RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

11 декабря 1911 открылось отделение ИППО во Владикавказе

12 декабря 1914 скончалась паломница, благотворительница, первая игуменья русского монастыря на Елеоне Евпраксия (М.В. Миловидова)

12 декабря 1917 скончался генерал М.П. Степанов, помощник Председателя ИППО

Соцсети


Сухейль Фарах: "Ливан — это лаборатория взаимоотношений между мусульманским и христианским миром"


Доктор философских наук, профессор Бейрутского университета, автор 16 книг Сухейль Фарах из Ливана считает себя "гражданином мира, простым мечтающим ученым и философом, создающим для себя образ светлого, мирного, справедливого и перспективного общепланетарного человеческого дома"… Он посетил 79 стран, является учредителем Арабского философского общества (Амман, Иордания), действительным членом многих академий наук, награжден золотым орденом Альфахр, государственной премией им. А.Пушкина и другими наградами. Недавно Сухейль Фарах посетил Украину, где прочитал лекции украинским студентам и встречался с коллегами-учеными.

— Господин Фарах, ваша родина Ливан находится рядом с горячей точкой планеты — Сирией. Исторически эти территории населяли народы разных национальностей и вероисповеданий. Как сегодня им живется вблизи места конфликта?

—Демографическая ситуация в странах восточного Средиземноморья за последние годы изменилась до неузнаваемости. Восточные католики (марониты) два десятилетия назад были самой многочисленной общиной в стране. Христиане из большинства населения превратились в меньшинство. Большую часть мусульман составляли сунниты, шииты значительно уступали им по численности. Сегодня самая представительная община в Ливане — мусульмане-шииты, самые малообеспеченные слои населения, населяющие юг страны, где господствуют радикалы. 

Численность христиан на Ближнем Востоке катастрофически сокращается. Если заглянуть в прошлое, то 25 лет назад христиане составляли примерно пятую часть от всего населения палестинских территорий, а сейчас во всей автономии их численность — менее пяти процентов. Не так давно Ливан был единственным островком на Ближнем Востоке, где христиане составляли большинство и играли важную роль в политике, экономике и культуре этого государства. Сегодня мусульмане отодвинули их на второй план. То же самое наблюдается в соседних странах — Сирии, Иордании и Египте.

В такой ситуации единственный выход — понимать, что нападки на протестантов, иудеев, православных, мусульман, представителей других вероисповеданий — недопустимы. Сейчас мы переживаем общепланетарный духовный кризис, для преодоления которого нам необходимо обновление общего наследия нравственных ценностей. Нам нужна новая моральная доктрина, новый цивилизационный дискурс, новый гуманистический подход к людям иной веры. И тут на первый план выходит тема диалога цивилизаций.

— Почему ислам набирает силу в Ливане и Палестине?

—Нужно заглянуть в глубь истории, поскольку численность христиан на Ближнем Востоке значительно уменьшилась после ослабления Византии на Востоке, во времена арабских завоеваний и крестовых походов. Восточные христиане пострадали не только от мусульманских завоевателей. Часть восточных христиан поменяла веру на ислам в эпоху крестовых походов, испытывая гонения от западных единоверцев. Все довершило Османское завоевание.

Христиане могли отстаивать свою идентичность, искать взаимопонимание с окружающими иноверцами или эмигрировать. До нас дошла история массовой миграции ближневосточных христиан на Запад и в Латинскую Америку. В Ливане сейчас проживают около 4 млн чел., а в Бразилии и Аргентине — почти 7-миллионная ливанская община! В конце XIX — начале XX в. регион потрясла массовая эмиграция из Ливана, Сирии, Палестины. Не последнюю роль сыграли и экономические причины.

За последние десятилетия ужесточился радикализм и фанатизм последователей ислама. Мусульманский мир так и не смог адаптироваться к современности, поскольку арабо-мусульманская цивилизация господствовала в мире во времена Средневековья,  до сих пор являющегося образцом для исламистов. Этот фактор наложил отпечаток на их отношение к западному миру и христианам Востока.

Христиане заинтересованы в том, чтобы иметь конструктивные отношения и с мусульманским Востоком, и с христианским Западом, хотя в стратегическом плане союз с какой-либо религиозной идеологией крайне опасен.

В начале 1980-х радикалы преследовали светских мыслителей Ливана. Пострадали лучшие представители светской мысли. В Ливане
17 общин, и даже самая маленькая из них способна нарушить баланс сил. Сохранять равновесие во взрывоопасной ситуации, сложившейся в регионе, — единственное спасение.

— Ваша деятельность в русле диалога цивилизаций стала своего рода связующей нитью между представителями разных, порой даже малочисленных религиозных направлений и народностей. Как это происходит на практике?

—Под эгидой ЮНЕСКО начата серия публикаций, среди которых — мое общее интеллектуальное детище с духовным управлением мусульман Нижегородской области, монография "Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии", выпущенная издательским домом "Медина".

Уже вышел первый том, сейчас готов к печати второй. Он получил название "Диалог цивилизаций и международные отношения". 

В наших планах — осуществить перевод этой серии на арабский язык. Кроме того, из книг этой серии мы хотим подготовить учебники, которые вместе с другими источниками литературы могли бы составить базу для Международного интернет-университета диалога культур и цивилизаций.

По моей инициативе состоялась поездка коллег по проекту в Ливан и их встреча с главой католической маронитской церкви. 

Гости посетили мувахиддун (последователей религии Ахль ат-Таухид) горного Ливана, которых часто называют "друзами". Поездка в прекрасные ливанские горы, где традиционно проживают горцы — "мувахиддун", и где прошла встреча с их духовным лидером шейхом Наимом Хасаном.

Впервые в истории делегация мусульман-суннитов из православного мира нанесла официальный визит лидеру шиитской общины Ливана шейху Абдель Амиру Каббалану и посетила шиитский Исламский университет Ливана в Бейруте, где состоялась беседа с его президентом (раисом) Ахмадом Аш-Челяби и деканом (мудиром) гуманитарных наук, доктором Ахмадом Хутейтом. В ходе поездки была также встреча с суннитами — главным муфтием Ливанской Республики Шейхом Мухаммедом Рашидом Каббани, представителями Совета улемов муфтията Ливана и суннитского университета Бейрута.

— Что, на ваш взгляд, сегодня является причиной распространения терроризма?

—Как отмечает исламо-христианская исследовательская группа по проблемам арабского мира, "Аллах создал нас разными и повелел сотрудничать и вести диалог, чтобы мы вместе осваивали и обустраивали этот мир в справедливости и мире". 

Многие забыли, как складывалась историческая связь между православным и исламским мирами. На первом этапе кровавые стычки происходили между мусульманами и византийцами, которыми управляло ограниченное знание, игнорирование и пренебрежение к верованиям другой стороны, доходившие до издевательств и насмешек друг над другом. 

Некоторые ситуации напоминают нам о прошлых взрывоопасных точках за последние 50 лет — на Кипре, в Нагорном Карабахе, Чечне, Югославии, Албании и в отдельных районах Северного Кавказа. 

Но есть и примеры успешного мирного сосуществования и добрососедства между православными и мусульманами, которые можно встретить в западной части Арабского Востока, в бассейне Волги, в некоторых областях южного Кавказа, в центральной части России. 

В горячих районах, где уже заполыхало пламя, мы наблюдаем проявления фанатизма, фундаментализма и, наконец, террора, как самой крайней степени враждебности.

Незнание текстов и душ весьма мешает диалогу. Как говорит немецкий философ Поль Гольбах: "Незнание — отец грехов". 

Элементарное отсутствие культуры знания исламских и христианских текстов Священных писаний, в которых в изобилии присутствует дух любви, мира, чистого поклонения Господу миров — это одна из важнейших причин конфликтов.

Благочестивый верующий превращает силу веры, которую несет в себе священный текст, в дух любви, в энергию диалога, встречного движения, сотрудничества и партнерства. А религиозный фанатик обращает слабые силы своей веры и глухую окаменелость своего сердца к ценностям любви, которыми изобилуют оба священных текста, в энергию ненависти и агрессивности. 

— Что из происходящего в сегодняшнем мире внушает вам тревогу?

