Во Франции раскопан раннехристианский некрополь
Археологи, раскопавшие раннехристианский некрополь в Отуне, в центральной Франции, обнаружили почти 150 захоронений. Они демонстрируют заметное разнообразие форм от крупных саркофагов из песчаника до деревянных и свинцовых гробов и могил, облицованных терракотовой плиткой. В соответствии с погребальными обрядами ранних христиан, было найдено очень мало предметов, похороненных вместе с телами умерших, сообщает Тhe Нistory Вlog.
Отун, в древности — Августудунум, был основан императором Августом как столица эдуев, кельтского племени, которое было союзником Юлия Цезаря во время Галльских войн. Он оставался населенным и хорошо защищенным в течение 4-го века (языческий император Юлиан победил в этом регионе германские силы вторжения в 356 году нашей эры) и далее, пережив германское завоевание, сначала бургундцами, затем франками, а также экспансию на восток Омейядского халифата. Город никогда не был оставлен или заброшен. Сегодня здесь сохранились двое ворот августовской эпохи и остатки большого римского театра, а также множество других древних руин.
Бывшая церковь Сен-Пьер-л'Эстерр была построена в первой половине 4-го века на месте ранее существовавшего кладбища к востоку от городских стен Августодунума. Кладбище использовалось не менее 25 лет, прежде чем церковь была построена на фундаменте более старого здания, которое, как полагают, было галло-римской виллой. Христианство уже хорошо утвердилось в городе в это время, так как известно, что его епископ Ретиций был приглашен св. императором Константином для обсуждения ереси донатистов на соборе в Риме в 313 году н.э. Подобное весьма престижное приглашение было распространено только на двух других епископов в Галлии.
В Отуне прежде уже были найдены археологические свидетельства существования раннехристианской общины. В 1839 году в некрополе Сен-Пьер Эстерр была обнаружена древняя надгробная надпись. Датировка надписи оказалась весьма сложным делом, но ее язык и стиль символов указывают на то, что она была вырезана между концом 2-го века и второй половиной 4-го века.
В посвящении, написанном по-гречески, некий Пекториос отмечает, что его собратья-христиане, которых он поэтично называет «небесной расой Божественной Рыбы», хранят чистое сердце. Эти пять строк образуют акростический ΙΧΘΥΣ (ichthys) — слово «рыба», обозначающее Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя и источник символизма рыбы как символа Христианства. Затем Пекториос обращается к Христу как «Свету мертвых», прося, чтобы его мать упокоилась с миром. Наконец, он испрашивает, чтобы его любимый отец Аскандий вместе со своей дорогой матерью и братьями вспоминали его, когда они радуются миру Христову.
Это одно из первых упоминаний христианства в галльской археологии. Язык и имена предполагают связь с раннехристианской общиной города Лиона с греческим доминированием, которая была основана в 177 году нашей эры, первой христианской общиной в Галлии. Отун находится всего в 100 милях к северо-западу от Лиона, соединенного с ним римской дорогой.
Археологи надеются, что последние раскопки прольют больше света на это раннехристианское сообщество в Галлии. До сих пор было найдено несколько надписей или украшений. Из восьми свинцовых гробов, найденных на раскопе в Отуне, несколько необычных крестообразных конструкций. Одна из них была помещена в каменный саркофаг, который был запечатан и оставался нетронутым в течение 1500 лет. Когда раскопки будут завершены, гроб будет открыт для обозрения. Его содержимое может предоставить новую информацию о христианской практике погребения в поздней древней Галлии.
21.07.2020