Во Флорентийском баптистерии отреставрированы уникальные настенные мозаики XIV века
После пяти лет реставрации восемь внутренних стен Флорентийского баптистерия, украшенных инкрустациями из мрамора трех разных цветов и великолепными мозаиками, были освобождены от строительных лесов, и их снова можно увидеть во всем их возрожденном великолепии, сообщает Седмица.Ru cо ссылкой на Тhe history blog.
Фото: Опера Санта-Мария-дель-Фьоре
Опера Санта-Мария-дель-Фьоре, руководящий орган, управляющий соборным комплексом Флоренции, в который входят Дуомо и Баптистерий, в конце 2017 года начала комплексную реставрацию внутренних стен Баптистерия после ремонта внешних стен и крыши. Проект был чрезвычайно сложным. Он затрагивал 12 000 квадратных футов мраморных инкрустаций, более 2000 квадратных футов мозаики и более 1000 квадратных футов сусального золота.
Стенные мозаики были созданы в 14 веке как продолжение мотивов и живописного стиля исключительных мозаик, сделанных на внутренней части купола. Работа над ними все еще продолжалась, когда начались работы над украшением апсиды.
Мозаики скарселлы [апсиды] отличаются от пристенных как сложностью повествования, так и техникой выполнения. В этих мозаиках использовалась очень мелкая смальта. Для них характерно необычайное хроматическое разнообразие стеклянных паст и других драгоценных материалов, включая коралл, который, похоже, не использовался больше нигде в мозаичном искусстве.
Если мозаики на семи других внутренних стенах баптистерия изображают пророков, святых епископов и херувимов, то в скарселле присутствует богатая иконографическая программа. В своде представлены изображения Божией Матери и Иоанна Крестителя, сидящих на троне, в окружении четырех фигур, поддерживающих большое центральное колесо. Оно разделено на восемь спиц, занятых торжественными фигурами библейских патриархов и пророков, предсказавших пришествие Христа, символизируемого Агнцем в центре колеса с эпиграфом, который в переводе с латыни гласит: «Здесь всемогущий Бог явлен как кроткий Агнец». Другие фигуры пророков появляются внутри триумфальной арки, а на внешнем кольце изображены бюсты апостолов, евангелистов и святых, обрамляющих Иоанна Крестителя в центре.
Свод и триумфальная арка апсиды и галерея матронеума изначально были облицованы мрамором, поэтому, когда после завершения мозаики купола решили установить мозаику и там, флорентийским мозаичистам пришлось изобретать новую технику нанесения мозаики на мраморные поверхности. Они использовали сделанные на заказ полые терракотовые плитки, каждая из которых была изготовлена по определенным размерам, которые затем были вырезаны и прикреплены к мраморным стенам с помощью железных шпилек. Даже раствор был полностью адаптирован ближе к клею, чем к традиционной мастике.
Уникальные технологический подход и материалы поставили перед реставраторами огромную проблему. Команда начала работу со сбора данных, выполнив первый в истории диагностический анализ мозаики. Реставраторы обнаружили свидетельства оригинальных методов, использовавшихся для установки мозаики, сомнительного более позднего ремонта. Были найдены остатки материалов, таких как следы сусального золота на одной из капителей колонн, что позволяет предположить, что все капители изначально были позолочены.
Реставрация неоднократно прерывалась и откладывалась из-за пандемии и в конечном итоге обошлась в 2,6 миллиона евро, но это не помешало Опере приступить к еще более сложному проекту: реставрации мозаик в восьмиугольном куполе баптистерия. Специалисты разработали новую систему реставрационных лесов из горизонтальных платформ, поддерживаемых центральной колонной. Это позволит реставраторам смещаться вверх, поскольку они сосредотачиваются на новых поверхностях, сохраняя при этом купол видимым с земли.
01.09.2022
Ещё по теме: