Почерковедческая экспертиза приоткрывает личность знаменитого византийского иконописца
Кристина Сотиракоглу, адвокат Верховного суда г. Салоники, сертифицированный судебный эксперт-графолог, действительный член Британской академии графологии, проанализировала рукописный текст иллюминированного средневекового манускрипта начала XIV века, предположительно написанный другим представителем македонской школы Астрапом (Астрапасом), и надписи на фресках в церкви Протато, принадлежащих кисти Панселиноса, и сделала вывод, что почерк принадлежит одному человеку.
Почерковедческое исследование дополнило более ранние исследования греческого монаха и ученого отца Космы Симонопетритиса, и позволяет с большой долей вероятности предположить, что псевдоним «Панселинос», в переводе с греческого означавшее «полная луна», скрывал настоящую личность Астрапа (Астрапаса), художника XIV века из Салоник. В этом убеждает и одна из иллюстраций рукописи, на которой изображено полнолуние.
Эксперты признают результаты проведенного исследования значительным вкладом в историю византийского иконописного искусства, но считают, что необходимы дополнительные исследования. Профессор византийского искусства Константинос Вафиадис отметил, что в создании фресок Протато, вероятно, участвовали несколько художников, и дальнейшее изучение других памятников Афона того же периода будет иметь важное значение.
Мануил Панселин приобрел громкую славу на Афоне, его называли солнцем и светозарной луной, превзошедшим и затмившим всех древних и новых живописцев. Его работам подражали более поздние изографы, как образцу недосягаемого совершенства. Изучение жизни художника ждет новых исследователей.
26.12.2024