Пасхальные открытки по рисункам русских художников
Патриарх Антиохийский Макарий и его сын архидьякон Павел Алеппский, посетившие в XVII веке Россию, так описывали народные обычаи в Пасхальную седмицу:
"Во все дни этой недели мальчики и маленькие дети во всех приходах с большою радостью звонят в колокола беспрерывно днем и ночью, что представляет для них большую забаву и удовольствие. Да будет ведомо тебе, читатель, что Пасха у них продолжается до четверга Вознесения.
Всякий, встречаясь здесь с друзьями и знакомыми, дает им красное яйцо и целует в уста, говоря: «Христос воскресе», точно так же целуются при встрече и с тем, кто возвратился из поездки.
Винные лавки и питейные дома с самого начала поста до Нового воскресенья (Фомина) оставались запечатанными, содержателям их никоим образом не разрешается на Святой неделе открывать свои заведения, ибо в продолжение ее за этим наблюдают гораздо строже, чем во время Великого поста. Равным образом и в течение всего года питейные дома, обыкновенно, остаются закрытыми от кануна воскресенья до утра понедельника, так же делается и во время больших праздников.
На этой неделе стрельцы рыскали по городу, как огонь, и если где находили пьяного, производящего беспорядок, то тащили его в приказ и засаживали под арест на несколько дней, после нанесения многих ударов; это мы видели сплошь и рядом".
Эти обычаи нашли отражение и в пасхальной открытке конца 19 - начала 20 веков. Впервые художественные пасхальные почтовые открытки с весенними акварелями Николая Каразина были изданы "Общиной святой Евгении" в 1898 году. Попечительницей "Общины святой Евгении" была принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1928), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.
В дореволюционные годы в больших количествах выпускались
открытки с оригиналов работ известных художников
Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира
Лебедева, Михаила Гермашева и других.
Пасхальные открытки по рисункам Михаила Гермашева
В начале XX века очень популярным у российской публики разного сословия был художник Михаил Маркианович Гермашев (Бубело). Он активно сотрудничал с издателями почтовых карточек, которые выпустили большое количество открытых писем с репродукциями его картин. Некоторые из них он специально рисовал под открытки, усиливая цвета, приближая их к народному лубку. В 1904-14 гг. Михаил Маркианович тесно сотрудничал с рижским издательством художественных открыток «Ленц и Рудольф» (Lenz & Rudolff-Riga). М. Гермашев также иллюстрировал детские книжки.
Всенощная.
М.М. Гермашев. Изд. Verlag Lenz & Rudolff
После заутрени.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Возвращение с заутрени.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Вечер перед Пасхой.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930). 1904 г.
Приготовление к Пасхе.
М.М. Гермашев. Изд. Ленц и Рудольф, Рига
Пасхальная ночь в Московском кремле.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Пост завершён.
М.М. Гермашев. Изд. Verlag Lenz & Rudolff
На Пасху.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Пасхальный звон.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930)
Народный праздник на Пасху.
Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло) (1867-1930). Между 1904 и 1914 гг.
Издательство "Ленц и Рудольф" (Рига)
Пасха. Утро на позиции.
М.М. Гермашев (Бубело)
Пасхальные открытки по рисункам Бориса Зворыкина
Борис Васильевич Зворыкин (1872—1942) - русский художник, график-орнаменталист. С 1898 г. Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для лучших российских издательств — И. Н. Кнебеля, А. И. Мамонтова, И. Д. Сытина в Москве, А. А. Левинсона и А. Ф. Маркса — в Петербурге на темы русских сказок, пословиц и поговорок, видов монастырей и пр. Последовательный приверженец и творец "русского стиля", Зворыкин был высоко оценен членами императорской фамилии и привлекался для выполнения заказов Императорского двора – известны исполненные им меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 гг. художник участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность императора. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. cliparti.jimdo.com
Христос Воскресе!
Зворыкин Б.В. 1910 г. Акварель, тушь, графитный карандаш. 13x9,5.
Рисунок для пасхальной открытки
Христос Воскресе!
Зворыкин Б.В. 1910 г. Акварель, тушь, графитный карандаш. 13x9,5.
Рисунок для пасхальной открытки
Пасхальная открытка по рисунку Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942). 1900 г.
Пасхальные открытки по рисункам Федота Сычкова
У церкви на Пасху
Сычков Ф.В. Открытка
Христос Воскресе! Пасха.
Сычков Ф.В.
Пасхальное утро в семье.
Ф.В. Сычков. Открытка
Игры на Пасху.
Ф.В. Сычков
Пасхальная игра в кучки.
Ф.В. Сычков. Между 1904-14 гг. Открытка изд.Ришара (СПб.)
В игре в кучки надо было отгадать под какой горкой песка спрятано яйцо
Игра в битки.
Ф.В. Сычков. Пасхальная открытка
В битках проигрывал тот, чье яйцо первым лопнет при постукивании о яйцо второго играющего
Елизавета Бём
Одним из крупных мастеров жанра пасхальной открытки была художница Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), ученица выдающегося русского художника Ивана Крамского. Она создала более трехсот акварелей и мгновенно узнаваемых черных силуэтов с изображением сценок из жизни детей деревни, была точна в исторических деталях. Художница часто сопровождала изображение поучительными перифразами из известных русских пословиц и поговорок.
Весна идет, полна чудес - Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Е.М. Бём
Курица Федорка да петух Егорка с Праздничком поздравляют, счастья желают.
Е.М. Бём. 6-е издание, №141
Дорого яичко в Христов день.
Е.М. Бём
На здоровье кушай, никого не слушай. На то и праздник.
Е.М. Бём
Наварила, напекла, не для Грицки, для Петра.
Елизавета Бём
В будни поработаем - В Праздник погуляем.
Е.М. Бём
Христово Воскресенье, всем на веселье!
Е.М. Бём
В семье друг друга все дарят
Яичком ярко-красным.
И все ликуя говорят,
Встречаясь утром красным:
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Пришла нам весточка с небес!
Е.М. Бём
Христос Воскрес!
Е.М. Бём
Христос Воскрес!
Е.М. Бём
Дорогой обычай в Великий день.
Е.М. Бём
Пасхальные открытки с черными силуэтами.
Е.М. Бём
Иван
Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти
силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”.
Пасхальные открытки по рисункам Алексея Транковского
Поднесение сахарного яйца.
Транковский Алексей Иванович
Катание яиц.
Транковский Алексей Иванович (2-я пол. ХІХ ст. - нач. ХХ ст.).
В начале XX века картины Транковского на исторические и народные темы пользовались большой популярностью в России. Художник был очень внимателен не только к сюжету, но к деталям. Поэтому многие его живописные работы печатались в различных журналах и как иллюстрации к книгам. Но больше он прославился как автор российских дореволюционных почтовых открыток.
Пасхальные открытки по рисункам Василия Эшкичевича
Страстной четверг.
В.К. Эшкичевич. Открытка С.-Петербургского издательства «Ришаръ»
Пасха.
В.К. Эшкичевич
Пасха.
В.К. Эшкичевич
Пасха.
В.К. Эшкичевич
Неугасимый огонь.
В.К. Эшкичевич
Эшкичевич Василий Константинович (1877-...) - незаслуженно забытый русский художник. Его картины известны только по нескольким почтовым открыткам, дошедшим до наших дней.