RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Храм святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду Иерусалима

Глава 2. Благоустройство и торжественное освящение храма святой Марии Магдалины


Строительство храма св. Марии Магдалины. 1888 г.
Фото монаха Тимона

После завершения важных работ по отделке интерьера Гефсиманской церкви, 10 июня 1888 года, отец Антонин делает важное предложение по увековечиванию памяти императрицы Марии Александровны: 

«1., Присвоить Русской церкви Св. Марии Магдалины в Иерусалиме имя Обетной, Мариинской, Гефсиманской…
6., Держать Высоким Владельцам места на нем их собственный флаг, который прикрывал бы собою в полной нерушимости и неприкосновенности Их собственность.
7., Образовать при Гефсиманской Церкви Музей – из предметов, имевших какую-нибудь близость и прикосновенность к блаженной памяти Государыне Марии Александровне, как то: икон, картин, Ее собственных портретов разных эпох, книг, настольных вещей и пр.
8., Устроить кругом Церкви Св. Марии Магдалины и по всему пространству нашей Гефсиманской территории сад, разведши в нем, по способности, и наши северные и тропические растения, по преимуществу же, столь благоприятствуемый климатом виноград наилучших сортов, плоды которого – в таком или ином виде – препровождались бы к Императорскому Двору – в благословение от Гроба Божией Матери.
9., Дни 22 Мая и 27 Июля сделать на вечные времена днями памяти и заупокойной службы и милостынных выдач бедным и убогим Иерусалима без различия их народности и вероисповеданых особенностей, а 22 Июля – в храмовый праздник Церкви – почтить ее торжественным Патриаршим богослужением, - с раздачею, по примеру празднественных дней Св. Апостола Иакова, брата Господня, и Св. Константина и Елены, христианскому населению Иерусалима, после обедни, хлеба и вина.[1]».

Чаепитие после молебна и панихиды в церкви св. Марии Магдалины 10 июля 1888 г.
В центре - блаженнейший Патриарх Иерусалимский Никодим, справа от него - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), помощник Председателя Православного Палестинского Общества Василий Николаевич Хитрово, слева от него Софья Доминиковна Хитрово, графиня О. Е. Путятина, сотрудники Русской Духовной Миссии и русского консульства.

Не все задумки отца Антонина впоследствии воплотились в жизнь, тем не менее, сад, с гроздьями виноградниками можно наблюдать и сейчас в Гефсиманской Обители, а у входа в храм виднеются памятные таблицы из мрамора на 4-х языках - русском, арабском, греческом и латинском: «В память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны».

Памятная таблица на фасаде храма. 3 апреля 2006 года. © Иерусалимское отделение ИППО

О названиях и свойствах различных видов Иерусалимского камня, использовавшихся при строительстве Гефсиманской церкви мы узнаем из пояснительной записки архитектора Георгия Франгия (буклет 1888 года):

«№1. Камень, известный под именем Мелеки, т.е. Царский. Белый известняк с сероватыми, а иногда с желтоватыми жилками. Камень этот однородного зерна, прекрасно выносит сечку для украшений, не подвергается влиянию климатических условий и предпочитается в Святой Земле для внешней отделки всех значительных сооружений. Он употреблен при сооружении: храма Воскресения Господня, Вифлеемской базилики, фасада французского госпиталя св. Людовика (1882 г.), фасада греческого монастыря св. Авраама (1884 г.) и нового патриаршего базара (1886 г.). Этим камнем облицованы все внешние стены церкви св. Марии Магдалины, за исключением нижней части от пола до земли.

№2. Миджи Абиад 1. Белый однородный крепкий известняк, он считается лучшим из крепких камней Святой Земли, но труднее первого подвергается сечке. Он весьма хорош для нижних частей сооружений и употреблен на всю внешнюю отделку Троицкого собора на Русских постройках, на подвальный этаж греческого монастыря св. Авраама (1883 г.) и на Вифлеемскую колокольню (1886 г.). Им облицованы внешние стены нижней части церкви св. Марии Магдалины от пола до земли, а также он пошел на ступени лестниц, перила и цоколь.

№3 Миджи Абиад 2, грубой обработки, употреблен для кладки внутренних стен и столбов долженствующих поддерживать большие тяжести в церкви св. Марии Магдалины.

№4. Какули. Мягкий известняк; весьма употребляемый при сооружениях в Святой Земле ввиду его красоты и легкости обделки. Несмотря на его ноздреватость, которая влияет на всасывание им сырости, он употреблен в значительных Иерусалимских сооружениях, как то: на русских постройках (консульский дом, больница, приюты) и на русские церковь и колокольню на Елеонской горе. В церкви Св. Марии Магдалины он пошел на облицовку внутренних стен, не поддерживающих значительную тяжесть.

№5. Плиты Ессини. Самый крепкий камень Святой Земли, который может полироваться. Цвет его различный от серого до желтого, с красноватыми жилками. Он употреблен на помост всей церкви.

№6. Плиты Миджи Абиад. Того же качества как камень №2, грубой отделки, он употреблен на помост цистерны»[2].


Храм св. Марии Магдалины, выполненный из разных сортов Иерусалимского камня.
© Фото автора 14 апреля 2005 года

Из донесения Секретаря Православного Палестинского Общества (ППО) Михаила Петровича Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию Александровичу от 6 августа 1888 года следует, что при постройке церкви св. Марии Магдалины со всем внутренним убранством было израсходовано 200.233 рубля 12 копеек[3], что значительно превысило первоначальную смету Г.Франгия, тем не менее, это было почти в 2 раза меньше сметы, представленной Иерусалимским архитектором К.Шиком.

Из отчета Секретаря ППО М.П. Степанова от 1888 года мы также узнаем список жертвователей на сооружение храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме:

«Поступило в контору Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла Александровича от Его Императорского Величества Государя Императора 135000 рублей, от Их Императорских Высочеств Великих Князей: Владимира Александровича 15000 рублей, Алексея Александровича 15000 рублей, Сергия Александровича 15000 рублей, Павла Александровича 15000 рублей и Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской 5000 рублей, от камердинера Хренова 129 рублей, от княгини Шаховской 100 рублей, от штабс-капитана Сергея Даниловича Николаева 100 рублей, от крестьянки Огарковой 4 рубля».

Таким образом, основной доминантой среди жертвователей мы видим членов Императорской семьи, которые все являлись Почетными членами Православного Палестинского Общества. Интересно, что будущая председательница Императорского Православного Палестинского Общества - Великая княгиня Елизавета Феодоровна пожертвовала для храма лично вышитый ковер к жертвеннику храма св. Марии Магдалины, 28 придворных дам пожертвовали ковер от средины церкви к престолу, А.Н. Мальцева - серебряный прибор для служения панихид, Гр.С.К. Перовская и Гр. А.А. Толстая пожертвовали воздухи, Д.Ф. Тютчева - мозаичную икону, Е.А. Шнейдер – ковер для места, отведенного Высочайшим Особам, Гр.О.Б. Перовская, Гр. В.Б. Перовская, А.П. Озеров, М.П. Озеров, М.П. Степанов пожертвовали 12 икон двунадесятых праздников, А.А. Васильчиков – воздухи, неизвестная крестьянка – евангелие на престол, крестьянка Огаркова шелковый платок и кусок полотна[4].

Председатель Православного Палестинского Общества Великий князь Сергий Александрович в преддверии своего приезда в Палестину в октябре 1888 года представляет Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву наградной лист на имя:

«1. Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), которому «главным образом обязана Церковь Св. Марии Магдалины своим существованием. Идея сооружения церкви в память почившей Императрицы, выбор сего места, покупка его и постройка церкви всецело принадлежит о.Архимандриту»[5]…

2. Дмитрия Дмитриевича Смышляева – уполномоченного Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, который «немало оказал содействия в деле постройки церкви Св. Марии Магдалины. Высоко ценя почтенную, достойную уважения, вполне честную, бескорыстную деятельность Смышляева в Иерусалиме, Палестинское Общество нашло необходимым возвести его в пошлом году в звание Почетного члена»[6]…

3. Якова Халеби, драгомана начальника Русской Духовной Миссии с 1863 года о котором Смышляев дает следующий отзыв: Яков Халеби искренне предан России и интересам Православного Палестинского Общества; он единственный человек, советами и содействием которого я пользуюсь без всякого опасения быть обманутым»[7].

4. Михаила Ивановича Осипова - уполномоченного Палестинского Общества в Одессе, ведь «все посылки для церкви, без исключения, принимались на железной дороге самим Осиповым и под его личным наблюдением перевозились и погружались на пароход… Все паломники, отправляющиеся из Одессы в Палестину, пользуются его услугами и любезным содействием, причем отзываются о нем не иначе, как с чувством благодарности и полного уважения»[8].

Торжественное освящение церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании было приурочено ко времени путешествия в Святую Землю Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в период с 29 сентября по 6 октября 1888 года.  

Описание их путешествия было опубликовано в «Правительственном вестнике» в Санкт-Петербурге от 27 октября 1888 года: 

«Великие Князья и Великая Княгиня, кроме Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только официально-торжественный, но вполне восторженный прием… 30-го сентября, в 4 часа дня, Их Высочества направились в новопостроенный храм св. Марии Магдалины, близ Гефсимании.


Великие князья Сергий Алексанрович, Павел Алексанрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме. Слева начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Фото отца Тимона. 1888 год

В дверях храма Патриарх, одетый в мантию, епитрахиль и омофор, встретил Великих Князей и Великую Княгиню с крестом и св. водою, и ввел Их в церковь на приготовленное для Их Высочеств место на левом клиросе. По прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха Каллиста, Его Блаженство вошел в алтарь и, благословив и приготовив по чину св. мощи, положил их на аналое перед местною иконою Спасителя. Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один из иеромонахов нашей Духовной Миссии.

На следующий день, 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь равноапостольной Марии Магдалины к 7½ часам утра. Великие князья и Их свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе их экипажа, у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви  и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150-человек русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел ее фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссией в облачении. Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья и Великая Княгиня, а за Ними и все присутствующие последовали за крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами.




Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года

Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски. Пока Его Блаженство приготовил ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс и все остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились в алтаре. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память и все присутствующие опустились на колени. Минута была торжественная и вы высшей степени трогательная.

По окончании освящения, началась божественная литургия, которую совершал Блаженнейший Никодим с прочим вышеназванным духовенством.

Перед отпускною молитвою Патриарх вышел из царских врат с крестом и обратился к Их Высочествам с следующими словами:

“Ваши Императорские Высочества.

Благословен Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое и уже совершенное Вами дело. Сей храм, Вами возведенный, близ храма Гроба Богоматери, в вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет в то же время вечным памятником любви и благоговения к родившей всех Вас Матери Церкви. Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя и усердие как Ваших Императорских Высочеств, так и прочих порфирородных Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник на святых местах в лице этого храма, в котором отныне будут произносится горячие молитвы о Благочестивейшем Государе Императоре и Государыне Императриц, о Государе Наследнике Цесаревиче и о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы будут произносится за приснопамятную Императрицу в сем храме, посвященном именной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад к родителям всегда бывает видна из их дел, а Ваше дело есть дело благодарности ко в Бозе почившей Матери и, в то же время, есть памятник благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется во святых Его и в Его Божественных обителях.

Да дарует Господь Бог, молитвами святыя равноапостольныя Марии Магдалины, невредимое здравие, мир, славу и победу на врагов Его Императорскому Величеству Всероссийскому Александру Александровичу, Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Федоровне и Благоверному Государю Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу и всему Царствующему Дому, и Вам, принявшим на Себя исполнение Царского желания, да дарует Господь сердечную радость, да исполнит желание сердец Ваших, Ее же Императорскому Высочеству Благоверной Государыне и Великой Княгине Елисавете Феодоровне да даст Господь Бог жизнь мирную, долговременную и радостную. Да благословит всех Вас Господь Бог от Сиона и да узрите благая Иерусалима во вси дни живота Вашего. Аминь.”

