RSS
Написать
Карта сайта
Eng

2021

История, культура, книгоиздание

Научные исследования и мероприятия

Археология, восточные рукописи

Образование, просвещение

Паломничество и туризм

Святая Земля

Библейские страны, христианский Восток

Средиземноморье и Афон

Христианские Церкви: общение, традиции, праздники

Искусство, иконопись, храмы

2020

Январь (17) Февраль (18) Март (19) Апрель (24)
Май (14) Июнь (20) Июль (24) Август (20)
Сентябрь (22) Октябрь (21) Ноябрь (18) Декабрь (21)

2019

Январь (16) Февраль (20) Март (21) Апрель (27)
Май (15) Июнь (18) Июль (23) Август (22)
Сентябрь (21) Октябрь (22) Ноябрь (19) Декабрь (22)

2018

Январь (18) Февраль (16) Март (21) Апрель (19)
Май (29) Июнь (18) Июль (19) Август (12)
Сентябрь (12) Октябрь (20) Ноябрь (23) Декабрь (14)

2017

Январь (22) Февраль (24) Март (22) Апрель (13)
Май (17) Июнь (17) Июль (13) Август (16)
Сентябрь (28) Октябрь (26) Ноябрь (33) Декабрь (22)

2016

Январь (48) Февраль (75) Март (49) Апрель (58)
Май (51) Июнь (19) Июль (23) Август (28)
Сентябрь (54) Октябрь (36) Ноябрь (36) Декабрь (31)

2015

Январь (17) Февраль (38) Март (40) Апрель (32)
Май (28) Июнь (24) Июль (18) Август (11)
Сентябрь (12) Октябрь (27) Ноябрь (38) Декабрь (40)

2014

Январь (19) Февраль (26) Март (12) Апрель (15)
Май (9) Июнь (14) Июль (16) Август (13)
Сентябрь (21) Октябрь (27) Ноябрь (32) Декабрь (27)

2013

Анонсы

27 февраля

Лекция «Церковь Сан-Витале», Москва

27 февраля

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Неопримитивизм. Религиозные композиции Н. Гончаровой. 1909–1911», Москва

28 февраля

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Предания Ветхого Завета», Москва

4 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Искусство монастырей Египта», Москва

6 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Мистические образы войны», Москва

11 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Монастырь Св. Екатерины на Синае. Коллекции икон и рукописей», Москва

13 марта

Лекция «Рукописная книга Нового времени», Москва

13 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Традиции средневековых мистерий и эскизы Наталии Гончаровой к балету «Литургия». 1915–1916», Москва

14 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «История Девы Марии», Москва

18 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Искусство христианской Эфиопии», Москва

20 марта

Лекция «Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе», Москва

20 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Авангард и церковное искусство. Эскизы Наталии Гончаровой к храмовым росписям», Москва

25 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «"Небесные монастыри" Метеоры. Византийские памятники Греции», Москва

27 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Иллюстрации к Библии. ХХ век. Н. Гончарова, М. Шагал, С. Дали и другие», Москва

27 марта

Лекция «Русские иконы на Христианском Востоке», Москва

28 марта

Лекция (с онлайн-трансляцией) «Земная жизнь Христа», Москва

Россия на карте Востока

Летопись

26 февраля 1895 в Казани открыт отдел ИППО, а в Одессе состоялись первые палестинские чтения ИППО

26 февраля 1895 был торжественно открыт Русский Археологический институт в Константинополе

26 февраля 1938 скончался духовный писатель, бывший пермский губернатор А.В. Болотов, принявший постриг на Афоне с именем Амвросий

Соцсети


В крымском селе Богатое исчезает уникальный средневековый храм Всеспаситель


Каменные украшения-сталактиты, барельефы на библейские темы, необычная апсида и стрельчатый свод - уникальное соединение крымско-сельджукской, армянской и романской культур. Всё это, в жалком, полуразрушенном состоянии, может увидеть путешественник в небольшом заброшенном храме Аменапркич (Всеспаситель) в окрестностях села Богатое.

Прежнее название села Богатое - Бахчи-Эли (Сады Бога). И действительно, даже сегодня, когда весь Крым страдает от засухи, в колодцах Бахчи-Эли не иссякает вода. Обширная долина реки Кучук-Карасу щедро цветет и плодоносит из года в год. К юго-западу от села, на естественной террасе холма, среди старых каштанов, сохранились остатки средневекового армянского храма, который когда-то был частью монастырского комплекса.


Монастырь Аменапркич ученые относят к X-XIV векам. Аменапркич также называют памятники армянской средневековой культуры с изображением распятия. Ранее двухметровый барельеф с распятием находился в нише на восточной стене монастырского храма.

Первое упоминание о монастыре встречается у филолога и историка Минаса Бжшикяна в первой половине XIX века: «Церковь небольшая, окружена множеством келий для монахов и богомольцев». Также Минас Бжшикян упоминает о некогда хранившейся в церкви святыне - армянском хачкаре, который по преданию был освящен апостолом Тадэосом (Фаддеем).

В конце XIX века историк Василий Смирнов писал, что все строения монастыря новые, но построены на старых фундаментах. Только древний храм обновлен и достроен. Тогда же у церкви появилось второе название - Ильинская, в честь святого Ильи (Сурб Егия).

В Крыму сохранилось множество памятников армянской культуры, но Аменапркич в Богатом уникален и не имеет аналогов, так как являет собой сочетание сразу трех культур. Типичными для мусульманской культуры каменными резными сталактитами украшены ниши в пилонах порталов и другие детали храма. Внутри здания вызывает изумление сохранившийся готический крестовый свод на нервюрах, типичный для романской архитектуры. Также для западноевропейской архитектуры характерно строение апсиды церкви. Она не выступает наружу, а закрыта прямоугольной восточной частью здания, оставляя между закруглением апсиды и восточной стеной проход-коридор.

Советский археолог и историк Анатолий Якобсон связывал элементы романской архитектуры в церкви с генуэзской колонизацией Кафы и Солдайи: «Нельзя не отметить и еще одну, хоть и мелкую, но существенную деталь: в вершине крестового свода на перекрестке гурт помещен круг (медальон) с изображением агнца с лабарумом (знамя с крестом на длинном древке): такой же медальон - в конце апсиды. Известно, что образ агнца, как символ Христа, был в X в. на Трулльском соборе запрещен и отвергнут восточнохристианской церковью, но был удержан латинским Западом. Подобные агнцы с лабарумами встречаются и на генуэзских строительных надписях Кафы».

О принадлежности к армянской культуре говорят каменные барельефы, сохранившиеся до наших дней: дева Мария с младенцем, редкое изображение Бога Отца рядом с древом жизни.

Несмотря на то, что церковь является объектом культурного наследия федерального значения, она заброшена и никем не охраняется.

- Хачкары раскрали первыми. Их было много, хачкаров. Их просто разносили на руках, - рассказывает житель Богатого, скульптор и художник Валерий.

Здесь давно орудуют «черные» археологи. Украдено всё, что можно унести, в том числе уникальные барельефы со стен. Лишь часть удалось вывезти в армянский монастырь Сурб-Хач и передать в музеи.

- Нужно снять формы с оставшихся рельефов, в каком они есть состоянии, и можно сделать потом копии, - считает художник. Там сохранилась старая доска с описанием и историей церкви, на которой, в том числе, написано: «В 1927 г. монастырь был закрыт, а вскоре его стали разрушать. От всех сооружений остались одни руины. Отче! Прости их, ибо не ведают, что творят!»

Вера Полякова, фото автора

МК в Крыму

19.02.2021

Тэги: Крым, реставрация и сохранение, храмовое зодчество

Январь (15) Февраль (19) Март (0) Апрель (0) Май (0) Июнь (0)
Июль (0) Август (0) Сентябрь (0) Октябрь (0) Ноябрь (0) Декабрь (0)