RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Франциск Первый на Ближнем Востоке

26 мая закончился двухдневный визит Папы Римского Франциска Первого на Ближний Восток. С самого начала он подавался Ватиканом как «паломничество», а Папа говорил «о чисто религиозном» его характере.

Конечно, нет сомнений в том, что Папа приехал в одну из горячих точек на нашей планете, чтобы молиться о мире в Святой Земле. Это его прямая обязанность. Нестандартно начав свой визит с Иордании (впервые глава Ватикана заезжает в Палестину не через Израиль – важный символ), где он встретился с королем Иордании Абдаллой Вторым, и, посетив место крещения Иисуса Христа на реке Иордан, Франциск затем перелетел на вертолете на ее Западный берег, оккупированный израильтянами в 1967 году, где посетил Вифлеем и Иерусалим (опять же не напрямую, а вначале перелетев из Вифлеема в Тель-Авив).

Но тут-то визит явно распался на две части, причем обе чисто политические, несмотря на громкие утверждения об обратном. Одна касается выстраивания отношений между различными церквами, а вторая – связей Ватикана с палестинцами и израильтянами. Обе части поездки были насыщены символами и посланиями, которые отнюдь не всегда были понятны непосвященным.

Наиболее ярким моментом визита стала, конечно же, экуменическая молитва на площади перед Храмом Рождества Христова в Вифлееме, на которую прибыли представители и главы всех 13 христианских церквей, (имеющих свои миссии на Святой Земле. Особым событием стала встреча в Храме Воскресения в Иерусалиме Папы Римского с Патриархом Константинопольским Варфоломеем (Патриарх Вселенского Патриархата – первый в списке восточнохристианских церквей, но признаваемый Папой Римским лишь вторым). Когда они, коленопреклоненные, стояли перед Гробом Господним, толпа верующих им рукоплескала.

Разногласия между двумя престолами восходят к пятому веку, к Четвертому Халкидонскому собору (окончательный раскол между католиками и православными ветвями христианства произошел в 1054 году) и не преодолены до сих пор. Напомним, что до появления патриаршества на Руси, Вселенский патриарх был номинальным главой и христиан России. Поэтому совместная молитва с ним (главы двух церквей ранее встречались только в 1964 году), подписание совместного заявления – это знак расположенности Ватикана вести дело к преодолению исторического раскола христианских церквей, хотя ясно, что главной задачей понтифика было подчеркнуть первенство Рима и его лидерство в процессе объединения различных ветвей христианства.

Претендовать на такую роль Папа Римский, естественно, может, поскольку за ним стоит, хотя и подорванная последними столетиями секуляризации на Западе и недавними скандалами вокруг католического духовенства (педофилия, коррупция в Ватикане), но все же самая многочисленная (1,8 млрд.человек) и богатая ветвь христианства.

В определенной степени, думается, Папе удалось сделать такую историческую заявку. С его точки зрения, фактически этой молитвой был заложен краеугольный камень в исторический процесс объединения христиан под его эгидой.

Как быстро пойдет это процесс — сказать трудно. Разногласия между христианами различных направлений глубоки. Они носят не только канонический, но порой и политический характер, связаны с борьбой за главенство над территориями, которые традиционно контролируются теми или иными Церквами, а также за собственность. Этот процесс усугубляется усилившимися гонениями на христиан в последние годы, что особенно заметно на Ближнем Востоке.

Христиане всех конфессий в этом регионе испытывают, особенно с началом т.н. арабской весны (2011-13гг.), сильнейшее давление со стороны суннитских мусульман (исторически в гораздо меньшей степени со стороны шиитов), передовым отрядом которых выступают экстремистские группировки салафитов, джихадистов и такфиристов, убивающие христиан и разрушающие их святыни. В Сирии это происходит ежедневно, там уничтожены и разграблены десятки храмов, в том числе и в историческом местечке Маалюля, где сохранился арамейский язык, на котором проповедовал Иисус.

Не в меньшей степени христиане страдают и от притеснений на палестинских оккупированных территориях. Папа сам смог в этом убедиться, когда оказался в Вифлееме у подножия окружающей этот город бетонной стены десятиметровой высоты, фактически изолирующей его от остальной Палестины. Выходящая в Лондоне общеарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» написала, что «эта стена напоминает ограду Варшавского гетто времен нацизма… Во всяком случае палестинцы очень хотели, чтобы именно такие ассоциации родились у Хорхе Бергоглио…»

В результате политики разных властей, контролировавших территорию Палестины, христиане, бывшие еще в начале двадцатого века большинством, сейчас, после столетия войн и революций, составляют абсолютное меньшинство населения и покидают Ближний Восток. Вскоре он рискует вовсе остаться без христиан. И эта угроза более чем реальна. Папа Римский не мог не заметить активную позицию России в деле защиты христианского присутствия на Ближнем Востоке. Он принимал в Ватикане и российского президента В.В.Путина (ноябрь 2013 года) и главу Императорского Православного Палестинского Общества С.В.Степашина (февраль 2014 года). На этих встречах речь наверняка шла о защите христиан, прежде всего в контексте сирийского и арабо-израильского конфликтов. Да и сам визит Папы Римского на Ближний Восток может рассматриваться как символический жест в защиту христианского присутствия на Святой земле. Возможно, что это в том числе и в какой-то степени ответ на российскую активность в защиту христиан. Ватикан на этом направлении явно отставал последнее время и визит был им использован, чтобы символически закрыть эту лакуну, перехватить инициативу у весьма энергично работавшей в последнее время Москвы. Папа может попытаться также использовать то обстоятельство, что многие христиане на Ближнем Востоке, поверившие в последнее время в Россию, опасаются (возможно, напрасно), что она может потерять динамику на этом направлении, поскольку окажется глубоко погружена в украинский кризис.

С другой стороны, нельзя исключать, что тема защиты христиан, исторического их присутствия на Святой Земле и станет той «закваской», на которой взойдут хлеба христианского единства…, которые преломят все христиане – католики, православные, армяне и многие другие, кто не утерял веру в Мессию…

На этом религиозном фоне политическая составляющая визита — встречи Папы Римского с главой Государства Палестина Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху — как-то несколько померкла. Хотя в ней были свои запоминающиеся моменты, такие как молчаливая молитва понтифика перед вышеупомянутым израильским «забором безопасности», или его призыв во время молитвы на площади перед Храмом Рождества в Вифлееме к переговорному решению палестино-израильского конфликта на двухгосударственной основе (two state solution) в присутствии президентов Палестины и Израиля — М.Аббаса и Ш.Переса. Он пригласил их обоих вместе помолиться о мире. Оба согласились и сразу же подтвердили готовность поехать в «католическую Мекку». М.Аббас будет там уже 6 июня, как заявил об этом главный палестинский переговорщик Саиб Орейкат (Saib Arikat). Сайт Ватикана же говорит, что «молитвенная встреча» понтифика совместно с Президентами Палестины и Израиля состоится 8 июня, «в день сошествия Святого духа».

Встречи в Иерусалиме были более конфликтными. На беседе с премьер-министром Б.Нетаньяху Папа поспорил с ним, на каком языке проповедовал Иисус Христос. Б.Нетаньяху утверждал, что Иисус говорил на иврите, хотя общеизвестно, что разговорным языком того времени в исторической Палестине был арамейский, также широко был распространен греческий. Спор символический, но он явно о том, «кто древнее» на Святой земле…Очевидно спорным моментом стало посещение Папой Сионской горницы, в которой понтифик совершил молитву. Ведь она считается святой и некоторыми иудеями, для которых это – гробница царя Давида, почитаемого мусульманами в качестве пророка Дауда. Ситуацию сглаживало то, что Папа Римский прибыл в Иерусалим, как написала французская «Монд», в сопровождении своего старого аргентинского друга-раввина Абрахама Скорки… (с ним также был и мусульманин-интеллектуал Омар Аббуд).

В целом, визит Папы Римского показал, что католическая церковь не растеряла своих лидерских амбиций в христианском мире и намерена их активно подтверждать, в том числе развивая экуменический, межрелигиозный и межцивилизационный диалог. Как сказал католический (латинский) Патриарх Иерусалима Фуад Туаль в интервью Радио Ватикана по итогам визита Франциска в Святую землю: «Мы, разумеется, ещё не закончили, а только начинаем, мы сеем… Нужно стоять ногами на земле, потому что мы пока ещё разделены. Но всё же есть взаимное уважение, есть сотрудничество, есть молитва о единстве и церковном общении.» Уже 16 июня намечена встреча Папы Римского с главой англиканской церкви. Ватикан набирает скорость.

Есть шанс на то, что, несмотря на некоторую конкуренцию между Ватиканом и РПЦ, явные претензии католиков на «первородство», Москве и католическому миру удастся все-таки найти некую общую линию. Ведь точек соприкосновения так много: защита традиционных ценностей (новый русский консерватизм В.В.Путина), сохранение христианского присутствия в Святой Земле, активное содействие палестино-израильскому примирению, настрой на гармонизацию отношений между различными конфессиями. Путь к взаимопониманию не будет усеян розами, но основа для совместных действий существует.

Максим Егоров, политический обозреватель по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Источник: http://ru.journal-neo.org/2014/06/06/rus-frantsisk-pervy-j-na-blizhnem-vostoke/

Тэги: арабы-христиане, Ближний Восток

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню