RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 декабря 1917 секретарь ИППО А. А. Дмитриевский разослал извещения о панихиде по М. П. Степанову

21 декабря 1937 тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу архиеп. Самарский Александр (Трапицын), пожизненный действительный член ИППО, священномученик

23 декабря 1885 Совет ИППО решил ассигновать Иерусалимскому Патриарху Никодиму 15 тыс.руб. на нужды церквей и школ

Соцсети


В.В. Верещагин. Палестинская серия

Напряженная работа над Балканской серией тяжело повлияла на душевное и физическое состояние Верещагина. Он пытается дистанцироваться от военной темы в искусстве, заявляя: 

«Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого»1.


Одна из старых еврейских могил близ Иерусалима. 1883-1884. Частная коллекция

Верещагин писал Стасову 27 сентября/9 октября 1882 из Парижа: 

«Не думайте, чтобы все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы. Солнечные удары, которые я имел бессчетное число раз со рвотою, бредом и проч[им], — сделали то, что даже под зонтиком я не могу ходить по солнцу, не рискуя получить головную боль». Далее художник описал, как получил остальные свои «следы»: ноющие раны в бедре, шрамы от когтей молодого барса, укусы бешеной лошади, переломы от схватки с большой собакой, ушибы при падениях на горных перевалах, трясущую его лихорадку, а в конце он подвел итог: «Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась»2.

В начале 1884 года Верещагин решил уехать с женой в новое путешествие — на Ближний Восток, чтобы восстановить душевные силы и набраться новых впечатлений. Поездка по святым местам Палестины и Сирии вызывала у Верещагина научно-познавательный интерес, побудила погрузиться в изучение Ветхого и Нового Завета и вдохновила вновь приняться за работу. В путешествии он, как обычно, писал многочисленные этюды с натуры, а в Мэзон-Лаффит создавал крупные произведения, такие как «Стена Соломона» (1884–1885, частное собрание) и «В Иерусалиме. Царские гробницы» (1884, ГРМ).

Как свидетельствует переписка Верещагина с женой, он читал получившую в те годы известность книгу «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, французского историка христианства. Под влиянием писателя Верещагин, как многие его современники — И.Н. Крамской, В.Д. Поленов, Н.Н. Ге — пытался показать человеческую природу Христа, отодвигая на второй план божественную сущность. Он создал ряд картин, прибегая к неканонической трактовке Евангельских сюжетов, («Святое семейство», «Воскресение Христово», «Христос на Тивериадском озере», «Иисус и Иоанн Креститель на Иордане» и другие), делая акцент на нравственно-повествовательной форме выражения. Вместе с тем это была честная позиция художника, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», искренне убежденного в своем правильном восприятии Евангельской истории. Крайняя степень независимости в суждениях не позволяла ему подчиняться чужим правилам морали, поэтому он не признавал культовых обрядов ортодоксальной церкви. Верещагин не переносил ханжества, «показной, притворной набожности»3, не считал христианами тех, кто убивал себе подобных, и писал: «Христа уважаю, но правилам его мало следую» 4.


Два еврея. Этюд для картины Стена Соломона в Иерусалиме. 1883-1884


Еврей. Частная коллекция 

Произведения этого цикла были подвергнуты церковной цензуре в Европе и никогда не выставлялись в России. Венский князь-архиепископ Целистин-Иосиф, кардинал Гангльбауер предлагал снять картины Верещагина «Святое семейство» и «Воскресение Христово» и даже закрыть выставку, однако не был услышан и опубликовал в газетах письмо. В нем говорилось:

«Я пришел к горестному убеждению, что эти две картины, основанные на библейских текстах, цитированных тенденциозно и истолкованных ложно, в ренановском смысле, — эти картины поражают христианство в его основных учениях и недостойным образом стараются подорвать веру в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим» 5. 

В ответ на обвинение в кощунстве Верещагин выступил с заявлением в прессе, в котором подробно изложил свои рассуждения об евангельских текстах и предложил собрать Вселенский собор для разрешения спорных вопросов.

Экспонирование картин сопровождалось скандалом на выставке в Вене в 1885 году. Верещагин писал жене:

«Какой-то сумасшедший, проповедовавший перед моими картинами, все спрашивал мой адрес. Другой, как ты знаешь, бросил витриоль (купоросное масло, устаревшее название концентрированной серной кислоты. — С.К.), и хотя не столько испортил, сколько хотел, но все-таки несколько рам надо перезолотить, одну маленькую картинку переписать, 5 других поправить и в «Воскресенье» всю правую половину переписать, если только полотно не лопнет, так как местами кислота прошла через краску» 6.

Позже значительную часть работ из этого цикла Верещагин увез в США, где они были проданы на аукционе 1891 года.


Стена Соломона. 1884 -1885


В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884 (1885?). ГРМ

Лучше всего объясняет свою позицию сам художник в своей статье «Реализм»:

«Реализм не является противником чего-либо такого, что дорого для современного человека, - он не расходится ни со здравым смыслом, ни с наукою, ни с религией!...

Еще больше враждебных комментарий вызвали мои картины с религиозными сюжетами. Но разве я коснулся неуважительно христианских догматов нравственности? Нет, я ставлю их очень высоко. Разве я нападаю на идею христианства или на ее Основателя? Нет, я питаю к ним величайшее уважение. Разве я пытался умалить значение креста? Нет, это было бы полнейшей невозможностью.

Я прошел по всей Святой Земле с Евангелием в руке; я посетил места, освященные много веков назад присутствием в них нашего Спасителя. Следовательно, у меня должны были явиться и явились свои собственные идеи и представления о том, каково должно быть воспроизведение многих событий и фактов, упоминаемых в Евангелии. Идеи мои необходимо отличаются от представлений художников, никогда не видавших декоративной стороны Святой Земли, никогда не наблюдавших лично ее население и нравов последнего» 7.

У Верещагина наступил период творческой зрелости в искусстве. Художник осознает, что пора возвращаться на Родину. В 1887 году он окончательно переезжает в Россию.
_______________
1 Из письма В.В. Верещагина к В.В.Стасову от 17/29 апреля 1882. // Василий Васильевич Верещагин. Избранные письма. Сост., предисл. и примеч. А.К.Лебедев. М, 1981. С.123
2 Избр. письма. С.130 (орфография Верещагина)
3 Верещагин В.В. Повести. Очерки. Воспоминания. Статья «Реализм». М.,1990. С.195.
4 Избр. письма. С.131
5 Цит. по: Булгаков Ф.И. Василий Васильевич Верещагин и его произведения. СПб, 1896. С.87–88.
6 В.В.Верещагин — Е.К. Верещагиной (Фишер). 22 декабря 1885/3 января 1886, Вена://Верещагин. Избр. письма. С.141–142.
7 Цит. по В.В.Верещагин. Повести. Очерки. Воспоминания. М., 1990. С.195, 198.

Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки В.В.Верещагина

Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Тэги: Верещагин В.В., изобразительное искусство, Святая Земля, Палестина

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню