Загадка древней плиты над Гробом Господним
В конце ноября 2017 года National Geographic обнародовал результаты исследования древней плиты над Гробом Господним в Иерусалиме.
В ходе реставрации кувуклии (эдикулы), возведенной в храме Воскресения Христова в Иерусалиме над Гробом Господним, осенью 2016 года была вскрыта мраморная плита, накрывающая погребальное ложе Христа. Под ней была обнаружена еще одна, более древняя плита, с выгравированным крестом. Тогда некоторые ученые предположили, что эта плита установлена крестоносцами.
Плита с выгравированным крестом, обнаруженная при вскрытии Гроба Господня в 2016 году
National
Geographic опубликовал данные, полученные при изучении образцов строительного раствора, с помощью которого была
закреплена нижняя плита. Анализ на основе оптического датирования, проведенного двумя независимыми лабораториями,
позволил узнать время, когда входящий в состав раствора минерал (в
данном случае — кварц) в последний раз подвергался воздействию света:
приблизительно 1670 лет назад. Погрешность метода составляет 5%.
По мнению National
Geographic, результаты исследования доказывают,
что первая плита над гробницей была закреплена во времена императора
Константина — около 345 года, а не в эпоху крестовых походов, как
предполагалось ранее.
Но так ли все однозначно? Попробуем совершить небольшой экскурс в историю.
Реконструкция Храма Гроба Господня византийского периода (IV в.).
Слева в Ротонде расположена кувуклия над Гробом Господним.
Кувуклия в поперечном разрезе - в ней виден Гроб Господень. Фрагмент реконструкции
Известно, что по повелению императора Константина для сохранения и прославления Голгофы, Гроба Господня и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме, найденных в 326 году его матерью св. Еленой, был сооружен монументальный комплекс зданий, включавший Анастасис (ротонду Воскресения), Мартирий (базилику) и отдельное святилище на Голгофе. Освящение состоялось в 335 году.
Часовня Гроба Господня в византийский период. Реконструкция
Жены-мироносицы у Гроба Господня.
Бамбергский Аворий. Ок. 400 г. Плакетка из слоновой кости. 18,7x11,6 см.
Баварский национальный музей, Мюнхен
Это самое древнее из известных изображений кувуклии над Гробом Господним
Архитектурно место погребения Христа - скальная гробница с одной
вырезанной в известковой стене полкой - было оформлено специальной
часовней (греч. - кувуклия, лат. - эдикула), чтобы, по словам Евсевия
Кесарийского, превратить «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». На протяжении веков кувуклия неоднократно перестраивалась, украшалась, разрушалась и возводилась в разных архитектурных формах. Но остановимся подробнее на оформлении самого Гроба Господня.
Модель часовни Гроба Господня. Вид спереди
Модель часовни Гроба Господня. Вид сзади.
V в. (?). Пиренейский мрамор.
Музей искусства и истории, Нарбон, Франция
Исторические свидетельства разных веков сообщают, что постепенно главная святыня комплекса - погребальная скамья (в Древней Руси ее называли лавица, лавка) укрывается не только стенами кувуклии, но и своеобразными защитными экранами и преградами. В то же время были периоды, когда ложе, на котором был погребен Христос, стояло совершенно открытым.
Пилигрим из Плаченцы, именуемый в некоторых источниках как Антонин Плацентин, примерно в 570 году (специалисты датируют его путешествие по Святой Земле между между 565 и 614 годами, ближе к первому) в своем "Путнике" пишет:
"XVIII. Пав на землю и облобызав ее, мы вошли во святой град, где поклонились гробу Господню. Гроб вытесан из камня и ложе вытесано из того камня, на который было возложено тело Господа Иисуса Христа; бронзовая лампада, которая в то время была поставлена у Его главы, горит там день и ночь, из нее мы взяли благословение и поправили ее. В этот гроб извне приносится земля и входящие берут оттуда благословение. Камень, которым был загражден гроб, стоит при входе в него; цвет тот же, как и у скалы, он вырублен из скалы Голгофы. Камень этот украшен золотом и драгоценными камнями. А камень гроба похож на жерновный. Бесчисленные украшения: на железных прутьях висят запястья, браслеты, шейные цепи, кольца, головные повязки, витые пояса, перевязи, императорские венцы из золота с драгоценными камнями, и украшения императриц. Сам гроб прикрыт как бы метой из серебра, с золотым верхом. Перед гробом поставлен престол".
Сотрудник канцелярии Военного министерства, кандидат права, публицист, а также активный член и сотрудник Императорского Православного Палестинского Общества, вступивший в него после паломничества в Иерусалим, М.П. Соловьев в своей книге "По Святой земле", изданной в 1891 году, упоминает исторические свидетельства о Гробе Господнем паломников разных лет. В частности, он приводит свидетельство того же Антонина из Плаченцы: «гробница сделана из серебра, как бы наподобие пирамидального (ипподромного) столба (здания)» и добавляет от себя, что внутри и снаружи усыпальница была обложена великолепным мрамором и украшена драгоценными металлами и камнями, но самое ложе, по-видимому, еще не было закрыто и благочестивые странники могли видеть натуральный камень, на котором покоилось тело Богочеловека. Далее Соловьев пишет, что паломник Аркульф в 670 году описывает кувуклию как круглый теремок (tegurium), иссеченный из цельного камня, в котором могут молиться сразу девять человек. Снаружи он был покрыт прекрасным мрамором; внутри украшений не было, стены усыпальницы были не облицованы и состояли из натуральной скалы, пестрого, белого и красного цвета, с признаками каменотесной работы. Гроб представлял ложе (lectulus) с углублением, достаточным для принятая тела, положенного на спину. Монах Бернард в 865 году и константинопольский патриарх Фотий подтверждают вполне описание Аркульфа.
В 614 году константиновские сооружения были разрушены персами, но кувуклия не особо пострадала, а вот в 1009 году египетский султан Аль-Хаким отдал приказ разрушить храм Гроба Господня, чтобы наказать христиан за их "проделки" на Пасху по извлечению, по его мнению, хитростью Благодатного огня. Как свидетельствует очевидец этих событий историк Муджир эд-Дин, только груда развалин и щебня помешала фанатикам достигнуть фундаментов, что спасло сам Гроб Господень. После смерти ал-Хакима в 1021 году византийские императоры получили возможность приступить к восстановлению храма Воскресения, постройка которого была закончена в половине XI века при императоре Константине Мономахе. Храм был восстановлен с должным великолепием и с тех пор больше не подвергался таким разрушительным актам.
В 1103 году английский пилигрим Зевульф отмечает:
"Посреди же этой церкви находится
Гробница Господня, окруженная очень крепкой стеной и покрытая сверху,
для того, чтобы дождь не мог падать на св. Гробницу, так как церковь не
покрыта крышей".
Модель-ротонда Святого Гроба в кафедральном соборе в г. Аквилее
Святой Гроб в соборе Аквилеи. XI в. Реконструкция.
На верхней плите, укрывающий Гроб Господень, видны круглые окошки.
На множестве изображений, появившихся после Первого Крестового
похода, окошки изображались на вертикальной плите, что совпадает с описанием игумена Даниила
Таким образом, с XII века
появляются сообщения об ограждении святого Гроба каменными плитами. Наиболее
раннее из известных изображений такой защитной плиты с тремя сквозными
отверстиями - трансенны (с лат. – легкое ограждение, временная, переносная перегородка, декоративный элемент в архитектуре и дизайне) - относится к XII веку, она воспроизведена в
ротонде-модели Святого Гроба в Аквилее. Считается, что при перестройке в
начале XII века горизонтальную поверхность погребальной скамьи скрыла
порфировая плита с бортиками по бокам и полосой посередине.
Русский игумен Даниил, совершивший паломничество в Иерусалим предположительно в 1104-1107 гг., в своих паломнических записках оставил такое описание:
"Гроб
же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в
камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти
человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре
локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую
руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье
лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья
покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через
эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять
больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно
лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело
Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте
пол-локтя".
Это было первое упоминание об отверстиях на плите Гроба Господня. В Средневековье трансенна с отверстиями стала символом Гроба Господня. Ее изображения известны по многим источникам средних веков, ее многочисленные повторения включались в оформление рак и усыпальниц, ставших шедеврами церковного искусства или предметами массового производства в Иерусалиме, в Европе и на Руси, ранние изображения трансенны встречаются на печатях крестоносцев, а также на резных иконах из камня, кости, металла, изображающих сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Господня», получивших широкое распространение на Руси, особенно в Новгороде.
Специалисты считают, что отверстия соответствовали местам погребального ложа, где находились глава Спасителя, Его скрещенные руки и стопы. Через отверстия паломники могли прикоснуться к священной скале, не имея возможности отколоть от нее кусочек "на память".
Во второй половине XII в. византийский император Мануил I Комнин (1143-1180), освобождавший Святую Землю от мусульман, покрыл погребальную скамью золотом и 1169 году перенес из Эфеса в церковь Богородицы Фара в Константинополе, каменную плиту с Гроба Господня, которую он, видимо, привез из Иерусалима. Незадолго до своей смерти в 1180 году он поместил эту святыню в столичный монастырь Пантократор.
М.П. Соловьев описывает дальнейшую историю главнейшей христианской святыни:
"По завоевании Иерусалима Саладином, Вилльбранд (1212 г.) нашел Св. Гроб покрытым мраморными плитами, с тремя отдушинами, в которых паломники могли прикасаться к натуральной скале ложа. В 1244 году это покрытие было разбито Харезмийцами (Хивинцами), когда они завладели Св. Городом".
Приведенные свидетельства позволяют предположить, что ограждающие плиты то устанавливались на Гроб Господень, то вновь снимались, а, значит, могли оказаться за пределами Святой Земли.
Добрыня Ядрейкович везет из Царя града Гроб Господень.
Миниатюра из Лаптевского тома Лицевого летописного свода. Л.735
Возможно, об одной из таких снятых или замененных плит упоминает Первая Новгородская летопись (запись за 1211 год): "тогда же бяше пришол Добрыня Ядрикович и привез из Цесаряграда с собою гроб Господень, а сам пострижеся на Хутин у святого Спаса...". Факт, что боярин Добрыня Ядрейкович четыре года пробыл в Константинополе и по возвращении принял пострижение в Хутинском монастыре, став затем архиепископом Антонием Новгородским, подтверждается научно. Хранение плиты с Гроба Господня в Константинополе вполне возможно, т.к. византийский император Константин IX Мономах проводил реставрацию храма Гроба Господня в XI веке. Русские паломники - Добрыня Ядрейкович и позднее дьяки Александр, Игнатий и иеромонах Зосима - описывали в соборе святой Софии святыню - вделанную в стену каменную плиту с Гроба Господня. Добрыня упоминает две таких плиты.
Гроб Господень. Нательный образок.
XIII век.
Новгород. Серебро, сланец; резьба. 8,4х7.
Государственный исторический
музей.
На этой иконке трансенна у Гроба Господня изображен с 8 отверстиями.
Икона Божией Матери "Мироносицкая" (с XVIII в. Царевококшайская).
Чудотворная каменная икона была обретена 1 мая 1647 года в 15 верстах от города Царевококшайска (ныне Йошкар-ола), в настоящее время утрачена.
Здесь на трансенне Гроба Господня изображено 2 оконца
Если плита с Гроба Господня действительно была привезена в Новгород, то, возможно, это послужило причиной особо популярного иконографического сюжета "Гроб Господень" в новгородских каменных иконках. Причем Гроб изображался на них с трансеннами.
Часовня Гроба Господня. Рис. из книги немецкого рыцаря К. фон Грюненберга "Путешествие из Констанца в Иерусалим", 1487 г.
(Б-ка земли Баден, Карлсруэ. St. Peter. Pap. 32. Fol. 45v)
Впоследствии плиты на Гробе Господнем то упоминались паломниками, то нет. Как пишет М.П. Соловьев:
"В XIV столетии паломники говорят, что Св. Гроб стоит без покрытия, равно как и внутренние стены. Знаменитые путешественники, Венецианец Марино Санудо и Мандевиль сообщают, что для охранения Св. Гроба от поклонников, которые откалывали себе куски камня, вход в усыпальницу был воспрещен султаном и на поклонение был выставлен кусок от ложа, величиной в человечью голову. Он был вделан в стену кувуклии насупротив гроба и оставался там в начале XV века".
Такими увидел кувуклию и Гроб Господень Жан Зуаллар в 1586 г. после реставрации Бонифация Рагузского.
Эскиз Гроба Господня, сделанный Жаном Зуалларом, в увеличении
Мэр бельгийского города Ат (Ath)
Жан Зуалларт (Jean Zuallart, 1541-1634) побывал в Святой Земле в 1586 году. Его
эскизы, гравированные на меди, были впервые напечатаны в Риме в 1587 году.
Эдикула в храме Гроба Господня в Иерусалиме (Вид Гроба Господня).
Изд. Соломон Швайгер (Schweigger Salomon) "Новое путешествие из Тевтонии в Константинополь и Иерусалим" (Newe Reyßbeschreibung auß Teutschland nach Constantinopel und Jerusalem). Нюрнберг, 1608 г.
