Исчезающие христиане арабского мира
В это Рождество, как
и в каждое другое, тысячи паломников и туристов поедут на Ближний
Восток, чтобы отметить праздник на библейской земле. В Вифлееме, где
родился Иисус, Латинский Патриарх Иерусалима проведет полуночную мессу, в
то время как в Сирии — где некоторые христиане по-прежнему говорят на
диалектах арамейского, схожих с древним языком, на котором говорил Иисус
— празднования, скорее всего, будут сдержанными в связи с опасностями
войны, которая разрывает страну на части.
В то время, когда
Ближний Восток полыхает в огне межрелигиозной розни, соблюдение
христианского праздника является печальным напоминанием о том, что
религиозное, этническое и культурное разнообразие региона, которым он
славился ранее, быстро исчезает. В начале 20 века христиане составляли
примерно 20% арабского мира. В некоторых областях — в том числе на юге
Египта, в горах Ливана и в юго-восточной Анатолии — они составляли
абсолютное большинство. Сегодня христиане составляют лишь 5% арабского
мира, и многие из них уходят, гонимые преследованиями и войной.
Евреи,
ранее также составлявшие значительный процент населения в таких
городах, как Каир, Дамаск и Багдад, тоже исчезли из преимущественно
мусульманских стран Ближнего Востока, переехав в Израиль, Европу и
Северную Америку. Даже внутри мусульманских общин разнообразие
постепенно уменьшается. В таких городах, как Бейрут и Багдад, смешанные
районы гомогенизируются, поскольку сунниты и шииты ищут убежища от
сектантских атак и гражданской войны.
Ослабление разнообразия на
Ближнем Востоке продолжается уже больше столетия, беря начало с
приступов этнических и религиозных чисток, которые имели место во
времена Османской империи, в том числе убийства и выселения полутора
миллионов армян и сирийских христиан в Восточной Анатолии. После распада
империи в 1918 году рост арабского национализма поместил арабский язык и
культуру в центр политической идентичности, тем самым лишив гражданских
прав многие неарабские этнические группы, в том числе курдов, евреев и
сирийцев. Например, многие греки, жившие в Египте в течение нескольких
поколений, в 1950 году лишились средств к существованию, когда президент
Гамаль Абдель Насер, великий знаменосец панарабизма, национализировал
частные предприятия и производства. Некоторые вообще были вынуждены
покинуть страну.
Рост политического ислама после
арабо-израильской Шестидневной войны в 1967 году нанес еще один удар по
религиозным меньшинствам. Представляя возрождение ислама как решение
всех бед в регионе, исламизм привел к маргинализации немусульман, в том
числе групп, которые играли огромную роль в экономической, культурной и
политической жизни региона на протяжении веков. В результате, в таких
местах, как Египет, христиане столкнулись с жесткой социальной
дискриминацией и насилием со стороны порой лишь номинально светского
государства.
Потрясения Арабской весны привели к новым серьезным
вызовам для культурного и религиозного разнообразия на Ближнем Востоке.
Многие авторитарные режимы, оказавшиеся теперь под угрозой развала,
культивировали поддержку меньшинств. Это было особенно верно для Сирии,
где преимущественно алавитская партия «Баас» налаживала свои отношения с
христианами и другими небольшими общинами, представляя себя в качестве
оплота секуляризма и стабильности перед лицом якобы угрожающего
суннитского большинства. Теперь, когда сунниты восстали против своих
алавитских правителей, лояльность христиан режиму стала помехой и даже
угрозой. В некоторых уголках христиане считаются соучастниками жестокого
подавления, инициированного правительством, что делает их мишенью для
атак.
Подъем Исламского государства в течение последнего года
вызвал еще больше насилия в отношении меньшинств. Питаемое ваххабитской
идеологией и безграничной жаждой кровопролития, Исламское государство
стремится вернуться к воображаемому досовременному халифату, который
подчиняет шиитов и расценивает немусульман как граждан второго сорта.
Когда исламское государство захватывает город, его бойцы дают христианам
выбор: платить средневековый налог, известный как джизья, принять ислам
или умереть. Многие попросту бегут.
Езидам на севере Ирака —
участь которых на горе Синджар получила широкую огласку летом прошлого
года — повезло еще меньше. Исламское государство рассматривает их как
язычников и потому считает не заслуживающими защиты, традиционно
предоставляемой христианам или евреям исламскими законами. В результате,
многие езиды были убиты или порабощены.
В дополнение к
преследованию меньшинств, Исламское государство занялось стиранием всех
физических следов религиозного разнообразия. Его боевики разрушили
суфийские святыни, шиитские мечети, христианские церкви и древние
памятники, которые они считают остатками коррумпированного и
оскверненного прошлого.
Защита этнических и религиозных
меньшинств региона правительствами стран Запада была спорным вопросом на
протяжении более чем века и остается по сей день. Многие сунниты,
например, обвиняют Америку в фаворитизме: Соединенные Штаты вмешиваются,
чтобы защитить курдов, езидов и христиан в северном Ираке, говорят они,
но они мало что сделали, чтобы остановить бойню сотен тысяч суннитов в
Сирии. Действительно, сложная внутренняя история
церковно-государственных отношений Америки сделала ее неохотно
заступающейся за какие-либо религиозные группы за рубежом, особенно
малочисленные.
Конец разнообразия на Ближнем Востоке является
трагедией не только для тех, кто уже умер, бежал или пострадал. Из-за
его отсутствия станет хуже всему региону. Национальные меньшинства
исторически служили в качестве посредников между Ближним Востоком и
внешним миром, и если они исчезнут, регион потеряет важный класс
культурных, экономических и интеллектуальных лидеров.
То, как
общество обращается со своим этническим и религиозным многообразием,
может многое рассказать нам о его способности договариваться при
разногласиях и превращать плюрализм из обязательства в актив. Тем не
менее, на Ближнем Востоке разнообразие слишком часто считается
слабостью. А его следует считать сильной стороной и поэтому достойным
защиты.
Кристиан Занер (Christian C. Sahner)
Оригинал публикации: The Arab World’s Vanishing Christians
Опубликовано: 17/12/2014
Перевод: InoSMI, 20 декабря 2014