RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2021

Январь (15) Февраль (19) Март (23) Апрель (22)
Май (23) Июнь (22) Июль (12) Август (0)
Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (19) Декабрь (21)

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (30) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Россия на карте Востока

Летопись

28 июля 1893 А.Г.Нейдгардт писал в Синод о скором переводе собственности ИППО, записанной на разных лиц, в номинальную собственность вел.кн. Сергея Александровича

28 июля 1928 скончался член Совета РПО профессор Б.В. Фармаковский

29 июля 1891 открыта Московская комиссия по кружечному сбору в пользу православных Иерусалима и Святой Земли

Соцсети


В МДА прошла конференция «Монашеское богословие и гуманистическая философия на примере византийских авторов XI века»

24 декабря в Московской духовной академии прошла первая конференция «Монашеское богословие и гуманистическая философия на примере византийских авторов XI века». Конференцию организовала отделение греческой христианской литературы кафедры филологии Московской духовной академии.

С первым докладом на тему «Учение преподобного Никиты Стифата и Михаила Пселла о добродетелях» выступил профессор кафедры филологии Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлëнов).

В докладе была раскрыта аретология двух авторов XI века — преподобного Никиты Стифата и Михаила Пселла. В учении о добродетелях они пользуются сходными образами из философской традиции (например, понятие о четырех «родовых добродетелях») и патристической традиции (учение святителя Григория Богослова и Ареопагитского корпуса об осиянии Божественным светом), так же как и геометрическими сравнениями (круг, прямая). Однако каждый по-своему интерпретирует понятия и образы: в описаниях преподобного Никиты Стифата можно констатировать приоритет богословия над философией, а у Михаила Пселла, наоборот, — ярко выраженное следование аретологии Аристотеля и неоплатоников Плотина и Порфирия. Различные позиции двух авторов наиболее отчетливо видны на примере разного учения о «родовых добродетелях», которые описываются Михаилом Пселом на четырех уровнях: политические или практические добродетели, очистительные или созерцательные, умные и парадигматические, а преподобным Никитой Стифатом соотносятся со всем человеческим бытием, или с душой, или с высшей частью души — разумом. Позиции Стифата и Пселла позволяют более глубоко представить уровень византийской духовной и светской культуры в XI веке.

Доцент иерей Михаил Желтов выступил с сообщением: «Особенности чина монашеского пострига в XI веке».

Доклад был посвящен рассмотрению различных чинов посвящения в монашеский образ XI века, истории их возникновения. Проводилось сравнение Иерусалимской, Студийской практики пострижения. В докладе был проведен анализ постепенного формирования этих чинов: от изначального ношения монашеской одежды до конечных завершенных чинов посвящения в рясофор и великую схиму. Были рассмотрены прототипы и древнерусских иноческих чинов пострижения XI века. Также иерей Михаил показал, что современный чин малой схимы не имеет древних аналогов, а является, по сути, выборочным сокращением чина великосхимного пострижения.

Далее с докладом на тему «Критическое издание писем Михаила Пселла» выступил преподаватель кафедры филологии Е.В. Ткачёв.

В докладе было представлено новое критическое издание полного корпуса писем Михаила Пселла (553 письма, включая 500 подлинных), вышедшее в 2019 году в серии «Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana». Издание подготовил Стратис Папаиоанну, посвятивший изучению эпистолярного наследия Пселла более 20 лет. В докладе были изложены методологические принципы нового издания, а также акцентировано внимание на значении корпуса писем Михаила Пселла для изучения истории Византии в ΧΙ веке и жанра писем в средневизантийский период.

Старший преподаватель кафедры филологии иерей Александр Ларионов выступил с докладом на тему «Отношение Михаила Пселла к монашескому богословию XI века».

Михаил Пселл жил в эпоху, которую называют зарождением византийского гуманизма. Главный вопрос при изучении богословского наследия Пселла, в чем его богословие отличается от богословия современных ему монахов-мистиков, которых можно назвать представителями протоисихазма: преподобного Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата? Церковная патрологическая наука привыкла противопоставлять Пселла и Никиту Стифата: приверженцев античной философии и созерцателей божественных озарений, византийский гуманизм и христианский мистицизм. Пселл был энциклопедистом, то есть писал по всем существовавшим в то время категориям знания, в том числе оставил и довольно внушительные богословские произведения. В докладе рассматривалось, как относиться к его богословскому наследию, отвергнуть как имеющее горькую примесь языческого философского мудрования и отнести его к категории христианского эллинизма, поместив в одном ряду с осуждëнным учением Иоанна Итала, или же оно достойно принятия и изучения в рамках патрологической науки, по примеру других «эллинизирующих» произведений, как например «Ареопагитик».

Далее с докладом на тему «Конфронтация между монашеским богословием и гуманистической философией: пример Иоанна Итала» выступил аспирант кафедры филологии В.С. Коробов.

Докладчик обзорно освятил проблему противостояния византийского монашества и светского эллинизма. В монашеской среде настороженно смотрели на попытку очередного синтеза между христианской верой и античной философией. На примере осуждённого в 1082 году византийского философа Иоанна Итала рассматриваются возможные причины анафемы. Помимо доктринальных заблуждений встречаются мнения о политическом подтексте событий и о противлении властей возрождению классической культуры.

Далее с докладом на тему «Образ “земли” в сочинениях преподобного Симеона Нового Богослова и у предшествующих христианских авторов» выступил доцент МДА диакон Сергий Кожухов.

Образ «земли» в патристической литературе имеет довольно долгую историю употребления и берет свое начало еще в ветхозаветных книгах. Преподобной Симеон Новый Богослов также использует его в своих многочисленных наставлениях. В докладе представлен анализ данного понятия в трудах преподобного Симеона с кратким взглядом его употребления у святого Иустина Мученика, святителя Иринея Лионского, Оригена, святителя Василия Великого, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Максима Исповедника.

С последним докладом на тему «Преподобный Никита Стифат в грузинских традициях и об одном неизвестном труде, приписываемом Михаилу Пселлу, – “О Первенце”» выступил аспирант кафедры филологии А.Г. Накаидзе.

В докладе было подчеркнуто, что византийская письменность, наследие святых отцов и философов служило главным основанием для обогащения грузинской богословской литературы. Грекофильство для мыслителей эпохи XI века византийского гуманизма стало основным ориентиром для развития грузинской культуры. Прекрасное знание классического и византийского греческого языка позволило грузинским переводчикам точно передать смысл богословско-философской литературы этого времени. Во множестве богословско-философских сочинений немалое место уделялось наследию преподобного Никиты Стифата. Именно в XI веке, примерно через 40–50 лет после написания преподобным своих трудов, в Грузии появились первые переводы его основных сочинений.

Пресс-служба МДА

25.12.2020

Тэги: научные мероприятия, византийское наследие, МДА

Ещё по теме:

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24) Май (14) Июнь (20)
Июль (24) Август (20) Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (19) Декабрь (21)