В новом археологическом парке Израиля в Мегиддо будет представлена раннехристианская мозаика
Тюрьма, построенная британцами на археологическом объекте на севере Израиля в 1940-х годах, наконец-то будет эвакуирована. Как объявил совет Мегиддо, на месте тюрьмы будет открыт археологический парк, где для публики будут доступны древние исторические объекты - одно из самых ранних из известных молельных домов христиан, обнаруженное на месте, где некогда существовало иудейско-самаритянское селение Отней (Кефар-Отней, Кфар Отнай), развалины крупного римского военного лагеря и семь мельниц периода Османской империи.
Раскопки были начаты археологами под руководством Управления древностей Израиля еще в 2003 году с целью исследования античных сооружений под зданием тюрьмы в Мегиддо (известного по Библии, как Армагеддон). По мнению д-ра Йотама Теппера (Yotam Tepper) из Института археологии при Хайфском университете, британские мандатные власти прекрасно знали, что строят тюрьму на археологическом объекте.
В 2005 году на месте раскопок была обнаружена хорошо сохранившаяся мозаика площадью 54 кв. м с тремя надписями на греческом языке. Ученые датировали находку 230 г. н.э.
Мозаика украшала пол в большом жилом доме размером 30 на 40 м, где один из залов был отведен для богослужений. Подобные молитвенные дома в то время были центрами вероучения и духовного общения в ранних христианских общинах, т.к. более привычные нам храмовые сооружения появились лишь в IV веке, после обращения римского императора Константина в христианство.
В центре геометрических и растительных узоров на мозаике изображен образ рыбы – это, как известно, традиционный аллегорический символ в раннем христианстве. Ихтис (рыба, греч.) – древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв греческих слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель. В раннем христианском искусстве изображения Христа были недопустимы по причине гонений, и поэтому так широко применялись различные символические коды. Так, изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы известны в римских катакомбах, где они датируются II веком. Изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное с трапезами, описанными в Евангелии. Ученые так и назвали мозаику "Бог Иисус Христос".
Одна из мозаичных надписей гласит: «Любящая Бога Акептос посвящает эту трапезу во славу Бога Иисуса Христа». Предполагается, что Акептос была знатной женщиной и пожертвовала стол для совершения таинства Евхаристии, "стол" по-греч. "трапеза, trapeza".
Как указывает Теппер, самые ранние христиане собирались и обедали вместе, продолжая традицию Тайной вечери. Возможно, этот дом в Офнае служил для таких собраний в предвизантийской Святой Земле. Также в надписях упомянуты имена еще четверых неизвестных женщин.
Находка также проливает новый свет на отношение римских властей к ранним христианам. Принято считать, что это отношение было крайне враждебным, но в данном случае древний молельный дом тесно и мирно соседствовал с самым большим римским военным лагерем, обнаруженным учеными за пределами Иерусалима. Это была база Легиона VI "Феррата", или Шестого "железного" легиона (лат. Legio VI Ferrata Fidelis Constans). Планировка здания молельного дома была типичной для ближневосточных домов того времени. Тем не менее, его крыша была покрыта черепицей, похожей на черепичную кладку в домах римского лагеря, где археологи обнаружили плитки, отмеченные маркой Легиона. Ученые отмечают, что в еврейских домах не было таких черепичных крыш. На окраине деревни обнаружены артефакты, подтверждающие присутствие в домах римских солдат, возможно, они обзавелись здесь семьями.
«У римлян некоторые военные офицеры были христианами, – отмечает доктор Теппер. – А это может говорить о том, что преследования ранних христиан римлянами были преувеличены впоследствии в устной традиции. Понятно, что предания не отражают в полной мере всю специфику реалий того времени – в частности, умалчивают о существовании христиан в римских легионах».
Свидетельством этого может служить, предположение археологов о том, что мозаика в христианском молитвенном доме была создана на пожертвование римского центуриона по имени Гайан (Gaianus), который упоминается в надписях под именем «Порфирий, брат наш».
Все это явно свидетельствует о терпимости римских солдат к новой религии, хотя и запрещенной в тот период. Ученые предполагают, что сохранившиеся в преданиях упоминания о преследованиях ранних христиан относятся к Малой Азии, но не к территории Израиля.
Спустя столетие, по повелению императора Константина, целые римские легионы встали на колени и приняли христианство. Рядом с селением Отней в IV веке возник римско-византийский город Максимианополис, который в эпоху исламского владычества превратился в Ладжун, ныне одноименную арабскую деревню.
Руины, идентифицированные как византийский город Максимианополис, также смогут посетить и увидеть туристы после открытия археологического парка.
20.03.2018
Ещё по теме:
- На юге Израиля обнаружены руины христианского храма возрастом 1,5 тысячи лет
- В Израиле при раскопках в синагоге археологи обнаружили древние мозаики на библейские темы
- В Иерусалиме обнаружена мозаичная надпись в приюте для паломников VI века
- В Израиле археологи обнаружили мозаичное изображение лазутчиков Моисея
- Израильские археологи продолжают исследовать синагогу с мозаиками V века
- В Израиле найден христианский город, разрушенный персами 1400 лет назад
- Археологи просят открыть для туристов мозаику с древнейшим упоминанием Христа в израильской тюрьме Мегиддо
- В синагоге Галилеи обнаружили мозаики V века с ветхозаветными сюжетами