По отбытии Великих Князей и Великой Княгини из церкви на церковном дворе было предложено от Их Высочества угощение всем русским паломникам и матросам. В тот же день, вечером, состоялся у Их Высочеств обед, на котором присутствовали Патриарх с двумя архиереями, сослужившими ему при освящении храма, начальник Российской Духовной Миссии Архимандрит Антонин, действительный статский советник М.К. Ону, советник российского посольства в Константинополе, командированный в Иерусалим на время пребывания там Их Высочеств по Сирии и Палестине; местные власти; графиня О.Е. Путятина, стоящая во главе всех женских учреждений Палестинского Общества в Св. Земле; Д.Д. Смышляев; русское консульство; офицеры «Забияки» и «Костромы»; архитектор Франгия, строитель новоосвященного храма, и другие лица. Накануне, Великий князь Сергий Александрович вручил многим лицам, участвовавшим как в постройке церкви, так и в деятельности Палестинского Общества в Св. Земле Высочайшие пожалованные ордена. В том числе Патриарх получил бриллиантовые знаки ордена св. благоверного великого князя Александра Невского; Архимандрит Антонин – св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени; губернатор Иерусалима Реуф-паша – Анны 1-й степени; тот же орден получил наш генеральный консул в Бейруте К.Д. Петкович, оказывающий постоянное содействие деятельности Палестинского Общества в Сирии; Д.Д. Смышляев – св. равноапостольного князя Владимира 3-й степени; архитектор Франгия – св. Анны 2-й степени и проч»[9].

В этой же публикации «Правительственного Вестника» есть подробное описание храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании на момент его освящения 1 октября 1888 года:

«Храм, о пяти куполах, построен в строгом русском стиле, по проекту тайного советника Гримма. Он стоит на террасе, на которую вход по двум расходящимся лестницам; церковь построена из белого местного камня; из него же выточены замечательно искусно все наружные украшения, в виде колонок по сторонам окон, и всевозможные изящные узоры. Над алтарем возвышается небольшой купол, а колокольня стоит над юго-западным углом церкви. Над входными западными вратами красуется большое мозаичное изображение св. равноапостольной Марии Магдалины, прекрасно выполненное в Венеции, в мастерской Сальвиати, по эскизу профессора Васильева.


Мозаика св. Марии Магдалины на фасаде храма св. Марии Магдалины в обрамлении резного иерусалимского камня. © Фото автора 3 апреля 2006 года

Крыша – цинковая, и все впечатление, производимое внешним видом церкви, - белое, радостное, светящееся. Надо отдать справедливость строителю-архитектору Франгия, который, невзирая на всю трудность, сумел в таком совершенстве выполнить присланный ему проект. Со стороны фасада, на столбах, на которых держится западная часть террасы, между лестницами, вырезана на мраморных досках, на четырех языках: русском, греческом, латинском и арабском, надпись: «В память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны».


Строительство храма св. Марии Магдалины. 1888 г. Фото монаха Тимона

Внутренность церкви состоит из притвора, соединенного арками с среднею частью. Стены расписаны изящным орнаментом в двух теплых, красновато-коричневых тонах. Над иконостасом, состоящим из темно-бронзовых ажурных частей, связанных между собою легкими византийскими мраморными колоннами и такими же дугообразными карнизами, равно как на противоположной стене и на боковых стенах – написаны большие изображения из жизни св. Марии Магдалины; прекрасная живопись иконостаса принадлежит кисти профессора Верещагина (местные иконы и царские двери) и профессора Васильева (Тайная Вечеря).

Помост церкви и солея – мраморные, мозаичные. Люстра, из кованного железа. Престол, в виде трапезы, состоит из старинной мраморной колонны, найденной у самого места Вознесения Господня. Все впечатление внутренности церкви цельное, уютное, располагающее к молитве. Можно смело сказать, что этот храм, по изяществу, богатству внутренней отделки, церковной утвари (работы Овчинникова и Хлебникова, по рисункам г. Гримма) и облачений (Жевержеева), будет служить драгоценным и вполне достойным Той, Которой так дорого было Православие и Которая так сердечно заботилась о православных и Св. Земле.


Интерьер храма св. Марии Магдалины. © Фото автора 31 янврая 2008 года

По месту, положения лучше того, которое занимает храм, выбрать было бы трудно: храм стоит у подножья Елеонской горы, соприкасаясь к «месту моления о чаше», вблизи от Гробницы Богоматери, как раз напротив Золотых Ворот Св. Града, красующегося на противоположной стороне Иосафатовой долины; чрез эти врата, как известно Спаситель въехал в Иерусалим на осле. Отныне святая гора Елеон украшена двумя русскими храмами: один стоит у подножья, другой на вершине горы»[10].


