RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (21) Декабрь (7)

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

11 декабря 1911 открылось отделение ИППО во Владикавказе

12 декабря 1914 скончалась паломница, благотворительница, первая игуменья русского монастыря на Елеоне Евпраксия (М.В. Миловидова)

12 декабря 1917 скончался генерал М.П. Степанов, помощник Председателя ИППО

Соцсети


Древнейшие венецианские фрески найдены во время реставрации мозаик базилики на острове Торчелло


Базилика Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло в венецианской лагуне славится своими впечатляющими мозаиками XI века, которые могут соперничать с мозаиками своего гораздо более крупного соседа — базилики Святого Марка в Венеции.

Между тем, оригинальные мозаики XI века в интерьере собора Сан-Марко были в значительной степени потеряны в результате пожара, опустошившего город в 1106 году, в то время как многие оригинальные мозаики Санта-Марии в Торчелло все еще существуют, что делает их самыми ранними сохранившимися мозаиками в большой Венеции.




Мозаика центральной апсиды изображает Деву Одигитрию (византийский иконографический мотив, распространенный в то время и в Венеции) на светящемся фоне из золотых плиток смальты. Под ней череда святых. Христос Пантократор (Вседержитель; иначе Христос во славе) восседает на троне апсиды диаконника, а над ним евангелисты держат медальон с Агнцем Божиим. Западная стена покрыта до пола регистрами мозаики. Верхний регистр фронтона крыши — Распятие. Ниже него — большая фигура Христа, которая входит в композицию «Сошествие во ад». Ниже находятся четыре яруса, изображающие Страшный суд. Уровень мастерства художников, как и использованные ими материалы, — высочайшего качества. Работы в Торчелло, вероятно, были выполнены византийскими мастерами мозаики.

В ходе консервации и исследования мозаик Торчелло, проведенных в конце 1970-х годов, были обнаружены свидетельства серьезной реставрации апсиды церкви и западной стены после землетрясения, случившегося во второй половине XII века. Фигура Девы Марии в апсиде, похоже, в это время была в значительной степени реставрирована, но мастера мозаики, которые выполняли ремонт, использовали те же материалы и методы, что и их предшественники, что сделало реставрацию практически невидимой для невооруженного глаза. Следы средневековой реставрации образа Божией Матери были обнаружены только в 1975 году, когда современные реставраторы возвели леса и исследовали мозаики буквально дюйм за дюймом.

История Торчелло предшествует истории самой Венеции. Небольшая полоска земли к северу от острова Мурано была первым заселенным островом Венецианской лагуны. Согласно хронике Х века, Торчелло был заселен в 452 году беженцами из Алтинума, города на берегу материка, спасавшимися от разрушительных набегов орд гуннов Аттилы. Однако это мнение не подтверждается фактическими доказательствами. Во-первых, Алтинум продолжал быть заселенным на протяжении столетий после прихода Аттилы и вторжений лангобардов, начавшихся через сто лет после него. Во-вторых, на Торчелло были найдены остатки римских вилл, относящихся еще ко II веку нашей эры. Также нет археологических указаний на крупное перемещение населения в середине V века; скорее, остров, был постепенно колонизирован еще во времена Римской империи.

Его расположение на речном канале, который вел через лагуну в открытое море, делало его удобным для мелких судоходных компаний, которые процветали после распада крупных имперских портов на материке. Маленький остров также оказался покрытым плодородной почвой, так что виноградники и фруктовые сады процветали здесь в позднеримскую и византийскую эпохи. Начиная с VII века вокруг острова были построены оборонительные набережные, чтобы защитить его от наводнений, привлекая еще больше людей, что способствовало развитию торговли.

К этому периоду относится первая запись, описывающая поселение людей в Венецианской лагуне. В ней отмечается строительство собора на Торчелло в 639 году по приказу Исаака, экзарха Равенны, во время правления византийского императора Ираклия. Это было однонефное сооружение, которое в IX веке было расширено до трехнефного храма, а в XI веке оно приняло свою нынешнюю форму с высокими сводами, украшенными мозаикой. Значительные части церкви VII века сохранились, что делает базилику Санта-Мария-Ассунта старейшей сохранившейся постройкой в ​​Венецианской лагуне.

Остров процветал и рос, развивалась его промышленность, включая производство соли, шерсти и стекла. В то время как островок Риво-Альто, который впоследствии стал Риальто, а затем собственно Венецией, все еще был скудным выскочкой, население Торчелло составляло 20 000 человек.

Венеция вступила в свои права лишь в XI веке, и ее подъем совпал с окончательным упадком Торчелло. К XIV веку его промышленность была уже мертва. А к тому времени, когда Венецианская республика пала под ударами армии Наполеона в 1797 году, на острове проживало всего 300 жителей. Сегодня население Торчелло насчитывает 11 человек — охранников и гидов.

Когда Венеция была затоплена рекордными приливами в ноябре и декабре 2019 года, Торчелло также сильно пострадал. Это совершенно плоский островок, поэтому соленым водам лагуны не нужно подниматься очень высоко, чтобы затопить его, и когда они это делают, воде требуется больше времени, чтобы отступить, чем в других местах лагуны. Мозаичные каменные полы и стены из кирпича и раствора в базилике поглощают соленую воду, поэтому она наносит существенный ущерб строению, причем, далеко за пределами отметки паводка.

Американская некоммерческая организация Save Venice, которая оправдывает свое название с 1971 года, собирая средства для ремонта сотен самых важных объектов Венеции, уже начала работу над проектом по спасению стен и мозаик церкви Санта-Мария-Ассунта. Консерваторы пробыли на месте всего месяц, когда разразилось наводнение, и им затем пришлось заняться огромной аварийной очисткой. Save Venice в партнерстве с посольством Италии в Вашингтоне запустили Фонд немедленного реагирования, который предоставил средства на экстренную помощь Торчелло и еще 22 другим объектам в Венеции, пострадавшим от наводнения.

После того, как вода спала, в сотрудничестве с Венецианской римско-католической епархией и Università Ca 'Foscari реставраторы начали работу над более чем 2400 квадратных футов византийской мозаики в Санта-Мария-Ассунта. За более чем 1300 лет землетрясений, наводнений и просто воздействия солончаков, кирпичи подверглись выветриванию и крошению, а связывавший их раствор стал рыхлым. Чтобы обеспечить сохранение церкви и мозаик, прикрепленных к обветшавшим стенам, для каждой сохраняемой части мозаики необходимо одновременно стабилизировать внутреннюю и внешнюю кирпичную и каменную кладку.

Когда команда исследовала свод часовни диаконника, реставраторы удалили небольшой прямоугольник крыши, чтобы посмотреть внутрь и оценить устойчивость свода. Они увидели красную краску и поняли, что нашли фрески, которые предшествовали строительству высокого свода и созданию мозаик в начале XI века.

Можно выделить две сохранившиеся сюжетные сцены, по одной на каждой боковой стене. С помощью палеографических свидетельств из двух отрывочных надписей археолог Диего Калаон и его команда датировали фрески серединой IX века.

На первой настенной росписи, которая сохранилась в особо поврежденном состоянии, изображена сцена из жизни епископа IV века святого Мартина Турского (надпись гласит: «[Сан] к [ту] с Мартинус»). Сцена из жизни Девы Марии («[M] ar [ia]») на противоположной стене находится в несколько лучшем состоянии. Мы можем почувствовать стиль мастера, грубо, но выразительно изобразившего лик Богородицы. Ученые часто утверждали, что венецианские художники предпочитали живописи другие технологии создания настенных росписей из-за неблагоприятных климатических условий. Однако найденные в Торчелло фрески позволяют предполагать, что традиция настенной росписи зародилась в Венецианской лагуне очень рано.

Они также предоставляют редкую возможность познакомиться с художественным развитием лагуны до того, как в ней стала полностью доминировать Венеция. Обширные археологические исследования, проведенные за последние несколько десятилетий в Комаккьо, Альтино и Торчелло, значительно продвинули вперед наше понимание раннего экономического развития и меняющейся динамики власти в Адриатическом море. В VIII — IX веках Венецианская лагуна превратилась в важный экономический и коммерческий центр, за влияние на который боролись византийские и каролингские монархи. Обсуждение Торчелло историками и искусствоведами, как правило, сосредоточено на его византийских связях из-за предполагаемого основания церкви Санта-Мария-Ассунта византийским экзархом и ее мозаик XI века, но новонайденные настенные росписи предполагают, что большее внимание следует уделить и связям Торчелло с внутренними районами, находившимися под властью Каролингов.

Фреска с изображением святого Мартина в Торчелло — одно из самых ранних изображений этого святого (самое раннее находится в Равенне и датируется VI веком). Это также сцена, не часто встречающаяся в иконографии святого Мартина. На ней представлены двое святых вместе, и, поскольку мы знаем, что один из них — Мартин, другой мог бы быть его наставником — святым Иларием. Это предполагает, что фреска могла быть частью цикла сцен из жизни святого Мартина Турского.

В эпоху Меровингов и Каролингов плащ святого Мартина стал важным символом власти, служившим королевским военным знаменем. Настенная живопись в Торчелло может предоставить нам новые способы понять, как элементы каролингского влияния в Венецианской лагуне достигали не только сфер экономики и политики, но и религиозной жизни.

Фреска с изображением Девы Марии может быть частью композиции «Благовещение». Слева от нее находится неопознанная фигура, а справа — служанка. Эта деталь не является чем-то необычным в каролингских образах, она подчеркивала благородный статус Девы как матроны. Хотя эта особенность редко появляется в иконографии времени после периода Каролингов, мозаика в Сан-Марко свидетельствует о ее сохранении примерно еще в 1200 году. Такое небольшое, но значимое сходство между двумя изображениями побуждает к дальнейшему исследованию художественных связей между Торчелло и Венецией на протяжении длительного времени.

Недавно обнаруженные фрески в Торчелло не только добавляют новое измерение в продолжающиеся дискуссии о византийском и каролингском соревновании на севере Адриатики, но и открывают новые горизонты для исследования раннего художественного развития Венеции и лагуны.

Седмица.Ru

07.10.2020

Тэги: храмовое зодчество, храмы и монастыри Италии, реставрация и сохранение, мозаика

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (20) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)