Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» открылась в Музее им. Рублева
Лишь один из этих памятников – «Апостол Павел» – из постоянной экспозиции ЦМИАР. Ранее он находился в одной из церквей Весьегонского района, куда свозили иконы из закрытых храмов. Две другие иконы – у него «в гостях»: «Христос Вседержитель» приехал из Тверской областной картинной галереи, куда он попал в 1938 г. из Весьегонского художественного музея (в тверском собрании это самая ранняя икона), а «Богоматерь» находится в частной коллекции. «У всех трех икон разный провенанс, мы пока не можем сказать, откуда они изначально происходят, кто был их заказчиком, но совершенно очевидно, что их технологические и художественные характеристики очень близки», – сказала в интервью «Благовест-инфо» куратор выставки – кандидат искусствоведения, ученый секретарь ЦМИАР Мария Яковлева.
Фото: Ю.Зайцевой
Интересно, что иконы «Христос Вседержитель» и «Апостол Павел» ранее уже «встречались»: в 1990-е гг. их выставляли вместе. Куратор упомянула ряд публикаций своих старших коллег, которые доказывали их принадлежность к одному ряду и высказывали предположение о датировке. Сейчас, когда воссоединились три иконы, можно более точно сказать, что деисусный чин был создан в третьей четверти XV столетия, в период относительной политической стабильности в тверских землях, незадолго до их присоединения к Московскому княжеству. Особенности стиля и иконографии свидетельствуют о том, что образцами для мастеров Деисуса послужили памятники греческого художественного круга. Манера ведущего иконописца, исполнившего образ Христа Вседержителя, сформировалась под влиянием константинопольской живописи первой половины XV века. Он старался воспроизвести ряд византийских художественных приемов, но интерпретировал их по-своему. Яковлева, в частности, указала на «тяжелые подглазья» и две параллельные складки на верхнем веке у всех персонажей, что дает «острое, взыскующее выражение ликов».
Помимо сходства живописной манеры, нельзя не увидеть и различий: образы Христа и Богоматери «более византинизирующие», тонкие, а апостол Павел ближе к так называемой «посадской» школе тверского ореала, и эти различия наиболее заметны на примере личного письма. Яковлева заметила интересную деталь, которую удается рассмотреть не сразу: над правой частью лба апостола есть совсем небольшое затемнение, которое отсылает к древним образам, где художники писали хохолок темных волос, что, наряду с развивающейся бородой, напоминало о стремительном, энергичном характере Павла. Русский мастер тверского чина отдает должное византийской традиции, но по-своему, «не нарушая цельности образа», отметила искусствовед.
В целом же можно сказать, что главный мастер артели стремился к созданию плавных силуэтов, что должно было хорошо восприниматься на расстоянии. Куратор отмечает также склоненную фигуру Богоматери и прямую осанку апостола Павла и предполагает, что подобным же образом были решены парные им иконы по другую сторону от центральной фигуры Христа: соответственно, св. Иоанна Предтечи и апостола Петра. Такое чередование ритма препятствовало монотонности восприятия, считает она.
Вопрос о происхождении Деисуса остается открытым. Если предположить, что деисусный чин мог включать семь икон, то он должен был поместиться в иконостас шириной 4 м – это мог быть сравнительно небольшой монастырский храм, осторожно размышляет куратор. Возможно, храм был не очень богатым, если иметь в виду, что иконы не были закрыты драгоценными ризами (следы прикрепления небольшого венца есть только вокруг головы Христа). С другой стороны, великолепное качество живописи предполагает и состоятельных заказчиков.
Было бы настоящим чудом, если со временем нашлись бы и другие иконы из этого чина, считают музейщики. Но уже то, что все три иконы после долгого перерыва объединились в одном экспозиционном пространстве и впервые предстали как художественный комплекс, позволило не только уточнить их образные и стилистические характеристики, но и по-новому взглянуть на творческую активность в Тверском княжестве – одном из наиболее значительных культурных центров Древней Руси.
Выставка открыта в ЦМИАР с 4 июля по 11 августа 2024 года.
