Святая Земля в творчестве Максима Воробьева
В статье рассматривается важный этап в становлении творчества художника М. Н. Воробьева - путешествие на Святую Землю. Именно в этот период художник все чаще начинает проявлять свое мастерство и талант в области рисунка и живописи. В статье анализируются самые значительные работы художника этого периода, прослеживается развитие мастерского подхода к изображаемому объекту и выявляются характерные особенности творческого письма художника.
The article deals with an important stage in the artist M. N. Vorobyov's oeuvre - the Journey to the Holy Land. During this period the artist developed increasingly his skill in drawing and painting. The paper analyzes his most significant works of this period, traces the development of his mastery evident in his approach to the depicted object, and identifies the characteristics of creative writing of the artist.
Ключевые слова: романтизм, восточный период, рисунки, акварели, манера написания.
Keywords: romanticism, oriental period, drawings, watercolors, the manner of writing.
Приступая к рассмотрению данного периода творчества художника, следует отметить, что оно мало изучено. Известный искусствовед А. Федоров-Давыдов в свое время затрагивал только ранние работы М. Воробьева в статье «Молодой Максим Воробьев». Изучение данного периода художника необходимо для более ясного представления становления стиля его творчества, так как именно в этот период он наиболее четко проявляет свои художественные способности.
Гробница Авессалома и мост через Кедрон.
Максим Воробьев. 1820 г. Картон, сепия, тушь, кисть, перо, 19,9х24,8.
Государственная Третьяковская галерея
Гробница Авессалома.
Максим Воробьев. 1820 г. Бумага, сепия, тушь, кисть, перо, 19,7х25,2.
Государственная Третьяковская галерея
Изучение восточного периода в творчестве М. Н. Воробьева следует начать с небольшой серии рисунков, на которых основным объектом изображения является Иосафатова долина (долина Кедрона). Исходя из анализа данных работ, следует, что основной задачей художника являлась зарисовка гробницы Авессалома и гробницы пророков с документальной точностью. Гробница представлена на двух рисунках с разных точек зрения. На рисунке «Гробница Авессалома и мост через Кедрон» (1820 г., ГТГ) памятник изображен с северо-восточной стороны Иосафатовой долины. Пространство работы заполняют несколько фигурок людей, восхищающихся архитектурным памятником. На другом рисунке (1820 г., ГТГ) гробница показана с северо-западной стороны долины. Удачный ракурс, выбранный художником, позволяет осмотреть не только гробницу Авессалома, но и долину, в которой она находится.
Женщина из Сен-Жан д'Акры.
Максим Воробьев. 1820 г.
Караван-сарай в Тантуре.
Максим Воробьев
Арапки в Тантуре.
Максим Воробьев
Яркой особенностью творчества художника является также то, что в своих работах он передает характер персонажей и атмосферу места, в котором находится. Художник изображал людей как среди архитектуры, так и отдельно от нее. Исходя из этого показательным примером может служить рисунок «Женщина из Сен-Жан д'Акры» (1820 г., ГТГ), где художник с большим мастерством передает образ молодой восточной женщины. Позу, лицо, Воробьев рисует очень реалистично. Ему удается передать душевное состояние человека через выражение глаз. Примечательно также, что в итальянский период художник неоднократно будет обращаться к образу человека как к объекту эмоций, страданий и душевной гармонии, стараясь передать психологизм образа в целом. Бесспорно, интерес художника к внутреннему миру человека, зарождается именно в путешествии по Востоку. В своих ранних работах художник в основном пишет архитектуру и не придает особого значения фигурам. Относительно человека как объекта в картинах данный аспект у М. Н. Воробьева выражен по-иному, чем у других художников. В его работах отсутствует отношение к человеку как к дополнению к картине. Человек органично соединяется с окружающей его обстановкой. Идущее от Ф. Я. Алексеева изображение человека только для характеристики местности получает у Воробьева свое дальнейшее развитие. Характерным примером в данном случае могут служить две графические работы «Арапки в Тантуре» (1820 г., ГТГ) и «Караван-сарай в Тантуре» (16 сентября 1820 г., ГТГ). Здесь человек становится главным смысловым центром. Каждая фигура наполнена движением. Художник наделяет характером каждый образ в работах, так, в «Караван-сарае» бедуины на первом плане активно ведут беседу, на втором плане художник рисует фигуру мужчины, лицо которого выглядит задумчивым. Фигуры теперь изображаются художником не маленькими точками, как это было характерно для ранних его работ, а в правильном соотношении с архитектурой. В акварели «Арапки в Тантуре» фигуры в ярко-голубой одежде на бледно-охристом, зеленом фоне выдвигаются на первый план. Мазок кисти профессионально положен на бумагу, а обводка только подчеркивает силуэт фигур.
Мертвое море.
Максим Воробьев. 1820 г. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо, 21,4х34,2.
Государственная Третьяковская галерея
Относительно особенностей творчества М. Воробьева примечательно отметить его интерес к морской тематике. За время своего преподавания в Академии художеств Воробьев обучил немало художников, впоследствии получивших признание публики и ставших знаменитыми. Среди них такие мастера пейзажа, как М. И. Лебедев, И. К. Айвазовский, Никанор и Григорий Чернецовы, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбов и многие другие. В частности, Воробьев создает акварельную работу вид на «Мертвое море» (1820 г., ГТГ), где тонкая линия песчаного берега проходит по всей ширине бумаги, тепло-голубое море, белый песок и жаркое небо придают романтическое настроение всему произведению. Как видно из данной работы, художник предпочитает использовать только чистые цвета, без добавления темных оттенков, что является главной особенностью художественного письма Воробьева. Фигуры удачно вписаны в пейзаж, что еще в большей степени погружает зрителя в работу. Исходя из вышенаписанного возросший интерес художника к такому жанру в искусстве, как «марина», будет играть важную роль в творчестве художника и проявится в дальнейшем видах Петербурга и Италии.
В Сирийской пустыне.
Максим Воробьев. Этюд. 1820 г. Холст, масло, 19,3х32,5.
Государственная Третьяковская галерея
Анализируя работы восточного периода М. Воробьева и выявляя в них характерные особенности, примечательно остановиться на рисунке «Вид Белых Гор близ Мертвого моря» (1820, ГТГ). Рисунок выполнен для разработки светотени и является подготовительным к этюду «В Сирийской пустыне», выполненному в том же году маслом на холсте. Художник строго разделяет первый и второй план. Первый план показан в тени, второй - в ярком свете солнца. Горы на третьем плане окутаны дымкой воздуха. «Дымка застилает очертания отдельных объектов, живописно "съедает" внутренние детали в больших массах...» [Святая Земля в русском искусстве. М., 2001. С. 453]. Исходя из визуального анализа, композиция работы решена удачно. М. Н. Воробьев строит пространство через соотношение первого и второго плана. Горы тянутся из глубины пространства зигзагообразной линией. Что касается цветовой палитры красок, то для данной работы характерно использование оттенков голубого, серого, бледно-желтого, коричневого цветов, что свидетельствует о Воробьеве как о художнике романтического склада, чувствовавшем гармонию цветовых соотношений.
Внутренний вид храма в Иерусалиме.
Максим Воробьев. 1821 г. Холст, масло, 67,5х57.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1821 г. художник, возвратившись в Петербург, создает ряд картин на основе натурных зарисовок, сделанных во время путешествия по Святой Земле. Главной темой его живописных произведений становятся города Иерусалим и Вифлеем. Относительно этого времени художник пишет картину маслом на холсте «Внутренний вид Храма в Иерусалиме» (ГРМ). В ходе изучения работы следует обратить особое внимание на тот момент, как художник ведет линию - он прорисовывает все детали храма, не отрывая карандаш от плоскости. Это является характерной особенностью письма художника - его внимательное отношение к объекту изображения, четкое выведение линий и построение перспективного сокращения на плоскости холста.
Иерусалим днем.
Максим Воробьев. 1830-е. Холст, масло, 42,5х57.
Государственная Третьяковская галерея
Иерусалим ночью.
Максим Воробьев. 1830-е. Холст, масло, 79,3х128.
Государственная Третьяковская галерея
В 1830-е гг. М. Н. Воробьев пишет картины маслом, посвященные Иерусалиму: «Иерусалим днем» (ГТГ) и «Иерусалим ночью» (ГТГ). Основной особенностью данных работ является то, что один сюжет показан художником в разное время суток. Примечательно, что такой подход был характерным элементом для художников того времени. Влияние немецкого романтизма нашло свое отражение в выборе меланхоличных, лирических сюжетов. Относительно данных работ следует отметить, что обе пропитаны атмосферой кристально-чистого воздуха, композиционно решены с учетом всех академических требований и выдержаны в определенной колористической гамме, сквозь которую передается особое романтическое настроение изображаемого места.
Исходя из данного анализа восточного периода М. Н. Воробьева, можно сделать выводы, что особая атмосфера мистического, таинственного присутствует в каждой работе художника. Воробьев как человек, получивший лучшее художественное образование в стенах Академии художеств в Петербурге, ставит основной своей целью придать работам романтический оттенок за счет расстановки объектов в пространстве, при помощи света и цветовой палитры красок. Характерной чертой всех романтиков являлся поиск всего необычного, загадочного, и небо является самым удачным объектом воплощения романтизма. Воробьев, не жалея красок, пишет замечательное, наполненное таинственностью утреннее и ночное небо Иерусалима. Мягкая манера нанесения красок и плавные переходы цвета придают его работам поэтичность, особую созерцательность. Романтики по своей натуре были склонны к путешествиям, которые являлись для них своего рода открытием мира, постижением его тайн и красоты, следовательно, недаром Воробьева так привлекали местные жители. В них он как чужеземец видел что-то незнакомое ему, таинственное. Иное понимание мироздания, иные обычаи, иная манера одеваться, исходя из этого можно с уверенностью сделать заключение, что романтизм Воробьева присутствует и в самом путешествии по Святой Земле.
Т. И. Болтаевская
Вестник Вятского государственного университета. 2011