RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

29 марта 1898 открыты Енисейский, Подольский, Костромской отделы Палестинского Общества

Соцсети


Возложены цветы на могилу почетного члена ИППО митрополита Евсевия (Никольского)

9 августа руководители фонда «Возрождение культурного наследия», члены Совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин (заместитель председателя отделения) и С. Я. Ваксман посетили Московский Новодевичий женский монастырь и возложили цветы на могилу митрополита Евсевия (Никольского), почетного члена ИППО.


Новодевичий монастырь. Фото нач. XX века

Древний Московский Новодевичий монастырь расположен на Девичьем поле в излучине реки Москвы, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим женским монастырем и филиалом Государственного исторического музея. На его территории с XVI века располагался старинный некрополь. Это было место упокоения насельниц, московской знати, а с XIX века и лиц других сословий. К началу XX века свободного места на территории монастырского некрополя практически не осталось. После богоборческого переворота 1917 года некрополь постепенно уничтожался, и из 2000 надгробий уцелело около 100.




Напротив могилы митрополита Евсевия находится могила героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова

Рядом с входом в собор Смоленской иконы Божией Матери (постройка архитектора Алевиза Фрязина) находится могила митрополита Евсевия (Никольского), почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества.



Будущий митрополит Евсевий родился 21 января 1860, года в семье священника в селе Серебряки, Алексинского уезда, Тульской губернии. Он окончил Тульское Духовное училище и Семинарию, а в 1885 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (магистрантом), тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков. С 1888 года — помощник смотрителя Могилевского Духовного училища. 3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий (в честь Евсевия, епископа Самосатского). 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, — во иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский. 11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита.

Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской Духовной Семинарии. В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества. 26 января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии.

26 января 1897 года епископ Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске, где с июля 1897 года действовал отдел ИППО. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился епископ Евсевий к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество — с благотворительностью.

В январе 1899 года Владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии. 20 лет пребывания Владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-японской войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность.

Уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная Консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковно-приходских школ. Только во Владивостоке при его непосредственном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский, школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об Архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров. Много Владыка трудился и над устройством монастырей — Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.

12 июля 1907 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.

Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с Августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский, почетный член ИППО, жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон. В 1903 году по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал Наследник Цесаревич и почетный член ИППО Алексей Николаевич.

Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа. В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участвовал в прославлении святителя Патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку икон по водным путям. В 1917–1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе, для чего вновь выехал в Москву.

После кончины 3 февраля 1920 года архиепископа Иоасафа (Каллистова) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон назначил архиепископа Евсевия своим наместником в Москве с правом управления Богоявленским монастырем. 18 февраля 1920 года он был возведен в сан митрополита Крутицкого. В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. В частной жизни Владыка Евсевий, по воспоминаниям современников, отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.






От имени Императорского Православного Палестинского Общества Александр Николаевич Панин и Семен Яковлевич Васкман возложили цветы на могилу Высокопреосвященного Евсевия и помолились о его упокоении. Могила была сфотографирована для внесения в электронную базу деятелей ИППО.

Поиск захоронений членов ИППО осуществляется в рамках программы «Возвращение памяти6 история ИППО в регионах», которая реализуется фондом «Возрождение культурного наследия» в различных регионах России, а также на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии, Франции и в других государствах.

По предложению председателя правления А. Н. Панина фонд приступил к созданию большой базы данных, посвященной почившим членам Общества. Главная цель — успеть, как можно быстрее зафиксировать то, что еще осталось. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением деятельности отделов ИППО с момента основания Общества и до 1917 года включительно. В рамках программы проводится сбор информации о членах отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.

Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Жизнь стремительно движется вперед, буквально на глазах меняются города, села, деревни, кладбища, реставрируются монастыри, храмы и прилегающая к ним территория. После богоборческого переворота 1917 года началось планомерное и активное уничтожение не только монастырей и храмов, но и некрополей. На месте кладбищ устраивали танцплощадки, строили клубы, стадионы. Делалось это целенаправленно, чтобы уничтожить память о былой жизни общества, разрушить преемственность с прошлой жизнью. Как правило, надгробные камни употреблялись при строительстве новых зданий как строительный материал. Но и сейчас в наши дни, жизнь движется настолько быстро, что во многих городах происходит гибель памятников архитектуры при пожарах, при беспечности местных властей и по иным обстоятельствам. Гибнут и кладбища. Это происходит практически ежедневно, надгробные камни, никем не охраняемые, расхищаются, гибнут от времени и подвергаются уничтожению от «современных вандалов». К большому сожалению, мы уже очень многое безвозвратно потеряли. Например, в городе Санкт-Петербурге многие известные кладбища находятся в ужасном состоянии и гибнут прямо на глазах. Это подвигло фонд начать активную работу по составлению описания того, что еще уцелело.

13.08.2013

Тэги: проект «История ИППО в регионах», Евсевий (Никольский), почетные члены ИППО, могилы членов ИППО

Январь (11) Февраль (16) Март (9) Апрель (5) Май (8) Июнь (3)
Июль (9) Август (4) Сентябрь (12) Октябрь (8) Ноябрь (9) Декабрь (7)