RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2024

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22)
Май (23) Июнь (20) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2023

Январь (17) Февраль (20) Март (23) Апрель (20)
Май (23) Июнь (22) Июль (18) Август (23)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (28) Декабрь (23)

2022

Январь (22) Февраль (22) Март (24) Апрель (24)
Май (20) Июнь (22) Июль (21) Август (22)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (22)

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (22) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (21) Ноябрь (22) Декабрь (24)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (20) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (20) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

21 ноября 1472 в Москву из Рима прибыла византийская принцесса София Палеолог

21 ноября 1884 В.Н. Хитрово писал М.П. Степанову о небрежной работе почты под началом РОПиТа

21 ноября 1897 состоялись первые палестинские чтения Новгородского отдела ИППО

Соцсети


На венецианском острове Мурано реставрируют византийские мозаики церкви Санта-Мария-э-Сан-Донато

На венецианском острове Мурано реставрируют византийские мозаики церкви Санта-Мария-э-Сан-Донато, сообщает интернет-сайт Фонда Save Venice.

Согласно преданию, базилика Санта-Мария-э-Сан-Донато была основана на поле красных лилий императором Священной Римской империи Оттоном I Великим в 950 году. По просьбе папы Римского Агапита II церемонию освящения провел Буоно, патриарх Градо, в присутствии двух архиепископов и двадцати пяти епископов.

Средневековые хроники рассказывают другую историю. Посвященная Деве Марии в VII веке семьями Муриани и Муранески — «людьми великого духа и способностей» из материкового Альтино, которые обосновались на Мурано, — церковь была полностью перестроена между 1125 и 1141 годами в венецианско-византийском стиле.

7 августа 1125 года дож Венеции Доменико Микиэль пожертвовал базилике Санта-Мария драгоценные реликвии – мощи святого епископа Доната Эуореа (Ареццо), чье имя было добавлено к ее посвящению. Пожертвование также включало кости якобы убитого епископом монстра, которые сегодня висят за алтарем, но поначалу находились в баптистерии, который когда-то стоял перед церковью (снесен в 1719 году).

Базилика ныне широко известна как церковь Сан-Донато.

Среди наиболее впечатляющих особенностей Сан Донато — центральная мозаика апсиды с изображением Девы Марии Оранты (Богоматери в молитве), датируемая XII веком, когда был сделан знаменитый мозаичный пол церкви. Стоя прямо и сияя в царстве золота, Дева Мария подняла руки в жесте молитвы к Богу. По обе стороны от ее головы буквы «М҃Р» и «Ѳ҃Ѵ» обозначают греческие слова Mētēr tou Theou – Матерь Божия.

Первоначально, как и в случае с собором в соседнем Торчелло, арка над Девой Орантой была украшена мозаикой Благовещения (Архангел Гавриил слева, Богоматерь – справа), от которой сегодня осталась лишь небольшая часть пальца ноги Девы Марии в правом пазухе.

Соответственно, латинская надпись вокруг подчеркивает роль Девы Марии как орудия нашего спасения: «КОТОРУЮ ЕВА ПОГУБИЛА, БЛАГОЧЕСТИВАЯ ДЕВА МАРИЯ ИСКУПИЛА / ПУСТЬ ВСЕ ПРОСЛАВЯТ ЕЕ, КТО НАСЛАЖДАЕТСЯ ДАРОМ ХРИСТА».

Две дополнительные строки на латыни на границе арки заставили ученых спорить, относятся ли они к Преображению Христа или к Благовещению Девы Марии: последнее кажется более уместным в данном контексте.

Как бы то ни было, даже Джон Рёскин, комментируя эту надпись в своих «Камнях Венеции» (1851-1853 гг.), писал, что он «редко видел даже монашескую латынь менее понятной».

Под Богоматерью, разделенной тонким лиственным мраморным карнизом, находятся фрески, изображающие четырех евангелистов — Матфея, Иоанна, Марка и Луку (слева направо). Приписываемые Николо ди Пьетро, ​​одному из важнейших художников раннего кватроченто в Венеции, фрески были выполнены около середины 1420-х годов, когда художник проектировал «Истории Страстей» для гобеленов базилики Сан-Марко.

Предполагается, что епископ Пьетро Нани (в 1418-1426 годах) заказал Николо ди Пьетро фрески в то время, когда основные работы также проводились в базилике Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло.

Фонд Save Venice продолжает считать церковь Санта-Мария-э-Сан-Донато на острове Мурано одним из своих приоритетов с 1970-х годов, когда была запущена крупная кампания по сохранению ее знаменитого венецианско-византийского мозаичного пола XII века.

Сан-Донато является одним из старейших и самых любимых мест Венеции и особенно уязвима из-за своего расположения на низменности. Реставрация мозаичного пола также проводилась с 2012 по 2015 год. А совсем недавно, с 2019 по 2021 год, после исключительно высоких приливов в ноябре 2019 года, проводились масштабные работы по техническому обслуживанию пола и кирпичных стен.

Последняя крупная кампания Save Venice предусматривает финансирование реставрации мозаики Девы Марии Оранты XII века, а также структурной интеграции апсиды, обработки внешней стены и реконструкции крыши.

Многочисленные отдельные элементы мозаики XII века начали расшатываться и отделяться от поддерживающего раствора, а несколько значительных трещин видны от передней вершины свода пресвитерия, продолжаясь вниз мимо фигуры «Девы Оранты».

Прошло почти столетие с тех пор, как настенные мозаики Сан Донато в последний раз консервировались, и их блеск был искажен толстым слоем поверхностной грязи. Мозаикам угрожали значительные трещины, которые были видны с передней вершины свода пресвитерия и продолжались ниже фигуры Мадонны Оранты. Кроме того, многие тессеры начали ослабевать и отделяться от поддерживающего их раствора.

При осмотре структурной целостности апсиды снаружи руководитель проекта архитектор Паоло Токки обнаружил, что балки крыши, добавленные в 1930-х годах, опирались непосредственно на купол пресвитерия, что, вероятно, и стало основной причиной повреждения мозаики.

Как только это было обнаружено, Save Venice приняла меры по финансированию срочно необходимой перестройки крыши, чтобы защитить драгоценные мозаики от дальнейшего повреждения.

Внешняя часть апсиды с ее декоративным кирпичом и каменной кладкой была восстановлена ​​фирмой Pierobon, обеспечив водонепроницаемость этой области конструкции церкви и достаточную защиту и поддержку для художественных сокровищ внутри.

Комплексная обработка драгоценных мозаик XII века проводилась под руководством реставратора Джованни Кукко.

После тщательного осмотра мозаичные тессеры, которые начали отслаиваться, были стабилизированы инъекциями раствора, а все ненадежные части были тщательно очищены и повторно прикреплены в исходное положение. Участки мозаики, окружающие большую трещину на вершине купола, были осторожно удалены, чтобы обеспечить возможность ремонта базовой структуры, а затем очищены и покрыты свежим раствором перед повторным прикреплением в исходное положение. Окончательная очистка поверхности мозаики удалила остаточную грязь и пыль, восстановив яркость и глубину цветов и блеск золотого фона.

Мастер-мозаичист Джованни Кукко руководил реставрацией мозаик апсиды, укрепляя непрочные участки, ремонтируя поврежденные мозаичные плитки и выполняя очистку поверхности.

Реставрация смежных фресок Четырех евангелистов и мраморного карниза в центральной апсиде была завершена в ходе полевых работ студентов реставрационной школы IVBC при частичном финансировании со стороны региона Венето. В течение лета 2022 года студенты имели возможность наблюдать и помогать Джованни Кукко, получая ценные знания из его опыта в этом процессе.

Save Venice оказывает ежегодную поддержку школе реставрации IVBC, способствуя образованию и обучению следующего поколения реставраторов.

Седмицa.ru

29.10.2024

Тэги: храмы и монастыри Италии, мозаика, византийское наследие, реставрация и сохранение

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (21) Март (21) Апрель (22) Май (23) Июнь (20)
Июль (23) Август (22) Сентябрь (21) Октябрь (23) Ноябрь (14) Декабрь (0)