Юлия Зайцева
Благовест-инфо
04.07.2024
Ещё по теме:
- В Музее им. А. Рублева пройдет тематический вечер, посвященный образу христианского целителя
- В Музее им. Андрея Рублева пройдет выставка русского религиозного искусства из греческих коллекций
- Лекторий Музея имени Андрея Рублева предлагает лекции о византийской и русской иконографии
- В Музее им. Рублева состоится лекция о сюжете Воскресения Христа в искусстве средневековой Европы и православной иконографии
- В Музее им. Андрея Рублева состоится цикл лекций «Иконография Рождества Христова, Рождества Богоматери и святых»
- В Музее им. Андрея Рублева расскажут об иконографии Богоматери в ранневизантийском искусстве
- В Музее им. А. Рублева пройдут циклы лекций по иконографии православных праздников
- В Музее Рублева состоится лекция «Иверская икона Богоматери: хранительница Афона и Русской земли»
- В Музее им.А. Рублева расскажут о ветхозаветных прообразах в живописи Византии и Древней Руси
- В Музее им. Андрея Рублева расскажут об образах четырех стихий в христианском искусстве
- В Музее им.Андрея Рублева начинает работу лекторий, посвященный иконографии христианского Востока и Запада
- Выставка икон в Музее им. Андрея Рублева позволяет совершить виртуальное паломничество по Святой Руси XVII–XIX веков
- Основные типы изображения Богоматери и Иисуса Христа в искусстве Византии и Древней Руси рассмотрят в Музее им. А. Рублева
- В Музее им. А. Рублева состоится лекция о храмовом искусстве греческих островов
- «Четырехрукую» икону и надгробие покажут на выставке в Москве
- В Музее русской иконы представили «Изведение апостола Петра из темницы»
- Темой года в Семейном клубе Музея им. А.Рублева станет искусство восточно-христианского мира
- В Музее им. А. Рублева представят икону XVII века «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» после 10-летней реставрации
- Ко дню памяти о перенесении Нерукотворного Образа Христа из Эдессы в Константинополь Музей им. А. Рублева подготовил специальные экскурсии
- В Музее им. А. Рублева пройдет цикл лекций «Святыни Константинополя»
- Тему искусства византийского мира в XIII веке рассмотрят на конференции, посвященной святому Александру Невскому
- С искусством восточно-христианского мира познакомятся участники Семейного клуба в Музее им. А. Рублева
- В Музее им. А. Рублева расскажут об апокалиптической тематике в византийском и древнерусском искусстве
- В Музее им. А. Рублева продолжает работу лекторий «Апокалипсис в христианском искусстве»
- Выставка «Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве» открывается в Музее им. А. Рублева
- В Музее им. А. Рублева начинает работу лекторий «Сюжеты и образы Ветхого Завета в искусстве Византии и Древней Руси»
- На выcтавке в Таганроге представлена икона Александрийского патриарха святителя Иоанна Милостивого 1705 года
- Выставка в Музее им. А. Рублева знакомит с иконографией Святого семейства в русской иконописи
- В Музее им. А. Рублева состоится лекция «Иконография Распятия Христова в восточнохристианском искусстве»
- В Музее им. А. Рублева пройдет лекция «Стихии в христианском искусстве: образы огня и воды»
- В Музее им. А. Рублева проходит выставка «Модерн в русской иконе»
- В Музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Гармония эмали. Меднолитая пластика»
- В Музее им. А. Рублева открылась выставка «Святые жены»
- В Музее им. А. Рублева расскажут о композиции «Шествие в Рай» в древнерусской живописи
- В Музее им. А. Рублева пройдет цикл лекций о ветхозаветных образах в византийском и древнерусском искусстве
- О влиянии византийского искусства на русскую иконопись расскажут в Музее им. А. Рублева
- В Музее им. А. Рублева расскажут про образ Христа в иконописи
- Лекторий в Музее им. А. Рублева будет посвящен земной жизни Богоматери и Христа
- В Музее им. А. Рублева открывается выставка произведений церковного искусства XV – начала XX века «Сотворение мира»
- В Музее им. А. Рублева расскажут об иконографии Великого поста
- В Музее им. А. Рублева состоится лекторий «От Великого поста до Троицы»
- Круглый стол «Не только Византия» пройдет в Музее им. А. Рублева
- В Музее им. А.Рублева пройдут мероприятия, посвященные песнопениям Благовещения
- В Музее им. А. Рублева расскажут о взаимосвязи западной гравюры и русской иконы
- В Музее им. А. Рублева состоится лекция «Благая весть и Акафист Пресвятой Богородице: особенности иконографии Благовещения»
- В Музее им. А. Рублева открывается выставка «Мистическое обручение»