RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Анонсы

23 марта

Лекция «Прощеное воскресение. Изгнание Адама из Рая», Москва

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

19 марта 1884 на общем собрании ИППО казначеем назначен С.Д. Лермонтов

19 марта 1894 в Иерусалиме составлено духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии архим. Антонина (Капустина)

19 марта 1895 в Смоленске открыт отдел ИППО

Соцсети


Кондаков Никодим Павлович
(1844-1929)

К числу выдающихся уроженцев Белгородского края принадлежит виднейший историк византийского и древнерусского искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков. Он родился в селе Русская Халань (ныне – Чернянский район Белгородской области) в дворянской семье. Переехав в Москву, он прошел обучение в гимназии, высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета в течение 1861-1865 гг. 

Научный руководитель Кондакова профессор Ф.И. Буслаев был крупным специалистом по истории иконографии, совмещавшим занятия филологией с изучением истории искусства (основные работы: «Общее понятие о русской иконописи» - 1866; «Свод изображений из Лицевого Апокалипсиса»- 1884; «исторические очерки русского орнамента в рукописях» - 1917). Сокурсниками будущего ученого были среди прочих Ф.Е. Корш и В.О. Ключевский. С 1866 по 1869 гг. он преподавал русский язык и словесность во 2-й Московской гимназии, Александровском военном училище, а так же русскую историю и археологию в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Преподавательскую деятельность в вузе начал в Одессе (Новороссийский университет,, где получил должность доцента (1871-1877), а затем – профессора (1877 – 1888) по кафедре теории и истории изящных искусств.

В качестве одесского преподавателя Кондаков посетил Италию, где собирал материалы для диссертации по византийской миниатюре. С 1875 г. он часто встречался с Джованни де России (1822-1894)- «отцом христианской археологии», в круг общения которого входили А.С. Уваров, Ф.И. Буслаев, Н.В. Покровский. В 1877 г. Кондаков сделал в Италии получивший известность доклад о рельефах деревянных дверей V в. Базилики Санта – Сабина в Риме. Этот успех был развит принятием Кондакова в члены Общества любителей христианской археологии в Риме. В период пребывания в Италии ученый слушал лекции П. Роза, Р.А. Ланчиани и др. Для получения пропуска в Ватикан он воспользовался покровительством кардинала Питри. 

С 1888 г. начинается столичный этап жизни ученого. Он становится профессором Санкт - Петербургского университета, старшим хранителем отделения Средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа. Одновременно Кондаков читал курсы истории и искусства в Петербургском университете (1888- 1897) и на Высших женских (Бестужевских) курсах. В 80-х гг. и далее Кондаков принимает активное участие в работе Императорского Православного Палестинского общества. Вместе с Ф.И.Успенским и А.И. Кирпичниковым он готовил проект открытия Русского Археологического института в Константинополе, реализованной во 2-й половине 90-х гг. Чтение университетских лекций и ведение семинаров часто проводилось на дому (долгие годы ученый жил на Линейном проспекте, д.15), в особой атмосфере «свободной академии», которую культивировал профессор, что притягивало к нему молодых ученых. Кондаков создал школу учеников, из которой вышли многие видные российские ученые (академики М.И. Ростовцев, С.А. Жебелев, Д.В. Айналов, Я.И. Смирнов, Б.В. Фармаковский, Б.А. Тураев, А.Н. Грабар, Г.В. Вернадский и др.) По мнению С.А. Жебелева, «Все современное поколение русских археологов может считаться прошедшим «Кондаковскую школу», столь широко объемлющи его научные труды, столь глубокий след оставила вся его деятельность на пользу и благо археологического знания в России». Среди круга учеников Кондакова были представители различных гуманитарных дисциплин – историки искусства, филологи-классики. Историки – антиковеды, историки – византинисты. Учениками Кондакова считали себя также такие крупные зарубежные ученые как Эллис и Габриэль Мийе. 

На рубеже 80-90–х гг. Кондаков стал неоспоримым лидером в исследовании художественного антиковедения и медиевистики в России. Причинами этого были как личные качества Никодима Павловича, так и его новаторство в области методологии. Кроме того, он умел наглядно выявить и показать глубинные связи различных культурных явлений, наиболее ярко проявившееся при изучении истории Византии и Руси, чем так или иначе интересовались все ученики Кондакова. Профессор был человеком энциклопедических знаний. Ни кто в России, а может быть, и в Европе, не работал с таким количеством памятников античности, медиевистики, эпохи Возрождения. Этот подход он старался воспитывать и в своих учениках, которые создали своеобразный культ «фактопоклонничества». Это выражение отражает вдумчиво, позитивистское отношение к источникам и фактам. Важнейшей заслугой Кондакова была разработанная им концепция истории мировой культуры, которая была последовательно изложена ученым в его многотомной книге «Русские древности». Она в свое время была названа поистине пионерской и всеевропейской по своему значению. Ученый проповедовал комплексный подход к источникам и распространил его историю культуры и искусства. Впервые им был эффективно использован иконографический анализ древних художественных произведений в сравнительно – историческом аспекте. Главная идея – идея непрерывного культурного развития русской истории, начиная с эпохи взаимодействия на просторах страны эллинства и иранства. 

С 1876 по 1891 г. был членом Императорской Археологической комиссии. В этом качестве руководил раскопками памятников античной эпохи в Херсонесе.(1888 г.), Пантикапее, Нимфее, а также на Тамани и в Кубанской области. Магистерская диссертация была защищена им по классической археологии. После этого интерес ученого сосредоточился на малоразработанной тогда теме истории христианского искусства. Каждая новая книга Н.П. Кондакова воспринималась ученым миром как сенсация. История византийского искусства в его трудах впервые обрела научную основу. Познание и изучение огромного мира восточного христианства стало целью всей жизни ученого. Плодотворная и разнообразная деятельность в этом направлении продолжалась более полувека.

Н.П. Кондаков совершил множество научных поездок по всему восточно-христианскому миру:

· 1873 – по Грузии для изучения грузинских церквей;
· 1875 – 1876 – в Западную Европу для изучения миниатюр греческих рукописей;
· 1881 – на Синай для изучения древностей Синайского монастыря и рукописей его библиотеки;
· 1884 – в Константинополь;
· 1889 – на Кавказ для описания ризниц монастырей Грузии;
· 1891 – в Сирию и Палестину для изучения христианских древностей Святой Земли;
· 1898 – на Афон и в югославянские земли;
· 1900 – в Македонию;
· В 1893 г. ученый был избран действительным членом Петербургской Академии художеств;
· В 1898 г. Кондаков избирается академиком по отделению русского языка и словесности Академии
наук. В 1901 г. он был назначен управляющим делами Комитета попечительства о русской иконописи.

Кроме того, ученый являлся почетным и действительным членом многих русских и иностранных академий, университетов, институтов, научных обществ. 

По политическим симпатиям Кондакова нельзя назвать монархистом. Еще с 1900 г. он сближается с П.Н. Милюковым, с которым вместе совершил академическую поездку в Македонию. 

Результаты научной деятельности Н.П. Кондакова нашли выражение в более чем в двадцати книгах. Среди них важное место занимает «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» - введение в изучение церковных древностей Палестины, а шире – в ее художественную археологию» византийского времени. В начале книги автор постулирует отказ от конфессионального подхода и какой бы то ни было «научно-религиозной» методики. Христианская археология ничем не отличается от других и «должна разрабатываться по методам общей науки истории искусства, если она не желает искать положительного знания…» «Археологические работы должны сосредоточиться на точнейшем анализе художественных форм в искусстве первых восьми столетий христианской эры». 

Особое значение, по мнению Кондакова, палестинские древности ИМЛИ в изучении трех этапов развития христианской древности: позднеримского, византийского и русского. Наиболее яркий образец критико-аналитического подхода к древностям дан Кондаковым на материале исследований храма Гроба Господня. Именно здесь проявился комплексный подход ученого, выразившийся в стремлении охватить одной работой весь круг источников, связанных с памятником. Кроме книги о путешествии на Синай, Кондаков совместно с фотографом Ж.К. Раулем подготовил замечательный фотоальбом с 1500 снимков, в свое время оставшейся неопубликованным из-за нехватки средств. Было изготовлено лишь несколько экземпляров с подлинными фотографиями. Ценность этих материалов со временем лишь возрастает. 

В заключении к отчету о путешествии в Македонию Кондаков сформулировал задачи изучения славянских древностей на Балканах как особой ветви византийской археологии. «Русские древности» в шести выпусках – сквозная и последовательная систематизация от античной эпохи до Древней Руси, важнейшая концептуальная книга Кондакова (ее соавтор И.И. Толстой был таковым лишь номинально). В книгах по русской иконописи в полной мере появился «художественно- исторический» подход Кондакова, его метод выделения «иконографических типов» оказал значительное влияние на развитие археологии и искусствознания в целом. Книга об истории византийского искусства (1866 г.), пожалуй важнейшая в творчестве Кондакова. В ней ученый дает периодизацию и определяет этапы развития искусства Византии, которыми пользуются сегодня. 

В 1917 -1918 гг. Кондаков жил в Ялте. С 22 сентября 1918 г. ученый находился в Одессе. Вместе с Буниным, где был одним из редакторов газеты «Южное слово». Посильную помощь в делах ему оказывал его секретарь Е.Н. Яценко. В период работы Ясского совещания Антанты Кондаков поддерживал активные связи с Милюковым. 8 февраля 1920 г., накануне прихода красных, Кондаков покинул Россию. Во многом благодаря настойчивым ходатайствам ученого перед представителями французских военных кругов в Одессе, Иван Бунин с женой получил возможность выехать за границу. 

Кондаков эмигрировал в Константинополь, затем в Софию. Отсутствие необходимых книг стало одной из причин, побудивших Кондакова принять предложение Карлова университета о переезде в Прагу в марте 1922 г. Благодаря «русской акции» президента Чехословакии Т. Масарика, осуществлявшейся в 1921-1931 гг. (фактически до 1939 г.). Кондаков открыл научный семинарий, получивший финансовую поддержку чешского правительства. Ученый был близок формировавшимся тогда и там евразийству и в определенной степени был его духовным предтечей. Не случайным в этой связи выглядит и обращение ученого в этот период к проблеме происхождения и эволюции звериного стиля. Лаконичный дневник ученого за 1919-1924 гг. является свидетельством горькой участи эмигранта, отторгнутого своей страной. 

В 1923 г. из-за болезни Кондаков намеревался выехать в Италию или Южную Францию (или обратно в Софию - страны с более теплым климатом – для постоянного жительства, но средств для покупки дома не хватило). 

80-летний юбилей ученого в 1924 г. вызвал большой общественный резонанс. Его ученики и последователи из разных стран мира собрали в его честь сборник статей. После его смерти семинарий работал еще много лет вплоть до преддверия Второй мировой войны. С 1931 г. он был преобразован в Археологический институт имени Н.П. Кондакова. Из этого учреждения регулярно выходили научные труды, вышли многие молодые ученые. Кондаков разделил судьбу своего поколения византистов. Многие коллеги ученого, оказавшись в эмиграции, не прекратили работы и ценой огромных усилий образовали новые направления и школы византиноведения в Европе и Америке: А. Васильев в США, А. Грабар во Франции. Г. Острогорский в Югославии и др., чрезвычайно обогатив научные возможности принявших их стран. 

Первая жена ученого-Вера Александровна Кондакова (урожд. Гилярова) (1839-1913), была родственницей московского митрополита Филарета (Дроздова). Ученый имел двух приемных сыновей. 

Старший – Сергей Никодимович Кондаков (1878-1940?) – историк искусства, библиограф; закончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета в 1903 г., губернский секретарь в Министерстве иностранных дел (1903-1906), затем в Переселенческом управлении Главного управления землеустройства и земледелия (1906-1907) и в Канцелярии Министерства Императорского двора (1907-1917), в 1916-1917 гг. был военным цензором Петроградского военного округа. После 1917 г. работал в Гатчинском музее (1918-1919), преподавателем Петроградского театрального училища (1919). В конце 1921 г. эмигрировал к отцу в Софию, затем в Прагу. Занимался научной работой, переводил книги Л. Нидерле, готовил рецензии. В 1928 г. уехал в Париж. С конца 30-х гг. его судьба неизвестна. 

Младший – Петр Никодимович Кондаков (1886-1919) - офицер Белой армии, был убит своими же солдатами во время мятежа. 

Вторая жена – Екатерина Николаевна и двое детей от второго брака в период гражданской войны остались в Ялте. 

Среди наших знаменитых земляков Н.П. Кондаков, казалось бы, имеет мало отношения к нашему краю. Белгородские ученые, учащаяся молодежь, общественность мало знакомы с его трудами. Это, думается, не случайно. В XX веке старый профессор-эмигрант, занимавшийся историей религиозного искусства, не мог быть широко известен. Некоторая инерция такого отношения продолжалось и в 90-е годы, когда Россия во многом ориентировалась на западные ценности. Лишь с конца 90-х гг. началось переиздание основных трудов Н.П. Кондакова. Его имя и труды вовремя возвращаются к нам. Они могут стать одной из опор в деле строительства нового государства, выработки новой национальной идеи. Никодим Павлович Кондаков возвращается и к своим землякам – белгородцам. Среди них он занимает достойное место.

Основные труды Н.П. Кондакова

1. Древняя архитектура Грузии.- М., 1876.
2. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей (докторская
диссертация).- Одесса, 1876.
3. Мозаики мечети Кахрие Джами в Константинополе.- Одесса. 1881.
4. Путешествие на Синай. Древности Синайского монастыря.- Одесса, 1882.
5. Византийские церкви и памятники Константинополя.- Одесса, 1886.
6. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии.-СПб., 1891.
7. Указатель отдела Средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа.- СПб., 1891.
8. Византийские эмали.- СПб., 1892.
9. Русские древности в памятниках искусства.- Вып. 1-6.- СПб., 1889-1899 (в соавт. С И.И. Толстым).
10. Русские вклады. Исследование древностей великокняжеского периода.- СПб., 1998.
11. О научных задачах истории Древнерусского искусства.- СПб., 1899.
12. Современное положение русской народной иконописи.-СПб., 1901.
13. Памятники христианского искусства на Афоне.-СПб., 1902.
14. Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия.- СПб., 1902.
15. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине.-СПб., 1904.
16. Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и паса нашего Иисуса
Христа.- СПб., 1905.
17. Иерусалим христианский.-СПб., 1905.
18. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. – СПб., 1906.
19. Македония. Археологическое путешествие.-СПб., 1909.
20. Иконография Богоматери. Связь греческой и русской иконописи с итальянской живописью
раннего Возрождения.-СПб., 1911. (переизд. М., 1999).
21. Иконография Богоматери. Т. 1-2.-СПБ., 1914-1915.
22. Русская икона.- Прага, 1928-1933.
23. Очерки и заметки по истории средневекового искусства. Прага, 1929.

Литература о Н.П.Кондакове

1. Редин Е.К. Никодим Павлович Кондаков.-СПБ., 1897.
2. Покровский Ф.И. Никодим Павлович Кондаков // православная богословская энциклопедия. Т.12.-СПБ., 1911.
3. Автобиография. // Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии наук. Ч. 1.-Пг., 1915. С. 338-442.
4. Никодим Павлович Кондаков. 1844-1924. К 80-летию со дня рождения.-Прага, 1924 (авторы статей: Л. Нидерле, Э. миннз, А. Муньос, М. Ростовцев, С. Жебелев, И. Толстой).
5. Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков. - М., 1925.
6. Успенский Ф.И. Памяти Н.П.Кондакова //Известия АН. 1926. № 9.- С. 567-576.
7. Айналов Д.В. Академик Н.П.Кондаков как историк искусства и методолог // Seminarium Kondakovianum.- Прага, 1928. – С. 311-321.
8. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи, теории).- М., 1985.
9. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986.
10. Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700-1917гг.-СПб., 1992.
11. Жебелев С.А. Никодим Павлович Кондаков // Христианство. Т. 1 –М., 1993.- С. 805-806.
12. Тункина И.В. Неизданная библиография Н.П.Кондаков по отечественной археологии и истории искусств// Памятники древнерусской культуры.- вып.2, Ч. 2.- Можайск, 1994.-С. 73-79.
13. Тункина И.В. Н.П.Кондаков: обзор личного фонда // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге.- СПБ., 1995.-С. 93-119.
14. Вялова С.А. Синайский альбом Н.П. Кондакова // Русский христианский вестник. Вып.1.- М., 1997. – С. 207-225.
15. Письма М.И. и С.М. Ростовцевых Н.П. и С.Н. Кондаковым // Скифский роман. - М., 1997 - С.431-460.

Русская Халань

Тэги: Кондаков Н.П., почетные члены ИППО, палестиноведение, археология, византийское наследие

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню