуться к отцу. По пути, недалеко от Вифлеема, жена Рахиль родила второго сына — Вениамина, но сама тотчас же умерла.

Вернувшись домой, Иаков застал отца еще живым, но вскоре он в возрасте 180 лет умер. Иаков и брат его Исав похоронили его рядом с Ревеккой.


Исаак благословляет Иакова.
Э. Плюшар (1809-1880). 1840-е
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика юго-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1135

Сюжет из Ветхого Завета. У прародителя еврейского народа Исаака и его жены Ревекки было двое сыновей — Исав и Иаков. По совету Ревекки Иаков, воспользовавшись слепотой отца, получил его благословение (и тем самым права наследника) как старший сын.



Сон Иакова.
А. А. Иванов. 1830-е. 20,5x32,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом,— то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Книга Бытия



Видение Иаковом лествицы.
Э. Плюшар (1809-1880). 1851 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика юго-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1134

Сюжет из Ветхого Завета. Иаков остановился ночевать в поле, подложил под голову камень и уснул. Во сне он увидел стоящую на земле лестницу, верх которой касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху стоит Господь. Господь сказал Иакову: «не бойся, землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое так многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все племена земные».



Лестница Иакова.
Марк Шагал. 1973 г. Холст, масло, 73x92.
Частная коллекция





Борьба Иакова с Богом (Иаков, борющийся с Богом, Иаков не отпускает борющегося с ним ангела).
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7x29,7. Бумага серая, акварель, итальянский карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Андреевич Иванов. Иаков не отпускает борющегося с ним Бога.
Бумага серая, акварель, итальянский карандаш

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова». Книга Бытия

В новом имени Исаака было два звучания: «Борющийся с Богом» и «Возлюбленный Божий». В нем слышится, что Господь боролся с Израилем за самого Израиля, как и сейчас борется за его духовных наследников — христиан, и за каждую душу на свете. Поэтому иудеи так свято хранили память об этом событии.


Дети Иакова избавляются от брата Иосифа

Из всех своих детей Иаков больше всего любил Иосифа и самого младшего Вениамина, которых родила ему любимая Рахиль. Остальные 10 братьев очень завидовали Иосифу и решили даже его убить, сообщив отцу, что того растерзали звери, но один из братьев остановил других от пролития братской крови, и Иосиф был брошен живым на дно колодца. В это время мимо проходил караван, идущий в Египет, и братья решили продать купцам ненавистного им Иосифа. Сделка принесла им 20 сребреников. Одежду Иосифа братья испачкали кровью козленка и отослали отцу. Тот был безутешен и долго горевал, уверенный, что любимого сына растерзал зверь. Тем временем караван с горько плачущим Иосифом приблизился к Египту.


Дети Иакова продают своего брата Иосифа.
Флавицкий Константин Дмитриевич. 1855 г.
Государственный Русский музей


Братья продают Иосифа купцам из Египта.
Репин И. Е. Эскиз. 1877 г.


Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет.
Бакалович Степан Владиславович. 1880 г. Холст, масло.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств


Иаков узнает одежды Иосифа.
Новоскольцев Александр Никонорович (1853 - 1919). 1880 г. Холст, масло. 179 x 227 см
Нижегородский государственный художественный музей

Иосиф в Египте

В Египте купцы продали Иосифа начальнику телохранителей фараона Потифару. Таким образом сын Иакова стал слугой одного из крупнейших вельмож Египта.

Трудолюбивый, честный и безмерно старательный, он вскоре снискал благосклонность своего хозяина, и тот оказывал ему доверие и давал более ответственные поручения. Видя, что Бог помогает Иосифу во всех его делах, Потифар назначил Иосифа главным правителем своих имений и не вмешивался в его распоряжения. С этих пор состояние Потифара росло, а сам он, освобожденный от забот повседневной жизни, мог спокойно исполнять служебные обязанности. Помимо умственных дарований, Иосиф, к тому же, был юноша статный и красивый. Жена Потифара воспылала к нему страстью и всячески старалась склонить его к прелюбодеянию. Однако, он отверг ее предложение, не желая отплатить своему господину низкой изменой за все его благодеяния. К сожалению, похотливая женщина настойчиво добивалась своего. Воспользовавшись случаем, когда в доме не было ни мужа, ни слуг, а был только Иосиф, она ухватила его за одежду и хотела увлечь на свое ложе. Иосиф отчаянно сопротивлялся и в конце концов убежал, оставив свою одежду в руках искусительницы. Глубоко оскорбленная в своей женской гордости, отвергнутая евреем — рабом, она не замедлила отомстить за свое положение. Сейчас же она подняла ужасный крик и, когда со всех сторон сбежались слуги, показала им одежду Иосифа как доказательство его вины.

Вернувшись домой, Потифар узнал обо всем случившемся и, поверив лицемерному возмущению супруги, бросил Иосифа в темницу. Но и здесь Господь не оставил Иосифа без Своей помощи. За короткий срок он завоевал расположение начальника тюрьмы, и тот назначил его надзирателем над другими узниками. Однажды в темницу за какие-то провинности привели главного виночерпия и главного хлебодара царя египетского. Иосиф старался облегчить их печальную участь и прислуживал им. Как-то Иосиф зашел к сановникам и заметил, что они в смущении. Желая утешить узников, Иосиф спросил у них: «Отчего у вас сегодня печальные лица?» (Быт. 40:7). Оказалось, обоим придворным в одну и ту же ночь приснились странные сны. Главный виночерпий видел во сне виноградную лозу: на ней выросли три ветви, которые сперва покрылись цветом, а потом на них созрели ягоды. И тогда он подставил чашу, выжал из ягод сок и подал напиток фараону. Иосиф, по внушению Божию, сказал ему, что три ветви означают три дня, по прошествии которых он будет освобожден из темницы и получит прежнюю должность. Иосиф был уверен, что предсказание его непременно исполнится, и потому обратился к виночерпию с просьбой: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома…» (Быт. 40:14). Ободренный таким толкованием сна виночерпия, главный хлебодар тоже рассказал Иосифу свой сон. Ему приснилось, будто на голове у него три корзины. В верхней корзине находились различные хлебные изделия, которые клевали птицы. «Через три дня, — истолковал ему Иосиф, — фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя» (Быт. 40:19).

Действительно, спустя три дня предсказания Иосифа исполнились. Фараон праздновал день своего рождения и во время пира вспомнил о виночерпии и хлебодаре. Первого он помиловал и оставил на прежней должности, а второго велел казнить. Священная Библейская история Ветхого Завета. Глава III. Патриархальный период

Спустя два года фараону потребовалось растолковать необычные сны, и для этого был приглашен Иосиф. В результате фараон его помиловал, приблизил к себе, назначил на высокую должность и дал ему в жены дочь одного влиятельного жреца из города Он (греческий Гелиополис). В тридцать лет Иосиф достиг высот, о которых недавно не мог и мечтать.


Иосиф и жена Пентефрия.
Горюшкин-Сорокопудов, Иван Силыч. 1900-е.
Пензенская картинная галерея
www.artcyclopedia.ru


Иосиф и жена Пентефрия. Вариант.
А. А. Иванов. 1831-1833 г.


Иосиф и жена Пентефрия. Вариант.
А. А. Иванов. 1831-1833 г.


Иосиф и жена Пентефрия. Вариант.
А. А. Иванов. 1831-1833 г.


Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару.
А. А. Иванов. 1827 г. 178,5x213.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф. Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.

Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот – они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны, а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною, на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви — это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием. Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.

Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря; и птицы клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины — это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя.

На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих, и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф. И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его». Книга Бытия

Эта картина была для Александра Иванова выпускной в Петербургской Академии Художеств. Получение за нее золотой медали означало четырехлетнюю поездку в Италию за казенный счет. Но молодой художник пошел на риск. В своей картине он применил придуманный Караваджо прием светотени. А в Академии Караваджо считали разрушителем основ классической гармонии, его искусство — бунтарским, которому не место в строгих стенах учебного заведения. Иванов прекрасно знал о вкусах Академии, ведь его отец был здешним профессором, и, тем не менее, решился писать вопреки им.

Он использовал караваджевский прием, конечно, не для того, чтобы подразнить своих учителей. Ему он был нужен для раскрытия своего замысла. В фигурах хлебодара и виночерпия воплощены крайности – темное отчаянье и светлое ликование. При этом узники у Иванова – двойники. Каждый мог оказаться на месте другого, но один ликует и ластится к Иосифу, словно тот его благодетель, другой в ужасе отшатнулся, как будто Иосиф его палач. Иванов изобразил одного человека в двух противоположных состояниях – отчаяния и спасения, смерти и воскрешения.

Картина произвела большое впечатление на академиков. Несмотря на вкусовые антипатии, они присудили Иванову золотую медаль.


Эскиз картины "Египетские фараоны" или "Иосиф, толкующий сны".
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. 1900-е.
Пензенская картинная галерея
www.artcyclopedia.ru

Переселение Иакова с семейством в Египет

Сон фараона о семи тучных и семи тощих коровах, означавших в толковании Иосифа урожайные и голодные годы, начал сбываться. Во время обильного урожая Иосиф наполнил амбары запасами, и когда начался голод, стал продавать хлеб иностранцам.  Среди них однажды оказались его братья, продавшие его в рабство. Их послал в Египет отец, оставивший при себе лишь младшего брата Вениамина.

Иосиф, узнавший братьев, но которые не опознали его в богатом вельможе, дал гостям хлеба и велел привезти в Египет Вениамина, оставив в залог одного из братьев. Когда привезенные запасы закончились, братья еле-еле уговорили отца отпустить с ними Вениамина и снова отправились за хлебом.

Иосиф едва сдерживал свою любовь к единоутробному брату и решил хитростью оставить его при себе, положив в мешок Вениамина свою чашу и обвинив его в краже. Братья отказались возвращаться без брата домой и просили их бросить в тюрьму вместо Вениамина, так как весть о разлуке с последним любимым сыном убьет их отца. Иосиф, убедившись, что братья его неплохие люди и раскаиваются в содеянном ими с ним, решил им открыться и велел переселяться всем вместе с отцом в Египет. Фараон разрешил семейству Иакову переехать и поселиться в Гесеме.


Братья Иосифа находят серебряную чашу в мешке Вениамина.
А. А. Иванов. 1831-1833 гг. Холст, масло. 36 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина.
А. А. Иванов. 1831–1833 гг. Бумага на холсте, масло. 49,5x62,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Иосиф открывается братьям.
Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858). 1831-1833 гг. Картон, масло. 23x38.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Драматичный момент, изображенный на картине, взят из библейской истории со счастливым концом. Иосиф, проданный братьями в рабство в Египет, вскоре возвысился и стал знатным вельможей при дворе фараона. Однажды в Египет по торговым делам пришли его братья. Он вызвал их к себе, но братья не узнали Иосифа в грозном египетском начальнике. Он, не раскрывая себя, узнал у путешественников об их семье, об отце Иакове, о младшем брате Вениамине, который остался дома – из всех он был единственным единоутробным братом Иосифа. Провожая братьев, он был с ними щедр, но одного из них оставил в залог с тем, чтобы они в следующий раз привели к нему Вениамина. Тем пришлось подчиниться. Иосиф не открылся и Вениамину, но, одаривая братьев, всегда давал ему больше, чем остальным. Не желая расставаться с ним, Иосиф придумал хитрость: он велел слуге наполнить мешки братьев серебром, а в мешок Вениамина подложить еще и дорогую чашу. Братья отправились в обратный путь, но по дороге их нагнал человек Иосифа с вопросом: «Для чего вы заплатили злом за добро? Для чего украли серебряную чашу?» Братья начали отрицать воровство, предлагали осмотреть вещи, а если у кого найдется чаша, пусть того казнят или продадут в рабство. Чаша, понятно, нашлась в мешке Вениамина. Его повезли обратно к Иосифу, но и остальные братья последовали за ним. Дело в том, что Вениамин был любимым сыном отца Иакова, и братья обещали старику привезти его целым и невредимым. Братья, некогда продавшие в рабство Иосифа и объявившие отцу, что он умер, к их чести, повторять подобный номер не хотели. Старший брат Иуда стал просить у Иосифа сделать его рабом вместо Вениамина. Это так тронуло Иосифа, что он не смог уже сдерживаться и открылся братьям во всем.

Александр Иванов написал множество эскизов к этому сюжету. Он стремился найти тот миг, то положение действующих лиц, которое можно было бы перенести на большое полотно. Но все отчетливее понимал, что этого у него не получится. Нахождение чаши – это всего лишь эпизод большой истории, да – ее поворотный момент, но он не объясняет всего, в полном объеме. Но именно, работая над этой картиной, потерпев неудачу, Иванов нашел для себя всемирный сюжет – «Явление Мессии народу», который займет его до конца жизни.

Смерть Иакова

Судьба Иакова изменилась к лучшему, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет. Прожил он в Египте, где ему отведен был богатый округ Гесем, 17 лет. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в его предсмертном благословении каждому из них.

Иаков скончался 147 лет от роду; тело его, по его завещанию, перевезено было в землю Обетованную. Погребён в священной Пещере Махпела; где также погребена его жена Лия, и патриархи с жёнами: Авраам, Исаак, Сарра, Ревекка.

Cын его Иосиф жил еще долгие годы, по-прежнему оставаясь фактическим правителем Египта. Умер он ста десяти лет от роду. Умирая, Иосиф сказал своим братьям: «Я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову».

Потомки Иакова сначала хорошо жили в Египте и даже постепенно стали забывать веру своих патриархов и поклоняться богам египтян. Потом фараоны, не помнившие заслуг Иосифа, начали евреев притеснять. Для избавления от египетского ига израильскому народу был послан пророк Моисей, который по велению Божиему их вывел из Египта. С собой они взяли останки Иосифа, чтобы по его завещанию тоже похоронить их в земле Обетованной — в Ханаане.


Патриарх Иаков, благословляющий детей
А. Штейбен (сын) (1814-1862). 1854 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке/
Роспись над аттиком в юго-западной части Исаакиевского собора.
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1128

Сюжет из Ветхого Завета. Иакову было обещано Богом, что от него произойдут многие народы, и цари произойдут от него. Патриарх Иаков, благословляющий детей своих перед смертью, предсказал, что царская власть в потомстве его будет принадлежать колену Иудину и будет непрерывно продолжаться в нём до Христа.

Иов - племянник Авраама


Иов и его друзья.
И.Е. Репин. 1869 г. Холст, масло, 133х199.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Религиозная тема этой картины мастерски изображена Репиным согласно всем канонам академической школы. Именно за неё молодой тогда ещё художник получил Малую золотую медаль. Глубокие страдания праведника переданы очень реалистично. Измождённый старик предстаёт перед нами словно окутанным вуалью сострадания навестивших его друзей. Фон картины – яркая, залитая солнцем вершина горы, - символ окончания страданий Иова, его торжественного восхождения к вечности. Илья Репин. Сайт художника


Иов и его друзья.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825). Конец 1810-х (?)/ Холст, масло. 33 x 46 см
  Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Тэги: Ветхий Завет в живописи, изобразительное искусство, Троица, библейские образы и сюжеты, Иванов А.А., Шагал М.З., Ломтев Н.П., Семирадский Г.И., Бруни Ф.А., Репин И.Е., Горюшкин-Сорокопудов И.С., Боровиковский В.Л.

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню