Третьяковская галерея готовит выставку «Загадочный сюжет одной картины Андрея Иванова»
С 1 октября 2017 года по 1 февраля 2018 года в Государственной Третьяковской галерее пройдет выставка «Загадочный сюжет одной картины А. Иванова». Проект запланирован в рамках цикла «Выставка одной картины. Исследования и реставрация», сообщает пресс-служба ГТГ.
В 2016 году завершились реставрационные работы над полотном известного исторического живописца А.И. Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (1829).
Картина, относящаяся к позднему периоду творчества художника, поступила в собрание Третьяковской галереи в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта, под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Однако в процессе исследования была выяснена подлинная иконография этого монументального произведения и обнаружены интересные факты его бытования.
Первоначально авторство картины специалистам представлялось сомнительным. Для его подтверждения реставраторы отправились в Новгородский государственный музей-заповедник, где находится картина А.Иванова «Оплакивание Христа». Эта работа была написана мастером в 1831 году, и ее авторство не вызывает никаких сомнений. Сравнив манеру письма, различные детали, специалисты не только подтвердили авторство, но и выяснили особенности сюжета. На полотне нет атрибутов, необходимых для проведения Крещения, - ни водосвятной чаши (купели), ни креста в руках священнослужителя. А в одеянии человека, ранее считавшегося князем Владимиром, не оказалось некоторых обязательных для древнерусского князя деталей облачения. Кроме того, характерен жест священника - он не крестит, а, скорее, отталкивает находящегося рядом с ним человека.
Так исследователи выяснили, что картина изображает момент, как один из четырёх великих латинских учителей церкви миланский епископ Амвросий Медиоланский (ок. 340-397) запрещает вход в храм римскому императору Феодосию, после того, как он жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться. Согласно Федориту Кирскому, в 390 году Феодосий в праздник Рождества Христова, сложив знаки своего императорского достоинства, публично принёс покаяние в храме и был допущен до причастия. Феодосий I Великий (346-395) был последним императором единой Римской империи, которая после его смерти разделилась на западную и восточную части (Византию). Феодосий боролся с язычеством и ересями в христианстве, утвердил законом никейскую формулу веры в качестве единой государственной религии империи, чем прекратил господство арианства. Прославлен в лике святых.
Картина на редкий для русского искусства сюжет была написана в ряду других заказов для церкви Русской духовной миссии в Китае. Выставка позволит познакомить посетителей с исследовательской и реставрационной деятельностью музея, привлечь внимание современных китаеведов и историков русских православных миссий за рубежом, поскольку долгое время полотно находилось в Китае, и обстоятельства его возвращения в Россию остаются неизвестными.
21.07.2017