Третьяковская галерея представляет проект к 100-летию со дня гибели председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны
С 21 ноября 2017 года по 21 января 2018 года при поддержке Сергиевского Мемориального фонда в Третьяковской галерее проходит выставка одной картины "Песня вещих птиц". Проект посвящен 170-летию со дня рождения художника Виктора Михайловича Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны, второго председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Обе памятные даты будут отмечаться в 2018 году.
Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея. Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков.
Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.
Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых. Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.
Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.
В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.
В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.
Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.
Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.
Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.
Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.
Вернисаж состоялся 21 ноября. Председатель Сергиевского Мемориального фонда Дмитрий Гришин рассказал, что о том, как создавалась картина, известно немного. Сам Виктор Васнецов практически никаких записей не оставил. О полотне упоминается в дневнике великого князя Сергея Александровича - большого знатока и покровителя искусства. Их объединяла давняя дружба - общие взгляды на православие, традиции и культуру. Так, будучи генерал-губернатором Москвы, великий князь, в виде исключения, разрешил художнику построить высокую мастерскую. Тогда это было запрещено противопожарными нормами. Именно там и было написано произведение. И куплено самим Сергеем Александровичем.
"В дневниках и письмах Сергей Александрович восхищается этой картиной. Говорит, что это прелесть большая, что приводил жену полюбоваться, через несколько дней у генерал-губернатора был большой бал. И хозяева пригласили всех гостей, потому что это была сенсация. Великий князь предпринял немало усилий, чтобы разместить ее в кабинете, пришлось все перевешивать", - отметил Дмитрий Гришин.
Картина демонстрируется в здании галереи в Лаврушинском переулке, 10 в зале №26. Ближайшая станция метро – «Третьяковская».
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
08.12.2017
Ещё по теме:
- В день 110-летия гибели великого князя Сергея Александровича в Новоспасском монастыре пройдут памятные мероприятия
- В Москве почтили память русского художника Виктора Васнецова
- Президент России инициирует воссоздание в Кремле креста-памятника на месте трагической гибели первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича
- В Кремле воссоздали крест-памятник на месте гибели первого председателя Палестинского общества