RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (6)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

10 декабря 1857 на пароходе РОПиТ "Церера" из Одессы в Константинополь направились члены Русской духовной миссии для возобновления работы в Иерусалиме после Восточной войны

10 декабря 1886 на общем собрании ИППО было объявлено, что первый вербный сбор превзошел все ожидания

10 декабря 1905 в Иерусалиме открыто Николаевское подворье ИППО, работы по отделке еще продолжались

Соцсети


В ГМИР проходит выставка «В.М. Васнецов и последователи», посвященная церковному искусству

В Государственном музее истории религии впервые за десять лет открылась выставка произведений Виктора Михайловича Васнецова – одного из самых известных русских художников конца XIX – начала XX вв.

«Революционер» в создании нового стиля русской религиозной живописи: так бы я описала тот огромный шаг, который в лице Васнецова проделало русское монументальное искусство» – рассказывает автор выставки, хранитель фонда «Православие. Изобразительное искусство» Ольга Александровна Коробко.

«Васнецов порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свой монументально-символический стиль церковных росписей, а его историческая живопись, исполненная эпической мощи, ушла от бытового историзма русских мастеров второй половины XIX в. Васнецов основательно и глубоко вел поиски национально-исторической самобытности в искусстве и архитектуре», – продолжает искусствовед.

Выставка призвана представить современному зрителю уникальность и масштаб творчества Виктора Васнецова, показать его влияние на русскую культуру на примере произведений художника, хранящихся в Музее истории религии. Таковых немногим более десяти. Основу выставки составляют четыре грандиозных произведения Васнецова, созданные им для церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский Владимирской губернии (с 1926 г. – город Гусь Хрустальный). Это картины «Голгофа», «Сошествие во ад», окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется».

Творчество Васнецова в области церковной живописи вызвало появление целой плеяды последователей. Работам крупнейших из них – Михаила Васильевича Нестерова и Ивана Сидоровича Ижакевича – посвящен второй раздел выставки. Посетители увидят два оригинала для мозаик северного киота храма Воскресения Христова (Спаса на крови) работы Михаила Нестерова: св. Александр Невский и Воскресение Христа, а также последнюю известную церковную работу Нестерова, написанный на иконной доске еще один вариант сюжета «Воскресение Христа». Почти десять хромолитографических работ Ивана Ижакевича с образами св. Параскевы Пятницы, св. Варвары, Богоматери и младенца, Христа Вседержителя и др. будут экспонироваться впервые.

Произведения Васнецова пользовались огромной популярностью в конце XIX – начале XX вв. и многократно воспроизводились, чему способствовало развитие способов фотомеханического репродуцирования. Репродукции становились образцами для написания икон, росписи пасхальных яиц, для обучения молодых иконописцев и художников. Этой теме посвящен третий раздел выставки, где работы известных столичных мастеров В. Гурьянова А. Вашурова, Н. Емельянова и учеников иконописных школ показывают многообразие влияния творчества Васнецова на русскую иконопись начала ХХ в.

Имя Виктора Михайловича Васнецова у широкого зрителя сегодня ассоциируется главным образом с картинами на темы русских народных сказок и былинного эпоса: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Однако до революции не менее известны были его работы в области религиозной живописи.

Васнецов принимал участие в росписях Владимирского собора в Киеве (1885-1896), выполнил эскизы мозаик для церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте (1897-1903) и храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1893-1907), создал росписи и эскизы мозаик Александро-Невского собора в Варшаве (1894-1912), иконы в иконостас собора св. Александра Невского в Софии (заложен в 1882; освящен в 1924), участвовал в художественном оформлении церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Владимирской губернии и др.

На выставке будут представлены: эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа «Всадники Апокалипсиса», выполненный для Владимирского собора, живописный образ святителя Алексия, митрополита Московского. Одним из центральных экспонатов станет деревянный Крест-распятие – последняя работа живописца, законченная им за несколько дней до смерти. Дополнят выставку неожиданные и редко тиражируемые работы художника – меню императорских обедов и ужинов, выполненные по его рисункам, а также ряд графических работ.

Выставка продлится до 17 марта 2024 года.

ГМИР

21.02.2024

Тэги: ГМИР, выставка, изобразительное искусство, церковное искусство, икона и иконография, Васнецов В.М.

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22) Май (23) Июнь (20)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (6)