Немецкий путешественник и востоковед, будущий протестантский пастор Соломон Швайгер, прослужив несколько лет в австрийском посольстве в Константинополе, в 1581 году путешествовал по Египту, Палестине и Сирии, посетив Иерусалим и Дамаск, откуда через Крит и Венецию вернулся на родину. Составил подробное описание своего путешествия, изданное в 1608 году в Нюрнберге и переизданное в 1639 году.
Постепенно упоминания о плите с отверстиями исчезают. Последний раз о них пишет Николай из Поджибонси (весна 1347).
Достоверно известно, что новая плита белого мрамора без отверстий была положена на священное ложе в 1555 году во время реставрации кувуклии францисканцами. При этом Кустод Святой Земли, францисканец Бонифаций Рагузский, занимавшийся реставрацией кувуклии в 1555 году, упоминает плиты, лежавшие в то время на Гробе Господнем. В письме к иезуиту Крэстэруму (Cresterum) он рассказывает: "Когда нам понадобилось снять одну из алебастровых плит, покрывавших гробницу, перед нами предстало то самое несказанное место, на котором 3 дня лежал Сын Человеческий". Алебастром в античные и более поздние времена называли не мягкий гипс, известный нам сейчас под этим названием, а другой вид гипса - кальцит, который достаточно твёрд. Кальцитовый алебастр упоминается в Библии как восточный алебастр, его добывали на Ближнем Востоке и использовали для изготовления погребальных предметов и саркофагов.
Бонифаций Рагузский в этом же письме сообщает интересную деталь:
«В центре святого места мы нашли кусок дерева, который там хранился обернутый в вышитую ткань. Однако, как только мы подняли его с великой преданностью и поцеловали его, от контакта с воздухом ткань рассыпалась, оставив только несколько золотых нитей. Было несколько надписей на этой частице драгоценного дерева, но они так повреждены временем, что полная фраза не может быть прочитана, лишь в верхней части можно было различить слова, написанные латинскими заглавными буквами: «Хелена Магни... (HELENA MAGNI...)». (Латинские слова, начинающиеся на "магни", обозначают пышность, величие, благородство, роскошь. Прим.авт.) Хотя мы не можем наверное утверждать, но не трудно допустить догадку, что найденное дерево и есть то святейшее крестное древо, обретенное благочестивейшею царицей Еленой и оставленное ею в Иерусалиме, как о том излагается в историях».
Гроб Господень, каким он был до реставрации 1555 г.
Будущий профессор Кембриджского университета Эдвард Даниэль Кларк (1769-1822) посетил Иерусалим в 1799 году.
Свои впечатления он описал в книге "Путешествия по разным странам Европы, Азии и Африки", вторая часть которой была посвящена Греции, Египту и Святой Земле. Эта часть книги была издана с гравюрами Ричарда Уоттса в лондонском издательстве "Cadell and Davies" в 1813 г., 4-е изд. вышло в 1824 г.
Об этой реставрации также подробно пишет М.П. Соловьев, приводя цитаты из письма Бонифация Рагузского:
"В половине XVI века кувуклия грозила полным разрушением. Карл V, Филпип II и папа Юлий III с большими издержками и трудами добились у султана Солимана I разрешение приступить к реставрации кувуклии. Дело поручено было гвардиану францисканцев в Иерусалиме Бонифацию из Рагузы, который в 1555 г. с величайшею поспешностью приступил к работе, опасаясь противодействия со стороны православных и насилий от Турок. Часовню снесли до основания (еа structura solo aequanda videretur, ut firmior surgeret), чтобы дать более прочности новой постройке. Когда это было совершено, глазам представился Гроб Господень, иссеченный в скале. «При этом присутствовали и восточные, и западные христиане, проливая потоки слез умиления, иные падали в обморок, другие приходили в исступление; все лобызали священный камень, обнаженный от векового покрытия». Над гробом написаны были два ангела (angeli duo depicti superpositi). Один держал хартию с надписью: «Он воскрес, Его здесь нет!» Другой ангел указывал перстом на гроб, знаменуя (notans): «вот место, где положили Его!». Оба изображения от действия воздуха испарились почти совсем. Когда сняли алебастровый платы, лежавшие на гробе, на которых совершалась евхаристия, в углублении гробницы нашли древо, завернутое в драгоценный убрус (sudarium), который рассыпался в прах от прикосновения, оставив после себя только несколько золотых нитей. На этом древе (ligno) оказалась надпись, столь поврежденная, что до смысла ее добраться было невозможно, однако в начале одного пергамента виднелись слова: HELENA MAGNI, писанные крупным латинским уставом. «Хотя мы не можем наверное утверждать, но не трудно допустить догадку, что найденное дерево и есть то святейшее крестное древо, обретенное благочестивейшею царицей Еленой и оставленное ею в Иерусалиме, как о том излагается в историях».
Если это так, то мы уже не узнаем, сама ли царица Елена положила на Гроб Господень частицу Животворящего Креста или это сделал кто-то другой позднее.
Примерно во время описываемой реставрации, в 1558 году, в Иерусалиме побывал московский паломник Василий Позняков, который оставил описание Гроба Господня в своих паломнических записках («Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи»):
"И патриарх подошел к дверям гробницы и велел туркам распечатать ее.
Затем он отворил двери гробницы, и все люди увидели Божию благодать,
сошедшую с небес на Гроб Господень в огненном образе, – по Гробу
Господню, по мраморной доске, ходил огонь всех цветов, подобный молнии
небесной. А лампады все над гробом были без огня".
"Великая церковь построена очень искусно и вся украшена мозаикой и
расписана золотом. А Гроб Господень не покрыт, на нем доска мраморная".
"А Гроб Господень из белого мрамора. Длина Гроба Господня девять пядей, а в ширину пять пядей. Стоит Гроб Господень посреди большой церкви, верх церкви не покрыт – разбит погаными турками. Над самым Гробом Господним стоит малая церковь каменная, разделенная надвое, а снаружи и внутри малая церковь облицована мраморными узорчатыми плитами. А Гроб Господень стоит в той церкви направо, примурован к стене; он покрыт мраморною плитою. Этот Гроб сделала царица Елена. Под тем Гробом еще Гроб, где Господь наш Иисус Христос был положен Иосифом и Никодимом; из него же он воскрес и нам даровал вечную жизнь. К тому Гробу нельзя подойти никому, и вход в него под землею заложен камнями".
Несколько раз в описании Василия Познякова упоминается мраморная плита на Гробе Господнем.
Путешественники перед Гробом Господним, покрытым мраморной доской и запечатанным семью печатями. Л. 10об.
Миниатюра из рукописного списка книги «Хождение Трифона Коробейникова», созданного в конце XVII века и принадлежавшего митрополиту Казанскому и Свияжскому Тихону Воинову (1655–1724), вложившего ее в 1710 году в Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде (рукопись из собрания А.В. Острецова)
Купец Трифон Коробейников, побывавший в Иерусалиме в 1582–1584 и в 1593–1594 годы, так описывает вид Гроба Господня в своем «Хождении»:
«Церковь же великая делом мудра добре: вся мусиею утворена и златом подписана; а гроб Господень не покрыт деками мраморяными и ни чем не подписан».
Великой церковью назывался в те времена храм Гроба Господня. По словам Трифона, само погребальное ложе Христа не имело никаких позолот и даже не было укрыто мраморными плитами, но в одном из многочисленных списков (конец XVII в.) этого популярного на Руси сочинения на миниатюре, иллюстрирующей Гроб Господень, художник изобразил мраморную плиту с семью печатями.
Вход в кувуклию над Гробом Господним. Корнелис де
Брейн.
Гроб Господень. Корнелис де
Брейн.
Гравюры из альбома «Путешествие в Левант, то есть в основные места Малой Азии,
на островах Чио, Родос и Кипр» (Voyage au Levant, c'est-a-dire, dans les
principaux endroits de l'Asie Mineure, dans les lles de Chio, Rhodes, et Chypre
et.c). Изд. Париж, 1714 г.
Фламандский путешественник и художник Корнелис де
Брейн (или Брюйн) (Cornelis de Bruijn, 1652-1727) путешествовал по Востоку в
1674-1693 гг.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Гравюра на дереве из "Проскинитария" Хрисанфа из Бурсы (город в Турции, по-греч. Пруса), изданного в Вене в 1807 г.
Под куполом ротонды изображена кувуклия, над которой парит Воскресший Христос.
Кувуклия в Храме Гроба Господня до пожара 1808 г.
Рис. Луиджи Майера. Кон XVIII в.
Многие средства массовой информации, описывавшие реставрацию кувуклии 2016 года, утверждали, что с 1555 года плита больше не менялась, даже после разрушительного пожара 1808 года, когда кувуклия сильно пострадала, и в 1809-10 году была возведена известная ныне эдикула под руководством Николая Комнина. При этом, якобы, облицовка погребальной камеры осталась нетронутой.
Храм Гроба Господня 10 апреля 1839 года.
Дэвид Робертс (1796-1864). Цветная литография для альбома "Святая Земля" (Лондон 1842-1849).
Библиотека Конгресса США
Но М.П. Соловьев пишет об этом иначе, сообщая некоторые детали:
"Часовня была реставрирована в 1719 году, а в 1751 году опять грозила падением, но на сей раз несогласия между представителями различных вероисповеданий не дали возможности приступить к исправлениям. Во время пожара 1808 года купол обрушился на кувуклию и проломил ее кровлю. Плита на гробе разбилась пополам. Стены и колонны, даже деревянные двери пострадали мало. На сей раз реставрация попала в руки Грекам. Гробница впервые с 1555 года открылась вновь... Самое ложе было расширено с северной стороны, а равно и вся часовня, так что от стен осталась только небольшая часть, обложенная тонкими мраморными плитами. По уверению святогробских старцев, стенки сохранились на 1 1/3 — 3 аршина от полу. Ложе было покрыто широкою мраморною доской и облицовано мрамором. Колонна и отверстия были устранены. Потолок получил плоский вид. Внутри не видать более остатков скалы под штукатуркой и облицовкой".
Замену Комниным разбитой плиты подтвердила и профессор Афинского политехнического университета (Политехниона) Антония Моропулу, руководившая реставрационными работами кувуклии в 2016 году, в своем интервью ANA-MPA:
"26 октября мы отодвинули плиту Гроба Господня, под которой находился слой каменных обломков. Под мраморной плитой мастера Комнина, знаменитого архитектора, который в 1810 году занимался восстановлением гробницы после пожара 1808 года, мы обнаружили плиту, вероятно, эпохи Крестовых походов — об этом свидетельствует вырезанный на ней характерный крест крестоносцев. А под ней нам открылся камень, на котором, как считается, и покоилось тело Христа".
Видео вскрытия Гроба Господня National Geographic
Реставрационные работы, начатые в 2016 году международной группой ученых, включающей специалистов из Афинского национального технического университета, Флорентийского университета и ряда авторитетных научных изданий, включая National Geographic, не только укрепили кувуклию, пострадавшую во время землетрясений, но и позволили убедиться в сохранности погребальной камеры, которая, как оказалось, накрыта еще одной плитой.
Научную значимость исследования различных образцов материалов, взятых из нескольких мест кувуклии, трудно переоценить. Они имеют разную датировку, что подтверждает проведение реставраций в определенные годы и возведение новых кувуклий при их разрушении над фундаментом первоначальной. Это лишний раз подтверждает подлинность места, найденного царицей Еленой, на котором возведен привычный нам храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня).
Современные христиане всего мира, как и столетия назад, мечтают поклониться Гробу Господню.
Пасха 8 апреля 2018 г. Фото П.В. Платонова
Наш небольшой экскурс в глубину истории почти на 2 тысячи лет назад показал, что менялись не только кувуклии над Святым Гробом, что хорошо известно, но и плиты-трансенны, ограждающие Трехдневное Ложе.
Что касается плиты, обнаруженной под ныне существующей, возложенной Николаем Комниным, то эту загадку еще предстоит разгадать. Возможно, новые результаты исследований в этом помогут, а, возможно, это останется тайной, и мы так и не узнаем, кто и когда эту плиту положил и почему ее, уже растрескавшуюся, никто не убрал позднее.
При вскрытии гробницы Спасителя реставраторы сообщали, что нижняя плита изготовлена из серого мрамора. Письменные же свидетельства о двух последних реставрациях сообщают, что в 1555 году были вскрыты белые алебастровые плиты и положена плита белого мрамора. Ее в 1808 году заменили на нынешнюю. В начале XII века горизонтальную поверхность погребальной скамьи скрыла порфировая плита. Порфирит, горная порода вулканического происхождения, имеет цвет бурый, красновато-бурый, серо-черный. Значит ли это, что серая мраморная плита была положена ранее? Византийскими императорами, восстановившими храм Воскресения, или крестоносцами? Почему ее благоговейно сохраняли в неприкосновенности, ведь многие хотели бы иметь такую святыню для своего города или государства. И почему на ней найдены остатки раствора IV века? Значит ли это, что нижняя плита была установлена во времена императора Константина? Как тогда объяснить периоды, когда Гроб Господень стоял ничем не покрытый?
Более подробно научные результаты реставраторы под руководством Антониии Моропулу планируют опубликовать в журнале «Археологическая наука: доклады» (The Journal of Archaeological Science: Reports).