Картина М.М. Зеленского "Воскрешение дочери Иаира"
М.М. Зеленский. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, поступила в 1885 в дар из Императорской Академии художеств
Религиозные картины, это произведения созданные на избранные христианские сюжеты из уникального памятника человеческой культуры - Библии. В произведениях искусства на религиозные темы находят свое отражение представления о красоте и нравственном идеале, размышления о добре и зле. "Евангельский рассказ, какова бы ни была его историческая достоверность, - писал известный русский художник и.Н. Крамской, - есть памятник действительно пережитого человечеством психологического процесса". И неудивительно, что на протяжении веков многие художники обращались вновь и вновь к этим извечным темам.
На евангельский сюжет была написана и картина Михаила Михайловича Зеленского (род. 1843 -?) "Воскрешение дочери Иаира". Она была создана как конкурсная работа на первую Золотую медаль в Академии художеств, которую Зеленский заканчивал в 1871 году. "Тогда собрался целый конгломерат талантов, которые должны были получить медали. - Пишет Поленов в своих воспоминаниях. - По исторической живописи, например, было пять конкурентов: Репин, я, Зеленский, Макаров и Урлауб, между тем как в уставе Академии сказано, что по каждой отрасли может быть выдана одна медаль. Мы очень волновались". Чуть позже Поленов пишет своему другу Ф. В. Чижову: "Работа на первую золотую медаль есть вещь серьезная и очень трудная, конкурс большой, то есть пять человек конкурирующих и два из них очень сильны, а медаль по уставу выдается одна или, в крайнем случае, две. Все это весьма затруднительно".
Темой для картины, заданной Академией художеств послужил известный евангельский сюжет: воскрешение дочери Иаира. Наиболее подробно этот сюжет раскрыт в Евангелии от Марка: проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. И вот Он "возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частию ради учения, а частию ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых". Он попросил Христа исцелить его заболевшую дочь, которой было всего двенадцать лет. Иисус согласился, но через некоторое время ему сообщили, что девушка умерла. "(36) Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. (37) И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. (38) Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. (39) И вошедши говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. (40) И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. (41) И взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа-куми", что значит: "девица, тебе говорю, встань". (42) И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. (43) И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть". (Марк 5, 36-43).
Художник представил традиционный академический евангельский сюжет как правдивую, полную жизни, сцену человеческого горя. Он выбрал момент, предшествующий совершению чуда. Только что Христос вошел в дом, а за ним его ученики Петр и Иоанн. На ложе у окна лежит умершая девушка, которую поддерживает мать, рядом в горе замер отец. Лицо Иаира искажено страданием, он потерял любимое дитя, но в его глазах устремленных на Иисуса Христа и взоре матери теплится надежда, которая сочетается с опасением или неверием.
Зеленский строит картину по классической схеме, помещая изображение происходящего на среднем плане. Свет, льющийся из открытого окна, освещает главных действующих лиц. Наиболее яркое пятно света ложится на Иаира и лежащую девушку, освещая их лица. Затененность интерьера в глубине создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания чуда.
Композиционным и смысловым центром картины является фигура Христа, ее четкая и стройная вертикаль поддерживается стоящей позади него фигурой апостола Петра. Сочетание вертикальных и горизонтальных линий (фигура лежащей девушки, линии пола, оконный проем) направляет взгляд зрителя и сосредотачивает его внимание на происходящем событии. Движение в картине передано отклонившейся влево фигурой отца, которое останавливается успокаивающим жестом Христа.
Лицо Иисуса, обрамленное рыжеватыми волосами до плеч и небольшой бородкой, сосредоточено, а поза величава. Яркие цвета одежды Христа - синий гиматий (гиматий - (греч.) - верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани;
надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой) и красная туника, классическое иконографическое облачение, акцентируют на его фигуре внимание зрителей. Пурпурный (красный) и голубой (синий) несут в иконописи
символическую окраску. Первый - царственный, земной, второй - небесный;
сочетание этих двух цветов символизирует сочетание двух природ во
Христе.
Картина написана в теплых тонах, цвета немного приглушены. Выделяя светом основную группу, художник достигает колористической обобщенности полотна. Яркий красный цвет туники Христа перекликается с приглушенным красным цветом драпировки ложа. А звучный холодноватый синий цвет гиматия находит отклик в приглушенном цвете одеяла, прикрывающего тело девушки и сине-зеленом мафории (мафорий (греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят), накинутом на голову матери.
Законченную работу Зеленский представил на конкурс, состоявшийся 2 ноября 1871 года. Художники очень волновались, ведь их было пятеро. По просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств, первую золотую медаль присудили всем участникам конкурса. В итоге награды распределились следующим образом: "Зеленский получил первую, Репин - вторую, Поленов - третию - полные пенсионеры, остальные два - Макаров и Урлауб - условно". Наградой за работу всем конкурсантам послужила шестилетняя поездка за границу на казенный счет, которая предоставлялась лишь лучшим выпускникам Академии художеств.
Таким блестящим образом завершил М.М. Зеленский свое обучение в Академии художеств по курсу исторической живописи. Обучаясь с 1855 по 1871 год, за свои студенческие работы он
получил две малых и две больших серебряных медали, малую золотую медаль
за программную работу "Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его
Сапфиру за ложь" (1863) и большую золотую медаль за выпускную работу
"Христос воскрешает дочь Иаира" (1871).
Судьба классного художника 1 степени Михаила Михайловича Зеленского оказалась на редкость трагичной. В 1872 году М.М. Зеленский отправляется в европейскую поездку. К
сожалению, художник не смог ни ознакомиться с западным изобразительным
искусством, ни просто пожить жизнью русского пенсионера. Он серьезно
заболевает, прерывает командировку и необъяснимо исчезает из
художественной жизни русского общества - ни его работы, ни сведения о
нем в последующие годы не появляются.
Царева Т.Б.
© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
www.radmuseumart.ru