В Москве открывается выставка-ретроспектива Татьяны Ян, посвященная Риму
16 октября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открывается выставка-ретроспектива Татьяны Ян, которая продемонстрирует избранные работы из основных серий и циклов художника, объединенных мифологемой Пути.
CAMPIDOGLIO
Татьяна Ян. 2 части триптиха. 2015 г. 140х120, 140x90, холст, масло
Центром экспозиции становится последняя серия Татьяны Ян «Rome. Via Sacra» (2015) – она о Риме, об образе вечного города как месте пересечения пространства и времени. Образ города становится метафорой жизненного пути художника, где сосуществует как индивидуальная память автора, так и коллективная память места, хранящаяся в самих памятниках истории и архитектуры. Выставка открывается серией фотографий 2015 года: это фрагменты легендарных построек Капитолийского холма, кварталов Трастевере, Пантеона и базилики Святой Цецилии. Коринфские и ионические капители, булыжная кладка мостовых, античные руины, кессонированные своды задают ракурс восприятия выставки: многие эти фрагменты оказываются повторены и переиначены в живописи и шелкографии Татьяны Ян.
Viasacra, священная дорога – главная дорога Римского форума, принимавшая почетных гостей, триумфальные шествия и религиозные празднества; позднее так называли свой путь в Иерусалим крестоносцы. Отсюда следуют и развиваются темы других стран и городов, конкретных исторических мест, построек, архитектурных сюжетов, руин и фрагментов: это Египет, Палестина, Иордания, Сирия; Иерусалим, Дамаск, Мадаба; Каппадокия; Равенна и Венеция; Тунис и Китай. Это хронотоп путешествия через пространство и время, эпохи и культуры. Отсылки к живописи раннего Возрождения и русским фрескам Средневековья, символам раннехристианских и итальянских мозаик, росписям Египта и Каппадокии, орнаментам арабского востока и мотивам убранства гробниц китайской династии Хань оказываются представлены в живописи, шелкографии и фотографии.
«Эта живопись, – пишет о работах Татьяны Ян арт-критик Виталий Пацюков, – органично соединяет в себе аскетизм ранних византийских икон, его энергетийную дисциплинарность в русской религиозной символике и естественно перетекает в избыточные формы венецианской школы Ренессанса. Фрагментируя, в реальности Татьяна Ян расширяет границы визуального. Концептуальная живопись в композициях Татьяны Ян соседствует с магическим реализмом и “новой вещественностью”. Она включает в себя тайну предметности, мистику чувственно-осязаемой фактуры, метафизику материала, завершаясь в физически, на ощупь ощутимую картину-вещь-объект».
В рамках выставки состоится презентация книги «Via Sacra / дорога к образу», подготовленной издательским домом «Арт Волхонка» при участии Фонда сохранения исторического и культурного наследия им. А.А. Манштейн-Ширинской. В альбом включены работы Татьяны Ян разных лет и тексты А. Толстого, О. Седаковой, В. Пацюкова, В. Малявина, А. Лидова.
Татьяна Ян (р.в 1965 г.) окончила Московский Полиграфический институт (1987), с начала 1990-х работает в основном в жанре станковой живописи. С 1998 года занимается графическим дизайном. Член Московского Союза Художников (1993), награждена серебряной медалью Российской Академии Художеств за цикл работ «Путь в Каппадокию» (2006). Живет и работает в Москве.
Выставка будет работать до 22 ноября.
14.10.2015