RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


Серебряная рака для мощей святой Екатерины из Синайского монастыря работы московских мастеров 1687-1688 гг.[1]

В статье исследуется серебряная рака св. Екатерины, созданная в Москве в царских мастерских Серебряной палаты в 1687—1688 гг. Рака является вкладом в Синайский монастырь, сделанным от имени царей Иоанна и Петра Алексеевичей, а также их сестры царевны Софьи Алексеевны. Изучены типология, стиль и техника изготовления этого уникального и хорошо сохранившегося памятника, имеющего большое историко-культурное значение и отражающего глубокие связи России и древнейшего центра православия — монастыря св. Екатерины на Синае в последней четверти XVII в.

Павел Алеппский, посетивший Россию в составе посольства Антиохийского патриарха Макария в середине XVII в., писал: «Многие монастыри, пользующиеся прочной славой, весьма любимы русскими, таков монастырь горы Синайской...»[2] Монастырь хранит многочисленные иконы и другие ценные вклады, поступившие из России, которые все еще являются малоизученными памятниками русской истории и культуры[3]. На протяжении ХVI—ХIX вв. в монастырь св. Екатерины на Синае из России привозились не только иконы в великолепных серебряных окладах[4] но и разнообразные предметы драгоценной церковной утвари и храмового убранства, в том числе и раки.

Древнерусские раки XVI—XVII вв. изготавливались из дерева, а затем оковывались серебряными золочеными пластинами. Стенки ковчегов обычно украшались крупными медальонами с чеканными священными изображениями из жития святых, надписями и орнаментом, а крышки — высокорельефными чеканными или живописными изображениями святого в рост. Рельефные лицевые изображения, орнамент, а также надписи выполнялись из тонко раскованных и подогнанных друг к другу серебряных пластин, благодаря чему создавалось впечатление массивности и большого веса этих серебряных предметов. Такие большие ковчеги, прямоугольные в плане, находились в разных местах храма, над поверхностью пола или частично заглубленные. Как правило, над ними устанавливались сени в виде кивория и подвешивались лампады.

В Синайском монастыре до нашего времени сохранились три раки, предназначенные для мощей святой. На протяжении нескольких столетий мощи вмч. Екатерины находились в древнейшем саркофаге из белого алебастра, помещенном на возвышении в центре алтаря базилики. Такой саркофаг был известен по описаниям еще в 1231 г.[5] Здесь же, в алтаре, у иконостаса, в XVII и XIX вв. были поставлены две серебряные раки, присланные из России. С южной стороны от царских врат находится рака XIX в. с живописным изображением лика вмч. Екатерины на крышке[6], а с северной стороны — серебряная рака XVII в. — один из самых значительных и интереснейших даров Синайскому монастырю, поступивших из России (ил. 1)[7]. Исследование и атрибуция последней представлены в настоящей статье.

Отдельные сведения об этой раке были опубликованы архимандритом Порфирием Успенским[8], А. С. Норовым[9], Н. Ф. Каптеревым[10], А. А. Дмитриевским[11]. О серебряном ковчеге XVII в. упоминали многие русские паломники, посетившие монастырь св. Екатерины, например Ипполит Вишенский, побывавший на Синае в 1708 г.[12], Василий Григорович Барский — в XVIII в.[13], Д. Д. Смышляев — в 1865 г.[14]

Надписи в овальных медальонах на стенках раки были прочитаны Г. И. Лукьяновым в 1936 г.[15]. Краткие описания, упоминания и изображения ее общего вида представлены в различных изданиях[16]. Т. А. Петренко датирует раку серединой XVII в., причисляя ее к работе мастеров московской Оружейной палаты[17]. Стилистический анализ этого памятника сделан Ю. А. Пятницким[18]. В. В. Игошевым выявлены разновременные серебряные детали этого произведения, изготовленные в середине XVII в. и в 1688 г.[19] Однако всестороннее исследование этого ковчега до настоящего времени не проводилось.


Ил. 1. Общий вид раки св. Екатерины. 1687—1688 гг.

Рака вмч. Екатерины представляет собой деревянный саркофаг, обитый серебряными, частично золочеными пластинами. Остался незакрытым только цоколь раки, окрашенный черной краской. Крышка также деревянная, обитая серебряными чеканными и гравированными частично позолоченными пластинами. Размер раки: 182,5 х 63 х 61,5 см. (ил. 1).

Форма и принцип декорации ковчега вмч. Екатерины аналогичны серебряным ракам, выполненным в Москве в царских мастерских Серебряной палаты в XVI—XVII вв. Это серебряные раки митрополитов Петра и Алексия 1531 — 1535 гг.[20]; преподобного Сергия 1555—1585 гг. из Троице-Сергиева монастыря[21], митрополита Ионны 1585 г. из Успенского собора Московского Кремля[22], св. царевича Дмитрия 1628—1630 гг. из Архангельского собора Московского Кремля[23]; преподобного Кирилла Белозерского 1643 г. из Кирилло-Белозерского монастыря[24]; св. Александра Свирского 1644 г. из одноименного монастыря[25], благоверного Александра Невского 1695 г.[26]

Создание драгоценных рак для мощей «великим светильникам, столпам Русской земли» и чудотворцам в XVI—XVII вв. было актом не только личного благочестия русских царей, но и делом государственной важности, служившим собиранию русских земель в единое государство, что отражено в летописях[27]. Рака св. Екатерины является замечательным историческим памятником, свидетельствующим о намерении перехода Синайского монастыря под покровительство России[28].

Как правило, раки московских мастеров XVI—XVII вв. выполнены под влиянием саркофагов западноевропейской работы и напоминают архитектурные сооружения: в их основании имеется профилированный цоколь, а вверху - антамблемент, который поддерживается колонками-пилястрами с базами и капителями. Крышки рак одновременно были иконами с изображением святого в рост, сделанными в различных техниках: чеканки по серебру, резьбы по дереву[29] или живописи яичной темперой. Иногда крышки и боковые стенки деревянных рак украшались басмой, а при отсутствии драгоценных металлов - тиснением по левкасу с последующим золочением, воспроизводя тонкую работу по серебру или золоту[30].

Как правило, одна боковая[31] и две торцевые стенки рак декорированы рельефно выступающими крупными медальонами круглой, овальной или фигурной формы, с надписями или с изображениями сцен из жития святого. Подобные слегка выпуклые медальоны разделены прямоугольными в сечении, несколько выступающими пилястрами-столбиками, украшенными чеканным орнаментом.


Ил. 2. Фрагмент верхней части крышки раки

Однако на раке вмч. Екатерины такие столбики, расположенные на боковой стенке между крупными овальными медальонами с надписями, значительно уменьшены и превратились в узкие гладкие полоски (ил. 1). В отличие от других рак, на крышке ковчега вмч. Екатерины отсутствуют поля, украшенные орнаментом трав с небольшими медальонами или дробницами с изображением святых. Здесь нет драгоценных камней, эмалей и жемчуга. Крышка раки по краю обрамлена массивным двойным кантом, состоящим из узкой каймы с геометрическим чеканным узором из треугольников и широкой каймы с растительным орнаментом из повторяющихся остроконечных листков (ил. 2).

На крышке раки из Синайского монастыря, чеканено высокорельефное скульптурное изображение великомученицы Екатерины в рост. Особенно выразительны горельефные голова и руки святой. В правой ее руке — семиконечный крест, а в левой — свиток с чеканной надписью вязью (ил. 3). Семиконечный золоченый крест вырезан из толстого металла, его поверхность декорирована резными зигзагообразными полосами, воспроизводящими текстуру дерева. На свитке чеканена рельефная надпись вязью с молитвенным обращением к Спасителю: Г(С)ДИ ИС[У]СЕ ХР(С)ТЕ БЖЕ МОЙ // БЛГОДАРЮ ТЯ ЯКО ПОСТАВИ(Л) // ЕСИ НА КАМЕНИ ТЕ(Р)ПЕНШ // НОЗЕ МОИ ИСПРАВИ(Л) ЕСИ СТО/ ПЫ МОЯ ПРОСТРИ Н[Ы]НЕ ПРЕЧИ/СТЫЯ ДЛАНИ ТВОИ ЯЖЕ // НА КРЕ(С)ТЕ УЗВЛЕНЫЯ И // ПРИМИ Д[У]ШУ МОЮ ЯЖЕ // ПОЖРО(Х) ЗА ЛЮБОВЬ ТВОЮ И ОМЫИ Ю КРОВIЮ ЖЕ ИЗЛI/ЯХЪ ТЕБЕ РАДИ ДА(Ж)ДЬ ЖЕ/ I ОНЫ(М) ЕЛИЦЫ ПРИЗОВУ МНОЮ // ВСЕСТОЕ ИМЯ ТВОЕ ЯЖЕ КЪ ПО//ЛЗЕ ПРОШЕНIЯ ДА ВОСПЕ/ВАЮТСЯ ОТ ВСЕХЪ ВЕЛИЧ/IЯ ТВОЯ ВО ВЕКИ ВЕКО(В) // АМИНЬ[32].


Ил. 3. Фрагмент крышки раки с изображением лика св. Екатерины

Голову св. Екатерины венчает княжеская корона с небольшим четырехконечным крестом вверху, а вокруг ее лика на плоскости крышки раки чеканен золоченый округлый венец с «сиянием» в виде остроконечных плавно извивающихся лучей[33] (ил. 3). Руки и скульптурно вылепленный чеканный лик великомученицы позолочены, а спадающие на плечи волосы, тонко прочеканенные по серебру частыми параллельными линиями, оставлены без золочения. Особенно мастерски чеканен одухотворенный лик святой с широко открытыми глазами. По сторонам лика вмч. Екатерины крепятся две дробницы с чеканной надписью: ОБРА(З) СТЫЕ МЧНЦЫ // ЕКАТЕРИНЫ.


Ил. 4. Фрагмент нижней части крышки раки

Одежды и княжеская корона великомученицы украшены чеканным орнаментом, воспроизводящим разнообразные формы драгоценных камней: овальные, квадратные, прямоугольные, восьмигранные, а также многочисленные круглые жемчужины. В изображении типично русских длинных одежд святой - телогреи и шубки[34] - использованы разнообразные сочетания чеканной фактурной проработки и гладкого отполированного металла, а также яркого солнечного цвета «огневого» золочения и белого серебра (ил. 4). В нижней части крышки раки крепятся выступающие из-под длинных одежд св. Екатерины два сапожка, выкованные из гладких серебряных золоченых пластин.

Особенно эффектен чеканный растительный узор крупных цветов, украшающий одежды вмч. Екатерины. Орнамент состоит из пышных белых цветов на толстых, косо срезанных стеблях с остроконечными узкими длинными листьями, проработанных фактурными чеканами, выделяющимися на отполированном гладком золоченом фоне (ил. 4). Такой роскошный узор отличается от орнаментации на других деталях раки. Аналогичные узоры, выполненные в «цветочном» стиле и составленные из пышных тюльпанов, гвоздик, нарциссов, гиацинтов, крокусов, пионов и других цветов, особенно часто встречаются в голландском, немецком или в английском серебре второй половины XVII в.[35]

Вероятно, этот богатейший растительный орнамент сделан в царской Серебряной палате западноевропейским мастером или его русским учеником. Хорошо известно, что в XVII в. в Москве работали иноземные мастера из Англии, Голландии, Германии, Греции, Дании, Польши, Швеции, Франции[36].

Следует отметить, что такой «цветочный» орнамент выделяется среди густого растительного узорочья из переплетающихся стеблей мелких остроконечных листков, трилистников и цветков на других частях раки, однако не вступает с ним в противоречие. «Цветочный» орнамент был близок и органично усваивался русскими серебряниками, так как соответствовал христианской символике цветущего райского сада, выражая идею вечной жизни[37].

На исследуемой крышке раки в нижней части образа позем декорирован геометрическим чеканным орнаментом в виде повторяющихся треугольников, выстроенных в ряды, как по горизонтали, так и по вертикали, и напоминающих руст (ил. 4). Геометрический орнамент также чеканен на широком валике, украшающем края крышки раки, что было уже отмечено выше.


Ил. 5. Фрагмент столбика на боковой части раки

Исследование особенностей стиля, техники исполнения чеканного и гравированного растительного и геометрического орнамента позволяет предположить, что отдельные части раки выполнены в более раннее время, чем все остальные. Часть деталей по стилю и технике изготовления близки образцам, созданным московскими серебряниками в середине XVII в. К таким элементам относятся две колонки, расположенные по углам раки. Они украшены чеканным орнаментом из тонких стеблей трав, извивающихся и закручивающихся в спирали с трилистниками, многочисленными остроконечными листками, четырехлепестковыми цветками на матовом фоне (ил. 5). Такой узор, часто встречающийся в работах царских мастеров середины XVII в., аналогичен, например, чеканному орнаменту трав на раке Александра Свирского 1644 г.

По-иному, более грубо сделаны парные колонки, расположенные по торцам раки у стены. Они украшены крупным чеканным растительным орнаментом из трилистников и остроконечных листков на тонких, закручивающихся в спирали стеблях на гладком фоне. Вероятно, такие детали раки, сделанные в подражание парным колонкам, крепящимся по углам боковой стенки, были спешно изготовлены в 1687—1688 гг.


Ил. 6. Фрагмент ажурной полосы с гравированным орнаментом на крышке раки

В середине XVII в. изготовлены золоченые ажурные полосы, крепящиеся по краю крышки, украшенные изысканным, тонко гравированным орнаментом с прорезным фоном, выполненным в «балканском» стиле (ил. 6). Такие детали несколько отличаются от остальных частей раки, сделанных в 1680-е гг. Резной узор ажурных пластин аналогичен орнаменту на предметах церковной утвари, изготовленных московскими серебряниками в середине XVII в. Это, например, серебряные рипиды московской работы: из Архангельского собора Московского Кремля 1650-х гг.[38], из Соловецкого монастыря[39] 1656 г. и из Саввино-Сторожевского монастыря 1650-х гг.[40].

Такие ажурные полосы, прибитые по краю крышки раки (по бокам и вверху над венцом), как бы заменяют отсутствующие орнаментальные поля, что является яркой конструктивной особенностью этой раки (ил. 4). Можно предположить, что в ходе спешной работы в 1680е гг. для раки вмч. Екатерины царские мастера использовали тщательно выполненные отдельные части другой серебряной раки, сделанной в Серебряной палате в более раннее время - в середине XVII в.[41]

На двух торцевых стенках раки вмч. Екатерины в верхней части укреплены на скобах парные овальные, массивные, С-образной формы кольца-рукояти, с утолщением в средней части. Кольца сделаны из медного сплава и предназначены для перенесения саркофага.

На двух торцевых стенках раки -у изголовья и в ногах святой, а также на боковой стенке имеются пять крупных медальонов овальной формы с рельефными чеканными надписями изысканной вязью, обрамленными растительным орнаментом трав и цветов[42]. На боковой прямоугольной стенке раки по краю с четырех сторон крепятся серебряные пластины с чеканенным растительным орнаментом из пышных трав и репьев (ил. 1). Более широкая кайма с чеканным растительным орнаментом крепится здесь же горизонтально над медальонами с надписью.

Начало надписи — в медальоне на торцевой стенке у головы святой, далее надпись продолжается в трех дробницах по боковой стенке (слева направо) и заканчивается на медальоне на торцевой стенке у ног вмч. Екатерины. На первом овальном медальоне, расположенном с торца ковчега со стороны головы святой, чеканена надпись с датой изготовления раки и полным титулом русских царей: ЛЕТА 7196 (1688) ИЮНЯ ВЪ 2 (Д[ЕНЬ]) МЫ ПРЕСВЕЛЕИШIЯ И ДЕРЖАВНЕИША // ПРАВОСЛАВНЫЯ ХРИСТИНСКIЯ БОГОМ ИЗБРАННЫЯ ВЕЛИКIЯ Г(С)ДРИ И ВЕЛИКIЯ КНЗИ ЮАНЪ(Н)Ъ АЛЕКСЕЕВИЧЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧЬ // И ВЕЛИКАЯ Г(С)ДРНЯ БЛГОВЕРНАЯ ЦРВНА И ВЕЛИКАЯ КНЖНА СОФIЯ АЛЕКСIЕВНА ВСЕЯ ВЕЛИКIЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦЫ МОСКОВСКIЯ, КIЕВСКIЯ, // ВЛАДИМIРСКIЯ, НОВГОРОДСКIЯ, ЦРИ КАЗАНСКIЯ АСТРАХАНСКIЯ, ЦАРИ СИБИРСКIЯ, ГДАРИ ПСКОВСКIЯ И ВЕЛИКIЯ КНЗИ СМОЛЕНСКIЯ, ТВЕРСКIЯ, ЮГОРСКIЯ ПЕРМСКIЯ, В[Я]ТСКIЯ // БОЛГАРСКIЯ, И ИНЫХЪ, ГДРИ И ВЕЛИКIЯ КНЗИ НОВАГОРОДА, НИЗОВСКIЯ ЗЕМЛИ, ЧЕРНИГОВСКIЯ, РЕЗАНСКIЯ, РОСТОВСКIЯ, ЯРОСЛАВСКIЯ, БЕЛОЗЕРСКIЯ, УДОРСКIЯ, // ОБДОРСКIЯ, КОНДИНСКIЯ И ВСЕЯ СЕВЕРНЫЯ СТРАНЫ ПОВЕЛИТЕЛИ, И ГСДР! ИВЕРСКIЯ ЗЕМЛИ, КАРТАЛИНСКИХЪ И ГРУЗИНСКИХЪ ЦРЕЙ, И КАБАРДИНСКIХЪ // ЧЕРКЕСКIХЪ И ГОРСКИ(Х) КНЗЕЙ И ИНЫХЪ МНОГИХЪ Г(С)ДРСТВ И ЗЕМЕЛЬ ВОСТОЧНЫХЪ И ЗАПАДНЫХЪ И СЕВЕРНЫХЪ // ОТЧИЧИ ДЕДИЧИ НАСЛЕДИКИ И ГДРИ И ОБЛАДАТЕЛЬ

На втором медальоне, крепящемся на боковой стенке раки (крайнем слева), чеканена надпись, свидетельствующая об истории ее создания: О НЕМ ЖЕ СТОМЪ ТЕЛЕ ЕЯ МЫ ВЕЛИКИЯ Г(С)ДРИ ЦРИ ИЗВЕСТIЕ ПРIИМШЕ ОТ ПРИСЛАННГО // К НАМЪ И(З) ОНЫЯ С[ВЯ]ТЫЯ ГОРЫ О(Т) ПРЕОСЩЕННАГО АРХЕIПИ(С)КПА ЮАНИКIЯ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА ЯКО ОНО С[ВЯ]ТОЕ ТЕЛО НЕ ИМАТЬ СРЕБРЯНЫЯ РАКИ: // ТЕМ ЖЕ ВО УСЕРДСВОВАХОМЪ БЛГОХОТНЕ И ЦРСКИМЪ НАШИМЪ ЖЕЛАНИIЕМЪ ВОЖЕЛАХОМЪ ТОЩНЕ ОНОМУ С[ВЯ]Т(А)МУ ТЕЛУ ОЮ СРЕБРЯНУЮ И ПОЗЛАЩЕНУЮ // РАКУ И(З) НАШЕЯ ЦРСКIЯ КА(З)НЫ ОУСТРОИВШЕ СIЮ ОНЫМЪ ЖЕ АРХIМАНДРИТОМЪ КIРИЛЛОМЪ И С БРАТИЕЮ ВО С[ВЯ]ТУЮ СIНАЙI(С)КУЮ ГОРУ ПОСЛАТИ СЪ НИМ ЖЕ // ОУСТРОИВШЕ И ПОСЛАХОМЪ ДАТЬ С[ВЯ]ТОЕ ВСЯКИЯ ЧЕСТИ ДОСТОIНОЕ ТЕЛО ИМАТЬ ВЪ СЕИ НАШЕИ ЦРСКИЕ СРЕБРЕНЫИ И ПОЗЛАЩЕННЕИ РАЦЕ ПРЕ// БЫВАТИ И О(Т) НАСЪ ВСЕМИЛОСТИВУЮ БЛГОСТЬ БЖIЮ С[ВЯ]ТАЯ ВЕЛИКОМЧНЦА ЕКАТЕРИНА ИМУЩАЯ КЪ ЦРЮ НБ(С)НОМУ И Г(С)ДУ ДЕРЗНОВЕНIЕ НЕПОС(Т)ЫДНОЕ ВЫНУ ТЕПЛОЮ И // С[ВЯ]ТОЮ МЛТВОЮ НЕПРЕСТАНЕ ПРОСИТИ ЕГО(Ж) ОТ НЕЯ ЗЕЛО УСЕРДСТВУЮЩЕ, И ПАКИ В ТОИ ОСОБОЕ СІЕ НАШЕ ЦРСКОЕ СМИРЕНОЕ // ВСЕПРИЛЕЖНОЕ ПРОШЕНІЕ ПРЕДЛАГАЕМЪ.

В медальоне, расположенном в центре боковой стенки раки, чеканена надпись с восхвалением и молитвенным обращением к святой: ПРИСНО БЖІЯ ВСЕМИЛОСТИВЫЯ БЛГОДАТИ ЖЕЛАЮЩИІ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ // ХР(С)Т1АНСКУЮ ВСЕЦЕЛО ХРАНЯЩІИ ВЕЧНЫХЪ НБ(С)НЫХЪ И ПРИСНОСУЩНЫХЪ РАДОСТНЫХЪ БЛГЪ УСЕРСТВУЮЩІИ СТЫХЪ БЖIИХЪ ЯКО ВЕРНЫХЪ ЕГО РАБОВЪ // И МУЧЕНИКОВЪ Д[У]ШЫ СВОЯ ЗА НЫ ПОЛОЖIШИХЪ ДОСТОДОЛЖНОЮ ЧЕСТІЮ ПОЧИТАЮЩІИ И МЛТВЪ ИХЪ С[ВЯ]ТЫХЪ И ЗАСТУПЛЕНИИ КО ЦРЮ НБ(С)НМУ И БГУ, ПРЕД ЕГО ЖЕТІИ ВЫНУ // В НБЕСЕХЪ ПРЕДСТОЯТЬ ПРЕ(С)ТОЛОМЪ И НЕВРЕДСВЕННО ЗРЯ(Т) ЛИЦЕ ЕГО БЖЕ(С)ТВЕННОЕ О СЕБЕ И О ВСЕМЪ СВОЕМЪ ПРАВОСЛАВНОМЪ ЦР(С)ТВІИ ТОЩНЕ ПОТРЕБУЮЩІИ ОТ ИХЪ ЖЕ // БЖЕСТВЕННАГО С[ВЯ]ТАГО ЛИКА ЕСТЬ И СІЯ С[ВЯ]ТАЯ ВЕЛИКАЯ ПРЕМУДРАЯ И НЕТЛЕННАЯ Д[Е]ВА И ЧУДНАЯ МУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА ЯЖЕ ЕСТЬ ПО БЖЕИЕЙ ДАННЕЙ БЛАГОДАТИ // КРАСОТА ДЕВИЧЕСКАЯ МУЧЕНИКО(В) ХВАЛА, МУДРЫХЪ Д[Е]ВЪ ЧЮДО, ЧИСТОТЫ ОБРА(З), ВЕЛИКОДУШНЫХЪ ЗЕРЦАЛО, ПРЕМУДРЫ(Х) УДИВЛЕНИЕ, ФИЛОСОФО(В) УЧИТЕЛЬНИЦА, ЦАРЯ ЗЛАГО // МУЧИТЕЛЯ МАКСЕНТІА ЦАРИЦЫ НАСТАВНИЦА, ДОБРОДЕТЕЛИ ПОКА(З).

В овальном медальоне, крепящемся на боковой длинной стенке раки крайнем справа, чеканена надпись, восхваляющая св. Екатерину: АЛЕКСАНДРІИСКАЯ ПОХВАЛА ВЕРЫ ХРТІАНСКІЯ ПОБОРНИЦА ІДОЛСКІА Л[Е]СТИ ОБЛИЧИ//ТЕЛНИЦА, ЕУ(Г)ЛІА БЖЕСТВЕННАГО ЗАСТУПНИЦА, ЗАПОВЕДЕИ Г[ОСПО]ДНИХЪ СОХРАННИЦА, СОВЕТОВЪ ХРТОВЫ(Х) ИСПОЛНИТЕЛНИЦА, МНОГИ(Х) КО БГУ ОБРАТИТЕЛЬНИЦА, // ЦРСКАЯ НА ЗЕМЛИ Д[У]ШИ СУЩАЯ, НА НБСИ ЖЕ ЦРЯ ЦРЕИ НЕВЕСТА ЛЮБЕЗНАЯ, Д[Е]ВА РОДОМ И КРОВІЮ Ч[ЕС]ТНАЯ БЛАГОЛЕП1ЕМЪ ЛИЦА И ВЪ ТА ВРЕМЕНА ВСЯ ДЕВЫ СОПРЕДИВНЫМЪ // ВСЕ(Х) УДИВЛЕНИЕ ПРЕВОСХОДЯЩАЯ И КРАСОТОЮ ДШЕВНОЮ И ХР(С)ТІАНСКИМИ ИСТИННЫМИ ДОБРОДЕТЕЛМИ, И К ЖЕНИХУ СВОЕМУ ХРІСТУ ІИ(С)УСУ ВСЕСОВЕРШЕННОЮ ЛЮБОВІЮ ПАЧЕ, НЕЖЕЛИ ТЕЛЕСНЫ(М) // БЛГОЛЕПІЕ(М) ЦВЕТУЩАЯ, ОТ САМАГО Б[О]ГА ПРОСЛАВЛЯЕМАЯ, О(Т) НБСНЫ(Х) СИЛЪ ОУДИВЛЯЕМАЯ, И О(Т) ВСЕ(Х) ПРАВОСЛАВНЫ(Х) ХР(С)ТІА(Н) ВЫНУ ВЕЛ[И]ЧАЕМА ПРЕЧИСТОЮ СИДШЕЮ, ОУ ПР(С)ТОЛА НБНАГО ЦРЯ ПРЕДСТОИТЪ // МНОГОСТРАДАЛНОЕ ЖЕ ТОЯ С[ВЯ]ТОЕ И ВЕЛИКОЧУДЕСНОЕ ТЕЛО ЗДЕ НА ЗЕМЛИ, ВО СТЕИ СИНАИСТЕИ ГОРЕ ВЪ ЦРКВИ ПРЕОБРАЖЕНІЯ Г(С)ДА БГА И СПСА НАШЕГО ІСА ХРТА АIТЛОМЪ ТАМО // ПРИНЕСЕННОЕ ПРЕБЫВАЕ(Т) И БЛАГОДАТІЮ БЖІЕЮ ВЕЛИЯ ПРЕ(С)ЛАВНАЯ ЧУДА СЪ ВЕРОЮ ПРИХОДЯЩИ(М) И ПОМОЩИ В ПОТРЕБА(Х) СВОИ(Х) // ПРОСЯЩИМЪ СОДЕВАЕТЪ.

В медальоне, крепящемся с торца раки у ног святой, сделана надпись с молитвенным обращением к вмч. Екатерине о заступничестве и процветании «странам Российским»: О ДЕВО С[ВЯ]ТАЯ И БГОЛЮБЕЗНАЯ, ПОС(ПО)СОБСТВУЙ НАМЪ ТВОИМЪ ХОДАТАИ//СТВОМЪ ВО ВСЯКИХЪ НАШИХЪ ПОТРЕБАХЪ. ЗАСТУПАЙ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМЪ ТВОИМЪ НЕУСЫПНЫМЪ // ОТ ГНЕВА И ЯРОСТИ ЦАРЯ НЕБЕСНАГО БЛАГОЧЕСТИВОЕ НАШЕ ЦРСТВ1Е РОСС1ЙСКОЕ, УМОЛI У Г(С)ПОДА СIЛ, НЕПОБЕ/ДИМУЮ СIЛУ НАШИМЪ БЛГОЧЕСТИВЫМЪ ВОЕ[НА]МЪ ПРОТИВУ ВСЯКИМЪ ВРАГОМЪ И СУПОСТАТОМЪ, УПРОСИ У ВСЕХЪ ВЕКОВЪ И ВРЕМЕНЪ ТВОРЦА БЛГОВРЕМЕНIЕ, МИРЪ, ТИШИНУ И И(З)ОБИЛIЕ СТРАНАМЪ РОССИЙСКИМЪ, // УМИЛОСТИВИ ЧЛ(В)КОЛЮБЦА ВСЕЩЕДРАГО УВЕТЛИВЫМИ СЛОВЕСЫ ТВОИМИ, ДА ПРОСТИ(Т) НАМЪ СОГРЕШЕНИЯ НАШЯ // И СОТВОРИТЬ НАСЪ НАСЛЕДНИКИ ЦРСТВIЯ СВОЕГО НБ(С)НАГО, ИДЕ ЖЕ ОНЪ ХВАЛИМЬ И СЛАВИМЬ ОТ ВСЕ(Х) // НБ(С)НЫХ СИЛ ПРЕБЫВАЕТЪ ВО НЕСКОНЧАЕМЫЯ ВЕКИ ВЕКОВЪ. АМИНЬ.

Текст чеканной многословной надписи, сделанной сложной, изысканной вязью, отмечается образным и поэтическим языком. Из надписи следует, что серебряная рака вмч. Екатерины, подаренная Синайскому монастырю царями Иваном, Петром и «великой государыней благоверной царевной» Софьей, была изготовлена 2 июня 1688 г. Если предположить, что работа над ракой началась в московской Серебряной палате только с приездом синаитов в Москву в феврале 1687 г., то на ее изготовление ушло около 16 месяцев. В Москву монахи прибыли в феврале 1687 г. во главе с архимандритом Кириллом Кипрским и оставались здесь до изготовления обещанной царями серебряной раки, которая была выдана синайским монахам из Серебряной палаты только 8 января 1689 г., причем ее велено «устроить в ящик и обязать полотном вощаным»[43]. Однако выехали из Москвы монахи с ракой и другими дарами только 5 февраля 1689 г., когда им дана царская жалованная грамота[44].


Ил. 7. Надпись на греческом языке на боковой стенке раки

Порфирий Успенский писал: «С архимандритом Кириллом посланы были 400 голландских червонцев и серебряная, кованая рака... Эту драгоценность привез на Синай архимандрит Кирилл в 1691 году»[45]. О доставке раки в 1691 г. в Синайский монастырь из Москвы свидетельствует и надпись, вырезанная на греческом языке на серебряной пластине, крепящейся на боковой стенке раки: «При архиепископе Синайской горы Кир. Иоаникие Ласкаре привез эту раку для Святой из Московии архимандрит Кирилл, родом Киприянин, Синаит. 1691»[46] (ил. 7). В 1693 г. прибывший в Москву синайский архимандрит Кирилл благодарил за прежнюю милостыню и за раку, которая была воспринята синаи-тами как «восьмое чудо к семи древним»[47].

В заключение следует отметить, что серебряная рака вмч. Екатерины является особо значимым памятником, свидетельствующим о глубоком почитании святой Екатерины в России и о тесных связях Русского государства и Синайского монастыря в XVII столетии. Серебряная рака — это уникальное и хорошо сохранившееся произведение, созданное группой из нескольких царских мастеров Серебряной палаты в 1687—1688 гг. Отдельные детали раки по стилю и технике изготовления аналогичны произведениям царской мастерской 1650-х гг. Можно предположить, что отдельные части (два столбика, ажурные полосы с резным орнаментом) являлись фрагментами другого ковчега, изготовленного ранее — в середине XVII в.

Рака является одним из немногих сохранившихся драгоценных вкладов, сделанных от имени русских царей Иоанна и Петра Алексеевичей, а также их сестры, царевны Софьи Алексеевны. Исследование особенностей стиля и техники изготовления этого памятника дает возможность получить более полное представление о развитии серебряного дела в Москве в XVII в., а также позволяет судить о типологии серебряных рак, так как многие аналогичные памятники не сохранились, или дошли до нашего времени в виде отдельных фрагментов.

Изучение имеющихся на раке надписей, а также письменных источников позволяют точно датировать время начала и окончания работ по ее созданию, время отъезда монахов из Москвы и доставки раки в Синайский монастырь. Этот памятник имеет большое художественное и историко-культурное значение и отражает глубокие связи России и древнейшего центра православия — монастыря вмч. Екатерины на Синае в последней четверти XVII в.

_____________
Примечания

[1] В основе текста статьи лежит доклад, прочитанный В. В. Игошевым 21 января 2009 г. на XIX богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
[2] Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в 1-й половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 291.
[3] Изучение раки проводилось в рамках проекта РГНФ: «Русские иконы на Синае» в 2004—2005 гг. В проекте принимали участие: Н.В. Герасименко, Н. И. Комашко, А.М. Лидов, Е. М. Саенкова, Н.П. Чеснокова, а также автор этой статьи. Благословение на исследование было получено у архиепископа Синайского и Раифского Дамианоса, настоятеля монастыря святой Екатерины.
[4] Этой теме посвящен доклад В. В. Игошева «Оклады русских икон монастыря св. Екатерины на Синае», сделанный 7 апреля 2005 г. в Ярославле на X Научных чтениях, посвященных памяти И. П. Болотцевой.
[5] Палиурос А. Святой Синайский монастырь. Синай, 1997. С. 30.
[6] Рака для мощей великомученицы Екатерины. Россия. 1860 г. 167,0 х 95,0 х 75,0 см. Серебро, чеканка, литье, частичное золочение, камни, дерево, грунт, масло. Д. Д. Смышляев, посетивший Синайский монастырь в 1865 г., приводит сведения, что вкладчиком этой раки была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (в монашестве Агния) (1785—1848), дочь графа А. Г. Орлова-Чесменского. Унаследовав огромное состояние своего отца, она много занималась благотворительностью, в том числе и на Православном Востоке (см.: Смышляев Д. Д. Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года. М., 2008. С. 243).
[7] Фотографии сделаны автором этой статьи.
[8] Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году архимандрита Порфирия Успенского. СПб., 1856. С. 151; Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856.
[9] Норов А. С. Иерусалим и Синай. Записки второго путешествия на Восток. СПб., 1878. С. 87.
[10] Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI—XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914. С. 429.
[11] Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890. С. 84.
[12] Пелгримация или путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского // Православный Палестинский сборник. Вып. 61. Петроград, 1914. С. 44.
[13] Странствования Василия Григоровича Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Т. II. СПб., 1886. С. 18, 25.
[14] Смышляев Д. Д. Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года. С. 243.
[15] Лукьянов Г. Серебряная рака святой великомученицы Екатерины — дар русских царей в Синайский монастырь в 1688 году // Stminarium kondakovianum. Praha, 1936. С. 155-160.
[16] Палиурос А. Указ. соч. 1997. Ил. 84; Джаферис Э. Святой Синайский монастырь. Афины, 1997. Рис. 84; Ходаковский Е. В. Синайский монастырь: История, искусство, духовное наследие. СПб., 2003. С. 20-21; Беляков В. В. Сокровища Синая. М., 2004. С. 84, 148.
[17] Петренко Т. А. Произведения древнерусского прикладного искусства из Александро-Свирского монастыря (по архивным материалам) // Страницы истории отечественного искусства XII — первая половина XIX века. Вып. VII. СПб., 2002. С. 24-45.
[18] Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае // Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004. С. 444-446.
[19] Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь XVI—XVII вв. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009. С. 147.
[20] Николаева Т. В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М., 1977. С. 369; ПСРЛ. Т. XXIX. М., 1965. С. 16. (Александро-Невская летопись); «...а святому Алексею чюдотворцу раку сребряну, а на раке образ его позлатити, а столпцы у раки позлатити же» (Маханько М. А., Саенкова Е. М. Реликвии по известиям русских летописей XI—XVII веков // Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 362). Раки не сохранились.
[21] Серебряная рака сохранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, золотой оклад крышки этой раки — в СПИХМ. В настоящее время рака закрыта поздним ограждением, крышка сделана в 1835 г. Александро-Невская летопись сообщает: «Лета 7093 (1585), июля в 25 день зделана бысть рака преподобнаго чудотворца Сергия сребрена позлащена и украшена камением и жемчюгом, иже бе начата зделать повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси лета 7064 (1555—1556). И по нем свершена бысть повелением сына его Федора Ивановича во второе лето государства его» (ПСРЛ. Т. 29. С. 218). Подобная надпись с указанием года создания раки имеется на самом памятнике.
По мнению И. Е. Забелина и Ю. А. Олсуфьева, серебряная чеканная рака прп. Сергия, изготовлена в 1585 г. артелью серебряников: Третьяком Астафьевым, Гостем и Степаном Дмитриевыми, Булгаком и Иваном Лисицыными, Микитою Макаровым, Сидором и Федкою Никитинными, Иваном Островенским, Дмитрием Петровым, Григорием Романовым, Романом Степановым и Василием Юрьевым» (см.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до конца XVII века. СПб., 1853; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой Лавры (до XVIII века). Сергиев Посад, 1926. С. 23). Ф. Я. Мишуков приводит сведения о создании серебряной раки прп. Сергия в 1585 г. группой мастеров, во главе которых были два иностранца — Клеус Севастьянов и Борис Томасов. В составе артели были: Лисицыны — Иван и Булгак, Петровы — Тимофей и Дмитрий и др. (см.: Мишуков Ф. Я. Утварь Троицкой лавры // Троице-Сергиева Лавра. Сергиев, 1919. С. 103). Сведения о раке имеются также в следующей литературе: Николаева Т.В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М., 1977. С. 369; Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV—XVII вв. М., 1996. С. 34, 479. Ил. 79, 417, 418; Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев-Посад, 2003. С. 34; Игошев В. В. Астафьев Третьяк // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. С. 635-636.
[22] См.: Христианские реликвии в Московском Кремле / Ред.-сост. А. М. Лидов. Каталожная ст. Е. Я. Осташенко. М., 2000. С. 212—213.
[23] Рака изготовлена в царских мастерских Гаврилой Овдокимовым «со товарищи». В 1812 г. она была похищена, сохранилась только крышка с чеканным изображением царевича Димитрия в рост (ГММК).
См.: Постникова-Лосева М. М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI—XVII веков // Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сб. науч. трудов по материалам Оружейной палаты. М., 1954. С. 204. Рис. 44; Русское серебро XIV — начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля / Авт.-сост. Коварская С. Я., Костина И. Д., Шакурова Е. В. М., 1984. С. 40, 216. № 28; Мартынова М. В. Художественный металл в интерьере Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 407-409.
[24] Рака изготовлена в царских мастерских Гаврилой Овдокимовым «со-товарищи» из кипарисовых досок и обложеная чеканным серебром на средства боярина Федора Ивановича Шереметьева (Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // ЧОИДР. Кн. 3. М., 1859. С. 5-6).
В музеях Московского Кремля сохранилась крышка этой раки с чеканным изображением преподобного Кирилла Белозерского в рост (см.: Шакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского монастыря // ПКНО. 1982. Л., 1984. С. 408-416; Русское серебро XIV — начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. С. 41, 216. № 29).
[25] Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Русского музея. Л., 1985. Кат. 68. С. 202. Ил. 68, 69; Петренко Т. А. Произведения древнерусского прикладного искусства из Александро-Свирского монастыря (по архивным материалам) // Страницы истории отечественного искусства XII — первая половина XIX века. Вып. VII. СПб., 2002. С. 24-45.
[26] Религиозный Петербург: Каталог выставки. СПб., 2004. С. 28.
[27] В Пискаревском летописце XVII в. сказано: «Повелением благочестивого царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси и верою его несумненною и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильником, столпом Русския земля Петру и Алексию, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белоозерскому, и Макарию Колязинскому и Василию Блаженному. И переложиша мощи их с великим страхом и трепетом.» (ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200).
[28] Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае // Россия и христианский Восток. Вып. Н-Ш. М., 2004. С. 444-448; Августин (Никитин), архим. Русские паломники у христианских святынь Египта. СПб., 2003. С. 178.
[29] Например, в технике горельефной резьбы по дереву с последующей росписью по левкасу выполнена в XVII в. крышка раки святителя Филиппа (см.: Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 215-217. Автор статьи в каталоге - И. М. Соколова).
[30] Например, к таким памятникам относятся раки преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 1566 г. (см.: Соколова И. М. Русская деревянная скульптура XV—XVIII вв.: Каталог. М., 2003. С. 80-98; Померанцев Н. Н., Масленицын С. И. Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 118-130).
[31] Вторая боковая стенка раки зачастую отсутствовала, так как рака была плотно придвинута этой стороной к стене храма.
[32] Надписи на крышке и на стенках раки чеканены сложной вязью, состоящей из рельефных букв. Все надписи приводятся в упрощенной орфографии. В круглых скобках даны надстрочные буквы. В отдельных случаях в квадратных скобках указаны пропуски букв, знаком — // обозначено деление надписи на строки.
[33] На чеканной короне великомученицы Екатерины в центре имеются небольшие утраты: отломлен один зубец. В месте утраты — следы пайки оловянным припоем.
[34] Подобные древнерусские женские одежды описаны И. Е. Забелиным (см.: Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI—XVII столетиях. 2-е изд. М., 1872. С. УИ-УШ. Рис. I (8, 10); II (12,13) III (3-6).
[35] Подобный орнамент из пышных цветов украшает произведения столового серебра, хранящиеся в музеях Московского Кремля, например на рукомое 1659 г., блюде-лохани 1664 г. (см.: Маркова Г. А. Художественное серебро Голландии. Сокровища Оружейной палаты. М., 2003. Кат. 26. С. 74. Кат. 36. С. 94-95), на блюде и подсвечнике середины XVII в. (см.: Маркова Г. А. Немецкое художественное серебро XУI—XУIII веков. М., 1975. С. 56, 60).
[36] См.: Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. М., 2001. С. 63-73; Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Л., 1928-1930. Вып. 1, 2; Троицкий В. И. Мастера-художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при патриаршем дворе в XVII в. М., 1914.
[37] Подобный узор пышных цветов и трав оказал особенно большое влияние на орнаментацию московских предметов драгоценной церковной утвари и храмового убранства последней четверти XVII—XVIII вв., однако, в отличие от натуралистичного западноевропейского растительного орнамента цветов, стеблей, листьев, выверенного по изображениям в ботанических атласах, узоры, украшающие предметы храмовой утвари русских мастеров, имеют более стилизованный и отвлеченный характер.
[38] Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. С. 412.
[39] Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. С. 180.
[40] Николаева Т. В. Древний Звенигород. М., 1978. С. 135.
[41] Естественно, что сразу же возникает вопрос: а не была ли эта разобранная на отдельные детали серебряная рака предназначена для святой великой княгини Тверской Анны Кашинской? В связи с обострением старообрядческого раскола в 1677-78 гг. патриарх Иоаким с Собором рассматривал дело о свидетельствовании мощей благоверной княгини, в результате было постановлено упразднить ее почитание как святой (об этом см.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. Т. II. М., 2003. С. 144).
[42] Размеры пяти медальонов с чеканными надписями варьируются, их ширина — от 38 до 46 см, а высота — от 32 до 34 см.
[43] Чеснокова Н. П. Описание Синайской горы 1686 г. из собрания Российского государственного архива древних актов // Россия и христианский Восток. Вып. П-Ш. М., 2004. С. 418.
[44] Пятницкий Ю. А. Указ. соч. М., 2004. С. 434-450.
[45] Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году архимандрита Порфирия Успенского. СПб., 1856. С. 151.
[46] Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856.
[47] Каптерев Н. Русская благотворительность Синайской обители в XVI—XVПI столетиях // Чтения в Обществе любителей духовного просвящения. 1881. Октябрь-ноябрь. С. 402.

Список сокращений

ГИМ — Государственный Исторический музей.
ГММК — Государственные музеи Московского Кремля.
ГРМ — Государственный Русский музей.
РГНФ — Российский Государственный научный фонд.
НГМ — Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей.
СПИХМ — Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
ЧОИДР — Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете.
ЯМЗ — Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
Ключевые слова: рака, ковчег, саркофаг, Синай, монастырь, чеканка, серебро, вязь.

SlLVER RELIQUARY FOR THE RELICS OF SAINT CATHERINE FROM THE MONASTERY ON MOUNT SINAI, made by Moscow craftsmen in 1687—1688 BY V. Igoshev
The subject of the present article is the silver reliquary of Saint Catherine made in Moscow in the tsar’s Silver Chamber workshops in 1687-1688. The reliquary was contributed to the monastery on Mount Sinai on behalf of the tsars Ioann Alexeyevich, Peter Alexeyevich, as well as of their sister tsarevna Sophia Alexeyevna. The article studies the typology, style and technique of the unique monument. The reliquary is well-preserved and has great historic and cultural value, reflecting Russia’s close links with Saint Catherine’s Monastery, the oldest center of Orthodoxy, in the last quarter of the 17th century.

Keywords: relinquary, monstrance, sarcophagus, Sinai, monastery, silver, chiseling, ligature.

Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 30-44.

Игошев В.В., доктор искусствоведения

Тэги: Синай, монастырь св. Екатерины, связи России со святыми местами

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню