RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (11) Ноябрь (0) Декабрь (0)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (19) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

23 октября

Лекция «Новый Иерусалим и Шумаевский крест. Кальварии царя Алексея Михайловича», Москва

23 октября

Лекция «Пророк Моисей и его путь», Москва

23 октября

Лекция «Чтимые иконы Константинополя», Москва

30 октября

Лекция «Шумаевский крест - Святая Земля царя Алексея Михайловича», Москва

30 октября

Лекция «Агнец – один из древнейших символов жертвы и победы», Москва

6 ноября

Лекция «Царь Давид – псалмопевец и воин», Москва

6 ноября

Лекция «Святыни храма Богоматери Влахернской», Москва

13 ноября

Лекция «Видение Вседержителя на престоле. Небесная литургия», Москва

17-18 ноября

Всероссийская научная конференция «Рождение Царства. Искусство эпохи Василия III», Москва

17-18 ноября

IX научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», Москва. Прием заявок до 15 октября

22-26 ноября

Международная научная конференция «Связь времен: итоги и перспективы. К 100-летию Русской Зарубежной Церкви», Белград

27 ноября

Лекция «Мудрость царя Соломона», Москва

4 декабря

Лекция «Книга с семью печатями. Снятие печатей», Москва

9 декабря

Конференция «Герменевтика христианского текста в литературе и языке», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

22 октября 1891 скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Леонид (Кавелин), возглавлявший в 1863-65 гг. Русскую духовную миссию в Иерусалиме

22 октября 1914 великая княгиня Елизавета Фёдоровна утвердила пакет документов для учительских семинарий ИППО

23 октября 1885 в Совете ИППО слушался вопрос о школе в Мжделе

Соцсети


В Санкт-Петербурге открывается выставка «Греческая бумажная икона»

C 22 июня 2016 г. в Государственном музее истории религии начинает работу выставка «Греческая бумажная икона». Из собрания Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) и Музея византийской культуры (Салоники). Церемония открытия выставки состоится 21 июня в 17.00.

Совместный выставочный проект призван представить такое уникальное явление в художественной жизни православного мира как греческие иконы на бумаге, центром производства которых с XVIII в. был Афон. Лишь некоторые музеи России имеют в составе своих коллекций данный вид изобразительного материала, который никогда ранее не становился предметом специального выставочного показа.

Для православных всего мира Афон – одно из наиболее святых мест, почитаемое как земной Удел Богородицы. В 1988 г. Гора Афон внесена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно преданию, христианские отшельники появились на полуострове Афон уже в первые века новой эры. В 676 г. византийский император Константин IV передал Афон в вечную собственность населяющим его монаха. В 963 г. была основана так называемая Великая Лавра – первенствующий монастырь на Святой Горе, вслед за ней возникли монастырские общины не только греков, но и грузин, сербов, русских, болгар, румын. В настоящее время Афон – административный район Греции (Автономное монашеское государство Святой Горы) и самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции крупнейшее в мире средоточие православного монашества.

Исторический центр православного монашества Афон, начиная с XVIII в., стал и центром производства икон на бумаге. Первоначально гравюры заказывались в Западной Европе и России. В конце XVIII в. на Афоне появляются собственные эстампы – гравюрные оттиски на бумаге. Согласно историческим источникам гравировальные мастерские существовали в Великой Лавре, Иверском монастыре, монастыре Хиландар. Однако собственный художественный язык греческая гравюра обрела только к середине XIX в.


На выставке представлено более 60 гравированных икон на бумаге. Их дополняют уникальные гравюры на ткани и медные гравированные доски.

Коллекция греческой гравюры Музея истории религии – около 70 листов - хотя и не велика, но достаточно разнообразна и представительна. На выставке экспонируется 35 эстампов - как произведения греческих мастеров, так и гравюры, выполненные по заказу афонских монастырей и общин греческой диаспоры в Западной Европе и России. Среди них особого внимания заслуживают три иконы.

«Разрешительная грамота патриарха Иерусалимского Авраамия» (неизвестный гравер, Бухарест (?), 1783 г., резец, офорт) - самая ранняя из датированных икон. Возникновение в греческой церкви практики отпущения грехов посредством специальной грамоты относят к XV – XVI вв. До последней четверти XVIII в. оформление грамот было сдержанным: наверху листа помещались отпечатанные с деревянных резных досок изображения Распятия и св. Иакова (бывшего, согласно преданию, первым патриархом Иерусалима). Отпечатанные уже с медных гравированных досок в самом конце XVIII в. разрешительные грамоты отличаются богатством художественного решения.

Икона с изображением общего вида на Святую Гору Афон (неизвестный гравер, Афон (?), сер. XIX в., резец) - уникальна по своей иконографии. Традиционная иконография православной святыни сочетает в одном изображении два вида горы Афона – с запада и с востока - таким образом, что у полуострова появляются две вершины в центре. Такой иконографический тип получил распространение самом начале XVIII в. В отличие от сложившейся традиции на гравюре, представленной на выставке, гора изображена в виде одного пика, а не двух.

Настоящей жемчужиной собрания является икона «Богоматерь Живоносный источник с видом храма» (неизвестный гравер, греческая типография «Амалфия», Константинополь (?), 2 ноября 1836 г., резец). Гравюра отпечатана на трех досках - образ Богоматери Живоносный источник, вид окруженного стеной храма и дощечки с гравированными подписями к изображениям на греческом языке. Согласно легенде, в Константинополе недалеко от Золотых ворот находилась посвященная Богородице роща с источником, которому на протяжении веков приписывались разнообразные чудеса. Первый храм во имя Богоматери над чудесным источником был сооружен в V в. В VI в. император Юстиниан Великий выстроил рядом новую церковь В XV в. столетии ее разрушили турки, а в 1835 г. вновь был построен храм над Живоносным источником. Он и изображен на оттиске со второй доски. Предположительно данная гравюра – первый опыт иконографии Богоматери Живоносный источник с видом последнего по времени строительства храма.

Музей Византийской культуры располагает одним из самых крупных в Греции собранием афонских эстампов, памятников XVII – XIX вв. Большая их часть происходит из в дар музею в 1994 г. коллекции известной исследовательницы греческой гравюры Дорис Папастратос. В коллекцию наравне с гравюрами входят деревянные и медные гравированные доски, с которых печатали эстампы.

Греческую, и прежде всего афонскую гравюру отличает определенная уплощенность, особенно заметная в печатных иконах. Греческие мастера выработали особый прием моделирования ликов пунктиром. Стремясь придать образу «живоподобие» поздневизантийской иконы, граверы в тенях на ликах применяли специальные гравировальные инструменты – рулетки, оставляющие на поверхности медной доски многочисленное скопление точек. Среди эстампов, предоставленных для выставки греческой стороной, следует отметить памятники, позволяющие познакомиться с характерной для Афона гравировальной техникой - медные доски «Рождество Иисуса Христа – Крещение Иисуса Христа» (гравер иеромонах Анфимий, Афон, 1865 г.), «Тайная вечеря» (гравер монах Анфимий, Афон, 1865 г.) и «Богоматерь Живоносный источник» (гравер Парфений Каравис, Константинополь, 1807 г.).

Выставка продлится до 26 июля 2016 г.

Проект, включающий открытие двух выставок – 21 июня в Музее истории религии, 24 октября в Музее византийской культуры – и издание каталога, реализован в рамках перекрестного Года России и Греции при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и спорта Греческой Республики и приурочен к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

21.06.2016

Тэги: ГМИР, Греция, Афон, 1000-летие русского монашества на Афоне, икона и иконография, выставка

Ещё по теме:

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58) Май (51) Июнь (19)
Июль (23) Август (28) Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)