Храм св. Марии Магдалины.1888 г. Фото отца Тимона

Как отмечалось выше, будущая Председательница Императорского Православного Палестинского Общества Великая княгиня Елизавета Федоровна преподнесла в дар новому Иерусалимскому русскому храму в Гефсимании святые сосуды, Евангелие и воздухи. В мае 1982 года эти богослужебные предметы использовались при совершении Божественной литургии Русской Православной Церковью заграницей в день перенесения мощей великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары[11].


Фотография Великой княгини Елизаветы Федоровны 1893 года

Глубокие впечатления духовных переживаний на Святой Земле останутся навсегда в ее молитвенной памяти. Вернувшись в Россию, Елизавета Федоровна сопереживает все увиденное на Святой Земле в своем сердце. Постепенно, познавая русскую жизнь и ее православные традиции, Великая княгиня Елизавета Федоровна сознательно принимает православие в 1891 году, несмотря на неодобрение даже родного отца. Этот шаг еще более приближает ее к подлинной исторической России с глубокой традицией православной веры. Большая часть семьи Романовых, в том числе и ее бабушка — английская королева Виктория с глубокой радостью восприняли известие о переходе Елизаветы Федоровны в православную веру[12].


Великий князь Сергий Александрович - председатель ИППО и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна. Фотография К. Бергамаско

Спустя чуть больше года после освящения церкви св. Марии Магдалины, 6 декабря 1889 года Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Великий Князь Сергий Александрович, а к 1889 году Общество получило за свою подвижническую деятельность почетный титул «Императорское», заботится о выделение ежегодных средств церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании, о чем просит в своем Рескрипте министра Иностранных Дел Н.К. Гирса: 

«Его Императорскому Величеству благоугодно будет приказать отпускать ежегодно по пять тысяч рублей золотом, исчисленные на ремонт и содержание причта храма Св. Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме…»[13].

______________
Примечания

[1] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 170. Предложение архимандрита Антонина по увековечиванию памяти императрицы Марии Александровны. 10 июня 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 103-104 об.). С. 443

[2] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 172. Названия и свойства камней, употребленных при сооружении церкви Св. Марии Магдалины в Иерусалиме. [Пояснительная записка архитектора Г.Франгия. Иерусалим, 1888 год, Буклет, 4 стр.] (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 3-4.) С. 446-447

[3] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 174. Донесение Секретаря ППО М.П. Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию Александровичу. 6 августа 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 118-121 об.). С. 450

[4] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 174. Донесение Секретаря ППО М.П. Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию Александровичу. 6 августа 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 118-121 об.) Приложение 1. С. 451

[5] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 175. Рескрипт Председателя ППО Великого князя Сергия Александровича на имя Обер-Прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева. Без даты 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 292, л. 15-22 об.) С. 451.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 454.

[8] Там же.

[9] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 38. Путешествие в Святую Землю Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Великой Княгини Елизаветы Федоровны. 29 сентября-6 октября 1888 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 293, л. 47-48 об.) С. 162-166.

[10] Там же. С. 165-166.

[11] Л. Миллер. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Издательство «Паломник». Москва. 2006. С. 59.

[12] П.В. Платонов. "Преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО. К 145-летию со дня рождения Председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны". 1 ноября 2009 года.

[13] Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Архив внешней политики Российской Империи МИД РФ. М. 2000 г. Т 1. № 177. Рескрипт Председателя ИППО Великого Князя Сергея Александровича на имя Министра Иностранных Дел Н.К. Гирса. 6 декабря 1889 г. (АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 16). С. 459.

Публикуется с любезного разрешения автора.

Платонов П.В.

Тэги: Святая Земля, архитектура, святыни Иерусалима, Русская Палестина, Елеон, храмовое зодчество, церковное искусство, ИППО, вел.кн. Сергей Александрович, вел.кнг. Елизавета Федоровна, Антонин (Капустин), Гефсиманская обитель

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню