В Музее русской иконы состоялась лекция об искусстве Кипрского королевства крестоносцев
4 марта в Музее русской иконы состоялась лекция «Островное королевство. Искусство кипрских франков и ромеев эпохи правления династии Лузиньянов (XII–XV веков)».
Лекцию прочитал сотрудник Музея русской иконы, аспирант Института культурологии Государственного академического университета гуманитарных наук, автор двухтомной монографии «Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI-XIII веков» Сергей Брюн.
Лекция была посвящена памятникам Кипрского королевства крестоносцев, где на протяжении нескольких веков переплеталась жизнь латинян, ромеев и христиан Сирии. Кипр, входивший в состав Византии, в 1191 году был завоеван Ричардом Львиное Сердце, который продал остров сначала тамплиерам, а затем, когда жители взбунтовались их правлению, выкупил остров обратно и перепродал бывшему иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Унаследовавший трон его старший брат Амори (Амальрих) в 1195 году признал над собой сюзеренитет Священной Римской империи и взамен получил от императора Генриха VI титул короля Кипра. А когда династия Лузиньянов прервалась в 1267 году, престол перешёл к принцу из антиохийского княжеского дома Гуго III, сыну сестры короля Генриха I Изабеллы и Генриха Антиохийского, сына князя Боэмунда IV.
Все эти переплетения национальностей, религиозных особенностей и культур нашли свое отражение в искусстве средневекового Кипра. В результате возникла богатая художественная среда.
Церковь св. Софии в Никосии - замечательное произведение французской готики на Кипре. План ее родствен планам Санского и Парижского соборов. В эпоху османов собор был превращен в мечеть
Сергей Брюн рассказал о шедеврах средневекового искусства и художественных традициях Кипра, о том, что под властью королей Лузиньянов на
острове возводились величественные готические церкви и, одновременно,
создавались прекрасные произведения византийской иконописи и фресковой
живописи. Бесспорно уникальной особенностью «греков» Кипра стало их
устремление к заимствованию элементов готической архитектуры и моды, в то
время как франки островного королевства находились на перепутье
художественных традиций Франции, Венеции, Византии и Леванта. В целом можно отметить, что в архитектуре и пластике заметно преобладание западной готики с участием мастеров из Франции, в живописи же господство оставалось за византийским стилем, и превосходство в этой области признавалось за греками.
07.03.2016