В Лондоне обновлена выставка картонов Рафаэля со сценами из жизни апостолов Петра и Павла
Выставка «Raphael Cartoon Court» вновь открывается в Галерее Виктории и Альберта в Лондоне, передает Тhe history blog.
Выставка призвана отметить 500-летие со дня смерти Рафаэля (6 апреля 1520 г.). Экспозиция посвящена семи сохранившимся гобеленовым картонам, созданным Рафаэлем. Она откроется в ноябре после девятимесячного ремонта.
Обновленная экспозиция Raphael Court оснащена акустическими панелями, новой мебелью для более комфортного созерцания шедевров и новым светодиодным освещением, уменьшающим блики на стекле и значительно улучшающим их видимость.
Рафаэль. Жертва в Листре.
Фото: Royal Collection Trust / © Her
Majesty Queen Elizabeth II 2020. Photograph: Victoria & Albert
Museum, London
Рафаэль. Чудесный улов. 1515.
Фото: Royal Collection Trust / © Her
Majesty Queen Elizabeth II 2020. Photograph: Victoria & Albert
Museum, London
Картоны, изображающие сцены из жизни святых апостолов Петра и Павла, были заказаны Рафаэлю Папой Римским Львом X в 1513 году. Он хотел, чтобы монументальные гобелены украшали нижние стены Сикстинской капеллы, но были бы при этом достойны великолепных фресок Микеланджело на потолке и работ Боттичелли и Перуджино на стенах часовни. Поэтому гобелены должны были быть спроектированы величайшим художником той эпохи, а не штатными дизайнерами из мастерской фламандского ткача Питера ван Элста.
Рафаэль создал 10 тщательно продуманных картонов в полный размер будущих гобеленов: 10 футов в высоту и от 10 до 16 футов в ширину. Рисунки были обогащены ландшафтными композициями и архитектурными деталями, и Рафаэль создал их в той же сложной палитре, которую использовал во всех своих работах.
Гобеленовые картоны использовались в качестве шаблонов для ткачества, пока они не изнашивались. Они не считались произведениями искусства, достойными сохранения, и даже работы Рафаэля сохранились только потому, что ван Элст использовал их для изготовления копий гобеленов для других клиентов.
К началу 1600-х годов осталось всего семь картонов. Они были приобретены тогдашним принцем Уэльским (будущим королем Карлом I Стюартом) за 300 фунтов стерлингов и сумели пережить Гражданскую войну, Кромвелевское правление и Реставрацию. В 1865 году королева Виктория одолжила их Музею Южного Кенсингтона в память о своем покойном оплакиваемом муже Альберте. Этот музей теперь назван в ее честь и в честь ее мужа.
Чтобы показать работы Рафаэля в пространстве, подходящем для их первоначального контекста, Музей Виктории и Альберта специально построил целый Двор Рафаэля, почти идентичный пропорциям Сикстинской капеллы. Последний раз реконструкция галереи проводилась в начале 1990-х годов.
Работа над инфраструктурой проводилась с картонами прямо на месте, поскольку они слишком хрупкие, чтобы их можно было перемещать (как и гобелены, для создания которых они использовались, которые сейчас находятся в коллекции Ватикана, но почти никогда не выставляются на обозрение).
Исследователи смогли воспользоваться преимуществами девяти месяцев работ, чтобы развернуть картоны, отсканировать их поверхности в 3D формате с высоким разрешением, использовать инфракрасное излучение и композитную фотографию, чтобы улучшить наше понимание этой уникальной группы монументальных работ одного из величайших художников эпохи Возрождения.
3D-сканирование представляет особый интерес, потому что рисунки на картонах были проколоты, чтобы перенести изображение на основу будущего гобелена, что придало картонам уникальную текстуру по сравнению с другими рисунками и картинами.
Все эти новые данные будут крайне важны для исследователей и реставраторов при изучении картонов и заботе об их сохранности. Они также будут использоваться для создания новых интерактивных функций для посетителей музея, которые могут получить доступ к ним через QR-коды или непосредственно с веб-сайта Музея Виктории и Альберта.
Изображения и набор новой интерактивной интерпретации будут доступны в Интернете, доступ к ним можно будет получить в галерее через QR-коды, что позволит посетителям участвовать в интерпретации на месте с помощью своих собственных устройств. Посетители смогут увеличить масштаб и открыть для себя создание дизайна и работу над изготовлением картонов, а также увидеть необычный творческий процесс Рафаэля с помощью подробных изображений и интерактивных функций.
Опции будут также включать в себя функцию отображения картонов в качестве полноразмерных гобеленов для Сикстинской капеллы. Помимо их проектирования, посетители музея узнают об их спасении, судьбе в разные эпохи и их статусе в Англии с момента их появления в 17 веке и по сей день.
Доктор Ана Дебенедетти, ведущий куратор проекта, сказала: «Набор из семи сохранившихся картонов для гобеленов Рафаэля представляет собой уникальное сокровище эпохи Возрождения, как с точки зрения эстетической ценности, так и с точки зрения технических достижений. Передовые технологии, предоставленные Factum Foundation, предлагают неинвазивные методы изучения таких канонических произведений искусства, позволяя нам заглянуть под видимые слои краски и обнаружить творческий процесс Рафаэля. Возможность любоваться необыкновенной красотой этих монументальных рисунков, возраст которых превышает 500 лет, — праздник для глаз. Мы с нетерпением ждем возможности поделиться этим улучшенным опытом с нашими посетителями, когда галерея откроется в ноябре по случаю 500-летия Рафаэля».
01.10.2020