На выставке в Русском музее впервые представлена картина Карла Брюллова «Христос во гробе»
Представлены жанровые полотна, исторические и религиозные композиции, портреты, акварели и рискнки. Среди признанных шедевров - "Итальянский полдень" и "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя". Специально к выставке впервые за почти два века существования монументального полотна "Последний день Помпеи" проведена его научная реставрация.
В 1830-1840-х годах мастер много работал над религиозными темами. Впервые широкому кругу посетителей представлен запрестольный образ для домовой церкви графа Николая Адлерберга "Христос во гробе" (1846), который считается лучшим и проникновеннейшим произведением художника на христианскую тему. Картина выполнена в редкой технике, делающей живопись транспарентной (прозрачной). Подсветка выявляет цветовую структуру образа, придает объем и глубину, порождая ощущение мистического пространства.
Работа "Христос во гробе" создавалась для домовой церкви графа Николая Адлерберга и путешествовала с ним в Финляндию и Германию. С 1930-х годов местонахождение произведения считалось неизвестным, оно было обнаружено только в конце прошлого столетия. Благодаря двадцатилетним усилиям ФСБ и других государственных органов образ стал частью коллекции Русского музея.
Одним из главных шедевров Карла Брюллова стала роспись купола Исаакиевского собора. Он трудился над оформлением храма пять лет, но из-за болезни был вынужден прервать работу - его идеи воплотил Петр Басин. Сохранились подготовительные материалы, созданные самим мастером.
Представлены эскизы к плафону в Исаакиевском соборе, картоны к росписям и фрагмент самого плафона, созданный, но не использованный в оформлении потолка. Плафон 11х14 метров размещен под наклоном, чтобы зрители смогли увидеть его в деталях и оценить величие этого произведения.
Выставка проходит в Михайловском дворце до 12 мая 2025 года.
Фото: Андрей Павлюченков
Санкт-Петербургская митрополия
22.10.2024
Ещё по теме: