RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


В Санкт-Петербурге представлена книга иерея Алексия Волчкова о жизни раннехристианской общины


Презентация книги иерея Алексия Волчкова "Раннехристианская община в античном полисе" состоялась 4 декабря в доме причта Феодоровского собора. Книга вышла в свет в ИД "Познание".


Как рассказал автор, основной массив текста был написан много лет назад, когда он был студентом и аспирантом кафедры истории Древней Греции и Рима истфака СПбГУ. Потом работа на долгое время была отложена, а в 2017 году книга была переписана: цель была сделать ее максимально доступной, не наукообразной.

"Эпоха раннего христианства привлекательна, - отметил отец Алексий. - Все знают, что и прошлое, и настоящее противоречиво, золотого века никогда не было, в том числе и золотого века христианства. Но в христианской жизни было много хорошего: что-то, возможно, надо бы возродить, а другое возрождать не надо. Но для каждого верующего это эпоха, когда христианство победило всех: Римскую империю, синагогу, философию - всех конкурентов, которые на тот момент существовали. Это было успешное религиозное движение, а нечто успешное всегда привлекает внимание".

Автор рассматривает стороны жизни раннехристианской общины. Чтобы понять специфику христианства, подчеркнул он, важно понять, в какой среде оно развивалось, каким традициям наследовало. Еще в XIX веке было предложено изучать христианство как подвид частных объединений, которыми изобиловала античность. Частное объединение - это сообщество людей, собравшихся по какому-то принципу. Принцип мог быть любым: объединялись соседи, адепты одного культа, люди одной профессии или интересовавшиеся, к примеру, собственным погребением. Объединений было много, для них есть разные слова, обозначения. Но устоявшийся корректный термин - "коллегия", то есть собрание "коллег". Христиане собирались по принципу уже существующих собраний.

Что же выделяло экклесию среди других коллегий? Найти уникальное здесь гораздо сложнее, чем типичное. Можно отметить акцент на нравственности: он выделяет экклесию, но не отделяет, это было и в других собраниях. Экклесия в большей степени, чем синагога, дистанцировалась от окружающих. Автор привел высказывание апостола Павла (1Кор. 10:20-21), показывающее, что христианам нельзя было быть участниками других коллегий.

Особое внимание было уделено застолью - характерному институту того времени. Трапезы были любимым времяпрепровождением античного общества, и отличительной чертой коллегий было совместное трапезничество. Культ равнялся трапезе не только у христиан: это было во многих культах, например, в культе Митры. Божества в представлениях того времени были соучастниками застолья. Были продемонстрированы иллюстрации пиршеств в античности: например, фотографии триклиния, раскопанного в Помпеях.

Автор подчеркнул, что христианство в течение трехсот лет дорабатывало идеологию трапезы. Так, в идеале на трапезе должен быть соблюдаться принцип исономии, то есть равенства, но на деле было не так: богатые часто приносили еду и ели ее сами, не делясь с бедными. Это апостол Павел называет недостойным причащением (1Кор. 11:20-30). Поначалу трапеза у христиан была изобильной, что приводило к объедению и пьянству - об этом свидетельствуют апостольские послания (Иуд. 1:12, 2Пет. 2:13). В итоге восторжествовал принцип "каждому понемногу", и наша нынешняя трапеза за богослужением - чисто символическая.

Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин поблагодарил отца Алексия за мини-лекцию, давшую представление о книге: "Продолжаю ее читать и убежден, что это достойный труд. Возникает много вопросов, самый интересный - насколько христианство уникально по сравнению с другими явлениями. Здесь рассматривается вопрос, насколько оно уникально по отношению к античному миру. В происхождении христианства нас особенно интересует, насколько это чудо Божие, а насколько оно логично вытекает из общечеловеческих явлений. На эти вопросы автор отвечает, подводя читателя к тем или иным выводам".

Отвечая на вопрос о вхождении в раннехристианскую общину, отец Алексий отметил, что оно было двояким: с одной стороны, человек пребывал в общине с детства, с другой - когда вырастал, делал сознательный выбор. Кроме того, в общины приходили те, кто вырос в других общинах. Поскольку в те времена была велика вероятность гонений, возник европейский феномен личного обращения.

Был задан вопрос о социальном служении в ранней Церкви. Автор ответил, что одно из уникальных свойств христианской общины - забота о тех, о ком не заботилось общество: христиане помогали друг другу, вступительных взносов, в отличие от некоторых языческих коллегий, не было. Были большие добровольные пожертвования и обширные социальные программы. Но социальная сторона не привлекала внешних в большей степени, чем само учение: в христианстве привлекало именно учение, отличное от язычества.

На вопрос о роли гонений ответил доцент СПбГУ Алексей Пантелеев, автор книги "Ранние мученичества: переводы, комментарии, исследования". Он подчеркнул, что в эпоху гонений в Церкви не было случайных людей, все знали, на что шли. Христиане искренне любили друг друга, и это наряду с их стойкостью также привлекало внешних.

Фото: Андрей Петров

ИА "Вода живая"

16.12.2019

Тэги: книгоиздание и периодика, история христианства, раннее христианство

Ещё по теме:

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27) Май (15) Июнь (18)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)