Два столетия жизни Афона представлены на фотовыставке в Санкт-Петербурге
12 октября в Санкт-Петербурге в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО начала работу фотовыставка «Афон. Где кончается земля и начинается небо», на которой представлены захватывающие виды горы Афон, портреты ее жителей и уникальная атмосфера православной святыни в фотографиях второй половины XIX – начала XX веков и снимках современных авторов.
Выставка приурочена к 1000-летию русского монашества на Афоне и проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Организаторы посвятили проект Галине Вацлавне Длужневской (1946–2014), доктору исторических наук, заведующей Научным архивом ИИМК РАН, которой принадлежала идея выставки.
Экспозиции прошлых лет, посвященные этой теме, представляли отдельные коллекции, но не было возможности обобщить разрозненные материалы. Уникальная объединенная выставка, подготовленная РОСФОТО, впервые позволяет сопоставить произведения из фондов Государственного Русского музея, Научной библиотеки Российской академии художеств, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории религии и Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО.
Архивные фотографии дореволюционного периода частично представлены работами П.И. Севастьянова и И.Ф Барщевского.
Монастырь святого Пантелеимона Целителя. Соборный храм. Афон, конец XIX века.
Государственный музей истории религии
Лавра святого Афанасия (Великая лавра). Из альбома императора Александра II. Афон, фотоателье Свято-Пантелеимонова монастыря, конец 1860-х‒1870-е. Государственный Русский музей
Монастырь Ватопед. Из альбома императора Александра II. Афон, фотоателье Свято-Пантелеимонова монастыря, конец 1860-х‒1870-е. Государственный Русский музей
Во второй половине 1850-х годов русский археолог и собиратель христианских древностей Петр Иванович Севастьянов совершил несколько научных экспедиций на Афон. Он занимался копированием фресок и видовой съемкой монастырей. Его авторству принадлежат первые известные снимки, сделанные на Афоне. В Свято-Андреевском скиту Севастьянов оборудовал фотолабораторию, где могли обучаться монахи. После окончания экспедиции археолог передал фотографическую аппаратуру святогорским инокам, способствовав популяризации фотографии в этих местах. Афонские фотографические мастерские ХIХ века служили святогорцам для создания студийных портретов, запечатления видов монастырей, храмов и скитов, съемок официальных визитов и церковных служб. Многие из этих фотографий были привезены в Россию паломниками как воспоминание об Уделе Пресвятой Богородицы.
Фотографий, снятых на Афоне самим Севастьяновым и приглашенными специалистами, насчитывается несколько тысяч. Некоторые из них демонстрировались на выставке 1861 года в залах Императорской академии художеств. В настоящее время снимки Севастьянова находятся в фондах московских и петербургских музеев (ГИМ, ГМИИ, ГТГ, Русского музея, Российской национальной библиотеки, Эрмитажа и др.).
Позднее, в рамках экспедиции, возглавленной академиком Н. П. Кондаковым в 1898 году, приглашенный фотограф Иван Федорович Барщевский сделал более двухсот фотографий в восемнадцати монастырях и скитах Святой Горы.
Часть работ Севастьянова и Барщевского можно увидеть на выставке «Афон. Где кончается земля и начинается небо».
Монастырь святого Пантелеимона Целителя. Из альбома великого князя Алексея Александровича.
Афон, фотоателье Свято-Пантелеимонова монастыря, 1867. Российская национальная библиотека
Кроме того, проект включает альбом с фотографиями отца Леонтия и отца Геннадия, подаренный великому князю Алексею Александровичу в память о его посещении Свято-Пантелеимонова монастыря в 1867 году и парный ему альбом с дарственной надписью императрице Марии Александровне, хранящиеся в Научной библиотеке Российской академии художеств и Русском музее. Также на выставке можно увидеть оригинальные фотоотпечатки, привезенные из научных экспедиций на Афон, и снимки из различных музейных и библиотечных собраний Санкт-Петербурга.
Памятный крест на скале. Михаил Никитин. Афон, 2007-2008
Руины построек крестоносцев у монастыря Эсфигмен. Михаил Никитин. Афон, 2007-2008
Современная часть проекта — фотографии, сделанные в период с 1996 по 2011 годы известными петербургскими авторами — Александром Китаевым и Михаилом Никитиным. Каждый из них по-своему увидел Афон, позволив нам ощутить атмосферу святых мест и составить представление о сложившемся на Святой Горе жизненном укладе.
Выставка продлится до 27 ноября по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.35. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО.
17.10.2016
Ещё по теме: