Монография о храме Вознесения Господня в Коломенском выявляет итальянский след в его архитектуре
Делясь своими мыслями о книге Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне. Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.
Один из авторов книги Леонид Беляев, руководивший раскопками в Коломенском, рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования.
Историк отметил, что загадка храма Вознесения в Коломенском занимала его с юных лет. Но только в зрелые годы, когда у него и у А. Баталова появилась возможность съездить в Европу, завеса тайны стала приоткрываться: «Мы увидели баптистерии во Флоренции и в Пизе, другие памятники романики, готики и раннего Возрождения, и на европейском фоне все стало постепенно проясняться».
Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Вознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры», — заключил Леонид Беляев.
Еще одна загадка Вознесенского храма – каменный «царский трон» на восточной галерее храма. По словам Леонида Беляева, было принято считать, что он был установлен в XVII или чуть ли не XVIII в. Но археологам удалось неоспоримо доказать, что этот трон – современник храма, однако изначально он мог быть элементом интерьера (аналог исследователи находят в дворцовой капелле в Аахене). При этом авторы книги не строят красивых гипотез о назначении трона, т. к. источников для этого недостаточно. Можно лишь сказать, что таинственный трон – «какой-то элемент дворцового ритуала», отметил Леонид Беляев.
Выступивший затем Андрей Баталов сказал: «Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском».
Итальянское авторство вовсе не умаляет значение храма Вознесения как важнейшего памятника русского зодчества, но ставит его в контекст европейской культуры того времени, подчеркнули авторы книги. «Контакт культур не был односторонним: Москва обрела искомую визуальную форму нового, европеизированного типа, но и сама дала итальянским мастерам Ренессанса редкую возможность воплотить амбициозные фантазии… На полвека Москва стала полем важнейшего творческого эксперимента. Церковь Вознесения – выдающееся достижение мировой архитектурной мысли, высокий взлет «русско-итальянского стиля». Это один из важных, но мало известных в Европе плодов итальянского Ренессанса», – пишет Андрей Баталов в пресс-релизе.
Искусствовед, историк архитектуры Дмитрий Швидковский обратил внимание собравшихся на то, что данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, — заключил Дмитрий Швидковский, — Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века».
В завершении презентации выступила Любава Морева, программный специалист Сектора культуры Бюро ЮНЕСКО в Москве. Она рассказала о значении Церкви Вознесения Господня как памятника истории и культуры, находящегося в «Списке всемирного наследия», о работе ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей. Затем авторы ответили на многочисленные вопросы собравшихся.
Церковный вестник/Благовест-инфо
04.02.2014