Члены ИППО сохраняют память о епископе Алексии (Соболеве),
основателе Вологодского отдела Общества
Арзамас — старинный город, с богатой историей, культурными и экономическими традициями. История города неразрывно связана с историей нашей Родины. В этом городе жили выдающиеся поэты и писатели, творили величайшие художники, работали известные ученые. Первоначально игравший главным образом роль сторожевой крепости на окраинных землях Русского государства, Арзамас постепенно приобрел характер важного транзитного пункта. Наряду с этим, расположенный в районе мордовских поселений, Арзамас был важным миссионерским центром, центром ремесленного производства, превратившись в одно из главнейших в России мест по обработки животных продуктов (скорняжное производство, кожевенное, войлочное, салотопенное и другие). В середине XIX века здесь их обрабатывалось на сумму более одного миллиона рублей в год, и большая часть приходилась на скорняжное и кожевенное производство. Золотой век Арзамаса стал беспрерывной цепью храмостроительства. За 75 лет в городе были возведены 25 церквей, одна прекраснее другой. Построенные в стиле старорусской архитектуры, барокко, классицизма, храмы Арзамаса покоряли красотой и изяществом. Известный русский реставратор и архитектор Померанцев Николай Николаевич отмечал, что «… в отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в течение XVIII века-второй половины XIX века воздвигались церкви чисто столичного масштаба». Большое развитие церковного строительства обусловило возникновение в Арзамасе художественных промыслов — таких, как иконописный, золотошвейный, резьба из жести по дереву. Развивалось чеканное и иконописное искусство, позолота, иконостасная резьба. Без преувеличения можно сказать, что в XVIII — ХIХ веках Арзамас был центром церковной резьбы в Нижегородском Поволжье. Иконостасы, выполненные арзамасскими резчиками, и поныне украшают многие храмы. Славился город и золотой вышивкой, в которой лавры первенства держали монахини и послушницы женских монастырей.
В городе Арзамасе члены ИППО осмотрели древний Спасо-Преображенский мужской монастырь, где жил и трудился выдающийся представитель Русской Православной Церкви конца XIX века-начала XX века Преосвященный Алексий (Соболев), епископ Вологодский и Тотемский.
С 12 декабря 1895 года Преосвященный Алексий возглавил древнюю Вологодскую кафедру. Его трудами в Вологде 14 сентября 1896 года был открыт Вологодский отдел Императорского Православного Палестинского Общества и его первым председателем стал Преосвященный Алексий, епископ Вологодский и Тотемский.
29 мая 1898 года Вологду посетил Председатель ИППО Великий Князь Сергей Александрович, которого во главе большой делегации встречало все Вологодское отделение Общества во главе с Преосвященным Алексием (Соболевым). В кафедральном Спасо-Всеградском соборе Великий Князь Сергей Александрович высказал свою благодарность Преосвященному Алексию за плодотворную деятельность отдела.
Владыка Алексий выступил инициатором проведения собеседований, посвященных деятельности Общества: «… усматривая в чтениях и собеседованиях наилучшее средство для возбуждения сочувствия к целям Палестинского Общества и его деятельности на Св. Земле». Владыка неустанно заботился, чтобы чтения и собеседования проходили не только в городах, но и в селах обширной Вологодской епархии. Так только в 1898 году в Вологодской епархии было проведено 358 чтений в селах, 303 в городах, 37 в школах. По настоятельным рекомендациям Владыки чтения сопровождались пением молитв и песнопений, бесплатной раздачей листков, брошюр, видов местностей Святой Земли. На годовом отчетном собрании ИППО 8 апреля 1912 года среди добрых слов, сказанных в память епископа Алексия, почетного члена ИППО, был упомянут и такой факт: «Для усиления притока пожертвований в Общество со стороны населяющих Вологодскую епархию православных зырян он, с разрешения Совета, даже издал особое воззвание на зырянском языке». В целом деятельность Владыки на посту председателя Вологодского отдела ИППО была оценена как старание «всеми мерами содействовать успешной и плодотворной деятельности».
Студент Санкт-Петербургской Духовной Академии Николай Коновалов написал так о почившем Владыке в 1911 году на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей» (№ 4 за 1911 год): «Это был гуманнейший архипастырь, чуткий к нуждам других, всегда готовый помочь советом, утешением, наставлением и материальной поддержкой. Да, это был чуткий сердцем, благостный архипастырь. Это был великий труженик. Он жил своею работой, вкладывал в нее всю свою душу, как бы отождествлялся с нею, устремлял на нее все стороны своего духа… Как бы мала и незначительна, по-видимому, была работа, он одинаково относился к ней с обычною для него тщательностью. Эта тщательность или, лучше, постоянная серьезность в работе, это вкладывание в нее всего себя является характерною чертою жизни и деятельности почившего».
По воспоминаниям современников Владыка был строгим, но очень любвеобильным Пастырем, имея особенное расположением к детям и сиротам. В течение своего управления епархией он совершил множество объездов обширных Вологодских земель, побывал там, где по 30 лет не видели Архипастырей, он неустанно говорил проповеди и радостно приветствовал прошения об открытии обществ и попечительств во имя помощи бедным и нуждающимся.
21 апреля 1906 года Владыка попросился на покой, видя истощение своих телесных сил. Он был уволен на покой, с правом быть настоятелем в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре.
2 февраля 1911 года он скончался в день 50-летия своего служения в священном сане. Владыка при жизни предсказал свою кончину. Его торжественное отпевание состоялось в городском Арзамасском Воскресенском соборе, которое совершил викарий Нижегородской епархии Преосвященный Геннадий (Туберозов), епископ Балахнинский. Святитель был погребен в склепе в Спасо-Преображенском соборе на территории обители, которой он дважды управлял.
В ведомости о состоянии Спасского монастыря за 1908 год говорится: «Религиозно-нравственная жизнь монастырского братства в отчетном году шла в обычном, установленном порядке, члены братства, особенно старшие, выделяются скромностью, воздержанностью и братолюбием, подают добрый пример для младших, а сие последние, за ежедневным богослужением, приучаясь к церковному пению, общим строем монастырской жизни, привыкают к порядку, послушанию и укрепляются в добрых правах, братолюбии и трудолюбии».
После богоборческого переворота монастырь был закрыт, разграблен и очень сильно разрушен. В монастыре сохранился до наших дней древний Спасо-Преображенский собор, построенный в 1638 году, практически в руинах находится храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в конце XVII века. Уничтожены стены, старинное монастырское кладбище. В 2005 году решением Святейшего Синода монастырь был возобновлен, но его возрождение продвигается крайне тяжело. В настоящее время в монастыре один действующий храм — церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спасо-Преображенский собор занят филиалом Нижегородского государственного архива.
Члены ИППО приняли решение изготовить гранитную таблицу и укрепить ее на стене собора в память Владыки Алексия (Соболева). Решено также подготовить и опубликовать статью и книгу о его жизни и деятельности, провести детальное исследование на предмет установления точного места погребения Владыки в соборе и провести несколько краеведческих экспедиций по местам жизни и служения Преосвященного.
***
Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах региональных отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Инициатором этой программы в 2012 году выступил фонд «Возрождение культурного наследия». Активным помощником в деле исследования захоронений членов ИППО стал наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затекин).
Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Работа ведется параллельно с исследованиями в архивах, библиотеках, в тесной связи с местными краеведами. На сегодняшний день выявлено, обследовано, описано 62 погребения членов Императорского Православного Палестинского Общества в разных городах России, Украины, Сербии, Белоруссии, Молдавии. Все эти погребения фонд уже включил в свою базу данных, которая предусматривает составление карточки на каждое погребение с описанием надгробной плиты, самой могилы, фотографий, и подробной географической привязки на местности. Также в рамках этой программы фонд намерен способствовать реставрации надгробных памятников, установлению памятных досок и привлечению внимания общественности к сохранению могил.
14.01.2014
Ещё по теме: