RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

30 марта

Лекция «Образ святого Димитрия Солунского в византийском и древнерусском искусстве», Москва

30 марта

Лекция «Неделя Торжества Православия», Москва

31 марта

Лекция «Земная жизнь Христа», Москва

3 апреля

Лекция «Закат Древней Руси и образ Христа», Москва

6 апреля

Лекция «Святые Великого поста», Москва

13 апреля

Лекция «Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя», Москва

13-15 апреля

55-й весенний симпозиум по византийским исследованиям, тема «Правосудие в Византии», Великобритания

14 апреля

Лекция «События Страстной недели», Москва

20 апреля

Онлайн-конференция «Священные дни в раннем и средневековом христианстве», Крит

28 апреля

Лекция «Воскресение и Страшный суд», Москва

18 мая

Лекция «Салоники – город византийских храмов», Москва

3-4 июня

Конференция «Князья, иерархи и люди Древней Руси между властью, повседневностью и храмом», Санкт-Петербург

Россия на карте Востока

Летопись

28 марта 1850 члены Русской духовной миссии в Иерусалиме прибыли в монастырь Саввы Освященного в Александрии

29 марта 1885 В.Н. Хитрово на заседании Совета ИППО предложил ходатайствовать о вербном сборе в пользу Палестинского Общества

29 марта 1885 решено открыть в Назарете женскую школу ИППО с позволения Иерусалимского Патриарха

Соцсети


На окраине Иерусалима открыт парк на месте древнего бассейна, где апостол Филипп мог крестить эфиопского евнуха

Управление древностей Израиля на прошлой неделе на церемонии открытия нового природного парка в районе источника Эйн Хания в южных окрестностях Иерусалима представило публике результаты археологических раскопок. Ученые работали здесь в период с 2012 по 2016 год. Ранее раскопки на этом месте были проведены в 1929 году Отделом древностей британских мандатных властей. Руководил раскопками молодой арабский археолог Д. К. Барамки (Dimitri Constantin Baramki), который выявил развалины трехнефной византийской базилики с довольно богатыми напольными мозаиками. 

Древний бассейн, входящий в церковный комплекс и в настоящее время расчищенный археологами, может оказаться тем самым водоемом, в котором апостол Филипп (от 70-ти) крестил евнуха – придворного эфиопской царицы Кандакии. Этот случай описан в книге Деяний апостолов – глава 8: 26-40.


Большой бассейн является частью целостной системы, завершенной в византийский период, сообщили представители Израильского управления по делам древностей. По своей структуре комплекс близок «царским постройкам» периода Первого храма (960 – 586 до РХ). Бассейн был построен в центре просторного комплекса у подножия некогда стоявшей здесь ранневизантийской церкви. Вокруг бассейна были построены крытые колоннады. Вода из бассейна стекала через сеть каналов в великолепный римский фонтан.

С какой целью использовался бассейн, ученые пока не определили.

«Трудно сказать, как использовался этот бассейн – для ирригации или омовений, был ли он частью ландшафтного дизайна? Возможно, в нем совершались крещения, - заявила руководитель отдела раскопок Управления по делам древностей Ирина Зильбербод, сообщает Christian Today.

Архитектурные фрагменты, кусочки византийской мозаики, древние монеты, керамика и стекло, также найденные в Эйн-Ханнийе, дают основание предполагать, что в период Первого храма и особенно в IV-VI вв. н.э. жизнь била ключом в этих местах.

«Я полагаю, что некоторые раннехристианские толкователи идентифицировали Эль-Ханнийю как то самое место, где был крещен эфиопский евнух, - говорит окружной археолог Иерусалима д-р Ювал Барух. – Крещение евнуха святым Филиппом стало одним из ключевых событий в распространении христианства. Поэтому определение места, где оно произошло, интересовало ученых на протяжении многих поколений. Неудивительно, что часть места по-прежнему принадлежит христианам и является центром религиозных церемоний, как для Армянской церкви, так и для Эфиопской церкви».


Источник св. Филиппа. Жан Зуаллар, 1587 г.
Мэр бельгийского города Ат (Ath) Жан Зуалларт (Jean Zuallart, 1541-1634) побывал в Святой Земле в 1586 году. Его эскизы, гравированные на меди, были впервые напечатаны в Риме в 1587 году.


Вид источника св. Филиппа в Эйн-Хании.
Гравюра из альбома «Путешествие в Левант, то есть в основные места Малой Азии, на островах Чио, Родос и Кипр» (Voyage au Levant, c'est-a-dire, dans les principaux endroits de l'Asie Mineure, dans les lles de Chio, Rhodes, et Chypre et.c). Изд. Париж, 1714 г.
Фламандский путешественник и художник Корнелис де Брейн (или Брюйн) (Cornelis de Bruijn, 1652-1727) путешествовал по Востоку в 1674-1693 гг. 

Трехнефная церковь была построена к северу от фонтана в византийский период. Паломники разных веков постепенно описывают ее разрушение, несмотря на следы ремонтов, производившихся после арабского нашествия на Святую Землю. Рисунок, сделанный де Брейном в 1681 году, показывает, что столбы все еще сохранились до заметной высоты. 

Но даже в разрушенном состоянии это место впечатляло паломников и путешественников.


Фонтан св. Филиппа.
Фото Огюста Зальцмана. 1850-е гг.

В середине XIX итальянский священник отец Басси (Pellegrinaggio II, стр. 274) писал: «Слева мы пробирались мимо развалин древней церкви, в которой по-прежнему различимы три входа с фасада, три сводчатых нефа и три апсиды, которые образовывали заднюю часть нефов. Падающие стены состоят из огромных камней, среди которых можно увидеть три перемычки дверей».


Айн Хания, в Долине роз (фонтан Филиппа).
Гравюра, опубликованная в "Picturesque Palestine" ок. 1875 г.

Живописное описание источника Эйн-Хания находим в паломнических записках "Старый Иерусалим и его окрестности" архимандрита Леонида (Кавелина), служившего начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1863-65 гг.:

"Так называемый источник Св. апостола Филиппа находится на пути в Газу на юг от Иерусалима. Дорога к нему идет мимо Крестного монастыря через розовые плантации селения Мальха, от которого он находится на три четверти часа езды. Некоторые посещают его на обратном пути из пустыни Иоанновой, от которой он отстоит на два часа пути, или наконец на возвратном пути из Вифлеема в Иерусалим через Беджаллу...

Мало мест в окрестностях Иерусалима столь живописных, как источник Филиппа. Водоем построен из камней желтоватого цвета, в виде ниши, украшенной по сторонам двумя пилястрами коринфского ордена с капителями в богатой резьбе виноградных листьев. В средине арки, или как бы алтарной сени, находится окно, украшенное четырьмя огивами. Из-под самого нижнего карниза вытекает обильный источник и, вырвавши снизу несколько камней, скачет с приятным шумом малыми каскадами по карнизам и разбросанным камням. Местами по стенам этого фонтана вьется плющ и другая зелень, а самая вершина его, также покрытая растениями и зеленью, оканчивается развалиною, ибо уцелела лишь небольшая часть свода вроде крыши, висящей над источником.

Смотря на этот живописный обломок, нельзя согласиться, чтобы это были развалины фонтана; широкая стена, стороны которой в развалинах, разбросанные у воды колонны и камни, и наконец ясно видные следы другой стены такой же постройки дают повод заключить, что здесь был храм во имя святого Филиппа и что уцелевшая стена есть остаток главного алтаря, выходя из-под коего источник протекал по храму в мраморном ложе. Теперь этот фонтан в диком ущелье у подножия скалы, несмотря на развалины, восхищает своею красотою. Кругом растут деревья и кустарники. Ручей, образуемый источником, бежит по долине Сорек. По дороге от источника к Горнему граду Иудову, которая идет через горы и долины, на первой горе видно довольно большое селение, окруженное садами, которое также носит имя святого Филиппа, и в нем видны развалины древней церкви".


Часть Мадабской карты (конец VI в. н.э.) церковь с круглым бассейном и подписью "где было сказано, что Филипп диакон крестил евнуха Кэндис". Слева обозначен Бефцур (Беф-Цур - "дом скалы"). Фото Феррелла Дженкинса

В то же время существует более древнее предание, что евнух был крещен апостолом Филиппом у источника Эйн эд-Дирве (Айн Дхирве) на пути из Иерусалима в Хеврон, в 30 минутах хода от Соломоновых прудов. Это другая дорога из Иерусалима в Газу, куда направлялся апостол Филипп. Эта версия поддерживается уроженцем Палестины, хорошо знавшим ее места, историком Евсевием Кесарийским (Памфилом) (258/65–339/40) и древней мозаичной картой в Мадабе (Мадебе), созданной византийскими мастерами в VI в., на которой изображена церковь с круглым бассейном перед ней и подписанной как место, где ап. Филипп крестил евнуха. 

Первым из паломников письменное упоминание об этом месте как источнике апостола Филиппа дает безымянный путник из Бордо в 333 году, а затем бенедиктинский монах Виллибальд, будущий епископ в Германии и святой Католической Церкви, побывавший в Святой Земле в 724-728 гг.: «Они пришли к тому месту, где Филипп крестил евнуха. В большой долине, расположенной между Вифлеемом и Газой, есть небольшая церковь», и это «около Бефцура». Разные авторы, описывающие это место как Филиппов источник, также упоминают о фонтане и развалинах византийской церкви.


Источник Эйн-эль-Дирех (Фонтан Филиппа).
Между 1934 и 1939 годами. Коллекция фотографий Матсона. Библиотека Конгресса.

Об этом же источнике как месте крещения эфиопского евнуха упоминал в начале ХХ века профессор А.А. Дмитриевский в своей книге "Праздник Св. Троицы на Сионской горе у Дуба Мамврийского в Хевроне". Утолить жажду у этого родника останавливался караван паломников, с которым Дмитриевский направлялся из Иерусалима в Хеврон. По его свидетельству, в то время у источника стояла запущенная мечеть, а чистая и вкусная водица пользовалась у мусульман "славой весьма здоровой воды". 

Дмитриевский не указывает, была ли мечеть устроена в руинах византийской церкви или для нее было построено отдельное здание, но у мусульман уже давно была возможность помолиться у этого источника. Сохранились свидетельства католических священников-паломников 1670 года, что церковь в Эйн Дирве все еще существовала; но ее южный неф был использован как мечеть. Путеводитель "Палестина и Сирия" немецкого издательства Карла Бёдекера, выдержавший несколько изданий, начиная с 1875 года, тоже упоминает о присутствии мусульман: «... мы добираемся до источника Эйн эд-Дирвех (Ain ed-Dirweh), над которым находятся дом магометан и молебное место. Во времена Евсевия здесь был указан источник, в котором Филипп крестил евнуха, и это также обозначено на мозаичной карте Мадебы. Ранее были видны следы древней христианской церкви».

Несмотря на существование двух разных традиций, оба эти источника, напоминающие о событии раннехристианской истории, за прошедшие века посетило множество паломников.

В 1859 году участок, где расположен бассейн Эйн-Хания, был приобретен Армянским патриархом Иерусалима архиепископом Ованесом Змюрнеци в собственность Армянской апостольской церкви, поэтому работы по обустройству парка проводились с согласия Армянского Патриархата.

На реконструкцию природного парка Эйн-Хания затрачено 14 млн. шекелей. Поскольку источник, некогда наполнявший бассейн, иссяк, была проделана уникальная работа по перенаправлению воды из соседних родников. Были восстановлены фонтаны., высажены деревья, устроена автостоянка. При этом реставраторы соблюдали принцип минимального вмешательства в древний ландшафт. 

В течение нескольких месяцев вход в парк будет бесплатным. Власти надеются, что древний бассейн станет популярным местом у туристов и паломников.

08.02.2018

Тэги: Святая Земля, археология, библейская археология, апостолы

Ещё по теме:

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19) Май (29) Июнь (18)
Июль (19) Август (12) Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)