—Сегоднямир переживает целый ряд кризисов глубинного, даже органического характера. Нужен новый научный подход, способный обеспечить выживание человечества в условиях катастроф социального, психического и экологического характера, ломки научной картины мира и разрушения его духовности. На демографическом уровне происходят гигантские перемены, приводящие к гигантским сдвигам в жизни планеты. Население Земли достигает сегодня порядка 6,3 млрд чел. К концу нынешнего столетия это число, вероятно, удвоится.

Рост народонаселения и расовая экспансия, можно предполагать, приведут к сокращению представителей белой расы, что вызовет в ее среде тревожные предчувствия относительно собственного планетарного будущего, поскольку численное и расовые соотношения в мире буду складываться в пользу иных рас — желтой, смуглой и черной.

В этой связи чувство тревоги в Европе, Северной Америке и Океании приведет к возрождению больной памяти, воспитанной на идеологии расизма, расовой и культурной дискриминации, что вызовет резкую реакцию других рас и культур.

Сегодня мы близки к полной ликвидации института семьи в большинстве стран и Запада, и Востока. Наиболее кризисное положение — на Западе, где практика разводов и однополых браков, как и хаотичное зачатие вне привычных рамок семьи, свели к минимуму потребность в семейном институте.

В Британии, например, каждый четвертый ребенок рождается вне брачных уз. В самых богатых районах Вашингтона число детей, рожденных вне брака, достигает 90%.

Опасные процессы происходят и в экологии — в течение 50 последних лет человек создал в 2 тыс. раз больше отходов, чем все существа, жившие на земле в течение миллионов лет. Рост экологической опасности принял такие драматические формы в последние десятилетия, что ею занялись правительственные, научные и общественные организации, такие как Римский клуб и Институт жизни во Франции.

— Влияют ли эти процессы на рост радикализма в мире?

—Сегодня мы трудимся ради основания нового технологического цикла, в котором преобладают информатика и нанотехнологии, призванные служить постиндустриальному обществу.

В связи с резким различием подготовленности к этому переходу в развитых и отстающих странах, надо ожидать, что в мире возникнут многочисленные катастрофы социального характера, явления вражды и ненависти между богатыми и бедными государствами.

По словам знаменитого американского ученого-футуролога Э.Тофлара "На первых этапах развития постиндустриального общества будут иметь место великие социальные потрясения и следующие друг за другом драматические перемены в игре технологических и экономических сил. Нужно ожидать катастрофы, которые нарушат политическую стабильность и вызовут новые волны войн и насилия. Морская болезнь противоборствующих цивилизаций сама по себе представит большую опасность для судьбы человечества".

С появлением философии социального дарвинизма и понятием классовой борьбы, со всем хором барабанщиков и теоретиков локальных, региональных и мировых войн возник новый планетарный призрак. Все участвует в его адской игре, игре с огнем, избиении людей. Философы экономики с дикой энергией стремятся превратить в деньги все прикладные достижения в этом третьем тысячелетии существования цивилизаций, как будто деньги и есть альфа и омега бытия. Зверочеловеки, погрязшие в эгоизме, беззастенчиво грабят богатства природы…

— Что необходимо делать, чтобы преодолеть разобщенность и вражду?

— Насущной проблемой в настоящее время является отсутствие институтов диалога, готовящих постоянные кадры. Иначе внимание к проблеме сведется к проведению тематических семинаров и конференций. Подобная образовательная программа существует, этот проект называется "Международный интернет-университет диалога культур и цивилизаций". Он успешно развивается. 

Ливан — это лаборатория западных и восточных культур, лаборатория взаимоотношений между мусульманами и христианами. Поэтому необходимость поиска диалога продиктована ливанцам самой жизнью…

В международном плане идеи диалога цивилизаций находят развитие в программах Всемирного форума духовной культуры, членом президиума которого я являюсь уже несколько лет. Эта общественная организация сплотила ученых и деятелей культуры со всего мира.

Мои лекции на тему диалога цивилизаций с интересом восприняты украинскими студентами — философами и социологами, а диалог с украинскими учеными дает веру в долгосрочное и конструктивное сотрудничество.

Беседовала Наталья Вареник

Фарах С., профессор, доктор философских наук, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

13 января 2014 г.

Зеркало недели. Украина

Тэги: арабы-христиане, Ближний Восток

Ещё по теме:

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню