RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (9) Ноябрь (0) Декабрь (0)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (28) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (21)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

16 октября 1859 завершилась 3-х месячная научная экспедиция П.И. Севастьянова и архим. Антонина (Капустина) на Афоне

17 октября 1820 родился игумен Свято-Пантелеевского монастыря на Афоне Макарий (Сушкин), почетный член ИППО

18 октября 1009 по приказу египетского султана Аль-Хакима был разрушен храм Гроба Господня и другие христианские храмы Иерусалима

Соцсети


В Великом Новгороде завершена реставрация древней иконы, написанной в византийской манере

Икона Богоматери "Умиление" XV века, находившаяся на реставрации 13 лет, возвращается в экспозицию Новгородского государственного музея-заповедника.

По словам реставратора Юрия Александрова, работы над иконой полностью завершились, она готова к экспонированию.

"15 декабря мы планируем в присутствии музейных работников и журналистов вернуть икону в экспозицию. Она займет оставленное ей место на выставке "Русская икона XI-XIX веков в собрании Новгородского музея", открывшейся в Присутственных местах Кремля еще в 2004 году", - сказал представитель музея-заповедника.

Как удалось установить, икона Богоматери "Умиление" была написана примерно в 1463 году для обновленного иконостаса Никольского собора, расположенного на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде, после пожара 1461 года. Ее размеры составляют примерно 1,7 на 1,2 метра. Позднее собор пережил еще несколько пожаров, следы которых остались и на иконе.


Специалистам неизвестно происхождение образа. Манера письма несвойственна древнерусской иконописи. В XV веке иконы с такими ликами еще не писали. "Для древнерусской школы характерна строгость, а эта икона ведь недаром носит название "Умиление": обратите внимание, как соприкасаются лики Богородицы и Христа, как младенец правой ручкой проводит ее по подбородку", - рассказывает реставратор. Как полагают ученые, новгородский мастер творил явно в византийской манере, возможно, под впечатлением какой-то древней византийской иконы. Поэтому среди всех известных образов Богоматери «Умиление» этот отличается особым изяществом и аристократизмом.

Икона была особо чтимой у новгородцев и паломников. Изображения в нижней части иконы рук Богоматери и ножек Христа за шесть столетий оказались истерты до доски или, как говорят специалисты, "процелованы" верующими.

В советские годы икона стала музейным экспонатом, перенесла оккупацию, в конце Великой Отечественной войны была вывезена в Германию. В 1947 году она вернулась в родной город, хранилась в фондах музея-заповедника и на рубеже тысячелетий потребовала немедленной реставрации.

Реставрация иконы велась под микроскопом. Выяснилось, что во многих местах на иконе авторская живопись была закрыта так называемыми "поновлениями", которые реставратор убирал под микроскопом специальными инструментами без применения растворителей, миллиметр за миллиметром. После раскрытия авторского слоя были восполнены утраты грунта, тонированы утраты красочного слоя и золочения. Живопись покрыта слоем реставрационного лака. 

После реставрации появилась возможность увидеть замысел средневекового художника, оценить высочайший уровень его мастерства. Икона несомненно является одним из шедевров новгородского искусства XV века.

Вновь к реставраторам икона вернется через 50 лет.

14.12.2015

Тэги: икона и иконография

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32) Май (28) Июнь (24)
Июль (18) Август (11) Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)