Исследование фресок Аугсбургского собора позволило датировать их примерно 1000 годом
Фрески на стенах южного трансепта Аугсбургского собора в Баварии были недавно подвергнуты исследованию, по итогам которого их датировали примерно 1000 годом нашей эры, что делает их старейшими известными живописными изображениями в соборе, сообщает Тhe history blog.
Фрески, изображающие сцены из жизни св. Иоанна Крестителя, были написаны на южном трансепте во время строительства романской церкви, которое было завершено в 1065 году. Они были забелены во время иконоборческих акций, предпринятых протестантами в ходе Реформации. На целые столетия об их существовании было забыто, пока они не были обнаружены заново, когда побелка была снята во время ремонта храма в 1930-х годах. Другие элементы фресок были обнаружены во время ремонта собора в 1980-х годах.
На многих фресках была потеряна краска, и во время повторного открытия никто не осознавал их возраст и значение.
Первые подозрения об их «преклонном» возрасте появились после структурного ремонта крыши собора в 2009 году. Во время ремонта были обнаружены настенные росписи, которые могли относиться только к первоначальной постройке собора. Сходство в стилистике между краской периода строительства и фресками южного трансепта предполагает, что выцветшие фрески могут быть намного старше, чем полагали прежде.
Дендрохронологические тесты показали, что древесина в каменной кладке датируется 1000 годом нашей эры, что противоречит ранее принятой датировке собора примерно 1065 годом. Новая датировка «соответствует тому, что мы знаем о массовых разрушениях в 994 году», — говорит Биргит Нойхойзер, пресс-секретарь Баварского государственного управления по охране культурного наследия.
«Самые старые фрески являются первым слоем над кладкой и, следовательно, являются частью первоначального декора церкви», — отметила Нойхойзер. «Мы можем предположить, что в случае важной епископской церкви фрески были бы написаны вскоре после строительства, вскоре после 1000 года нашей эры», — сообщила Биргит Нойхойзер.
Команда реставраторов и исследователей из Баварского государственного управления по сохранению исторических зданий потратила несколько месяцев на изучение, расчистку и консервацию фресок. Им удалось идентифицировать две сцены и остатки третьей, несмотря на значительную потерю краски.
Сцена на восточной стене изображает обезглавливание св. Иоанна Крестителя. Ирод сидит на троне в верхней части панели, в то время как два ученика оплакивают казнь Иоанна Крестителя. Фреска на западной стене изображает сцену погребения. Третья фреска была размещена на южной стене, но была разрушена в 14 веке, когда на ней было сделано готическое окно. Исследователи полагают, что это, вероятно, была сцена Рождества Иоанна Предтечи.
По словам Нойхойзер, учитывая высоту фресок в церкви, в долгосрочной перспективе нет необходимости в особых мерах по их консервации. «Они не испытывают особого стресса из-за влажности или жары, создаваемых потоком посетителей, — говорит Биргит Нойхойзер. — После очистки и консервации они находятся в стабильном и устойчивом состоянии».
Команда ученых также планирует исследовать крышу и северный трансепт церкви на предмет наличия там остатков фресок.
17.02.2021