Паломничество по святой земле Армении
10–16 октября 2012 года председатель Нижегородского отделения ИППО профессор О.А. Колобов, заместитель председателя отделения профессор А. А. Корнилов и секретарь отделения доцент С. А. Колобова находились с рабочим визитом в Армении как члены делегации факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского – Национального исследовательского университета. В ходе рабочей поездки члены ИППО паломничали по святым местам Армении.
Эчмиадзин. Нижегородские паломники с главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископом Езрасом
Духовным центром Армении и армянских общин за рубежом (Спюрка) является Эчмиадзин. Расположенный в 20 км от Еревана Эчмиадзин, подобно Свято-Троице-Сергиевой Лавре Русской Православной Церкви, является своеобразной Лаврой Армянской Апостольской Церкви. Само слово «Эчмиадзин» свидетельствует о сошедшем на этом месте Единородном. Святитель Григорий Просветитель Армении сподобился чуда – увидеть снисхождение Христа, Единородного Сына Божьего, с Небес на землю. В 301–303 гг., в первые годы принятия христианства Арменией, святитель Григорий построил на месте чудесного явления храм. Эчмиадзин стал резиденцией главы Армянской Апостольской Церкви – Католикоса.
Копье римского сотника Лонгина — одна из святынь Эчмиадзина
Частица ковчега Ноя в киоте
Эчмиадзинский кафедральный собор имеет святыни, почитаемые всем христианским миром. Апостол Фадей в свое время принес на землю Армении копье римского сотника Лонгина, которым был прободен Распятый Господь Иисус Христос. Вначале копье Лонгина хранилось в горном монастыре Гегард, а затем было перенесено в Эчмиадзин. В кафедральном соборе хранятся для поклонения мощи святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Луки, Анании, святого великомученика Георгия. Сюда в Эчмиадзин католикос Яков Мацпинский принес частицу Ковчега праведного Ноя, взошедший для этого на Большой Арарат. Это было в 318 г. Удивительно, что современные экспедиции на Арарате обладают новейшей техникой горного подъема, поиска артефактов, средствами связи, но они пока не могут обрести вожделенный Ковчег Ноя, спасший библейское человечество от губительного потопа. Однако верующий католикос без средств подъема в IV веке обрел с помощью Божией частицу спасительного корабля.
Недалеко от кафедрального собора расположены храмы в честь мучениц Рипсимии и Гаянии. Как известно, накануне Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября Русская Церковь чтит святителя Григория, мучениц Рипсимии, Гаянии и с ними 35 дев-мучениц. В Эчмиадзине также действует духовная семинария, которая готовит кадры священнослужителей и церковнослужителей Армянской Апостольской Церкви.
Вид из Хор Вирап на Большой и Малый Арарат
Святитель Григорий (Лусаворич) прославился подвигом обращения армянского народа ко Христу. За свои труды он подвергался гонениям от язычников, и даже сам армянский царь Тиридат (Трдат) Великий, преследуя христиан, заключил Григория в глубокую яму царской темницы, где водились ядовитые пресмыкающиеся. Это место сегодня так и называется Хор Вирап (Глубокая Яма), здесь расположен армянский монастырь, построенный в V веке. Хор Вирап находится недалеко от турецкой границы.
Председатель Нижегородского отделения ИППО О. А. Колобов (справа) и его заместитель А. А. Корнилов в царской темнице в Хор Вирап
Каждый год в июне отмечается день «выхода св. Григора Лусаворича из Вирапа», а в марте отмечают день «заточения св. Григора в Вирап». Хор-Вирап (Глубокая Яма) находится внутри церкви св. Геворка. В поперечнике он имеет 4,4 м в глубину, куда паломники спускаются по 25 ступеням. На этой глубине сооружен престол для богослужений, на стенах висят иконы святителя Григория и Божией Матери. В средние века в Хор Вирап действовала знаменитая по всей стране монастырская школа, ставшая очагом развития армянской литературы и философии. Здесь учились видные мыслители Нерсес Мшеци, Григор Балуеци, Ованес Ерзнкаци. В 1662 г. была построена новая часовня, сохранившаяся до наших дней.
На стенах часовни 1662 г. оставили свои надписи армянские беженцы из Западной Армении. Огромный поток беженцев от геноцида в Османской империи хлынул сюда, а Араратскую долину, и таким образом Хор Вирап стал немым свидетелем страданий тысяч христиан. Беженцы часто ничего не имели, ни продуктов питания, ни запасной одежды и молились Богу и Григорию Просветителю единственно о спасении.
Монастырь Гегард
Паломники в монастыре Гегард
Паломники ИППО в Гегарде.
Слева направо: секретарь Нижегородского отделения ИППО С. А. Колобова, председатель отделения О. А. Колобов и его заместитель А. А. Корнилов
Знаменитые хачкары
Монастырь Гегард или Гегардаванк (в древности Айриванк) расположен в ущелье среди высоких гор, на правом берегу реки Азат. Бог соединил здесь в единое целое человека, монастырь и природу. Монастырь был назван Гегард в XII–XIII вв., потому что здесь много лет хранилось копье сотника Лонгина (гегард – копье на древнеармянском). Всемирную славу Гегарду принесли пещерная церковь, усыпальница князей Прошянов, усыпальница-притвор Папака и его супруги Рузухан. В монастыре очень сурово из-за аскетической природы, соединившейся с причудливым зодчеством. Здесь мы видели многочисленные естественные и высеченные пещеры, хачкары и кельи, в которых когда-то подвизались древние христианские подвижники.
Паломники из Нижнего Новгорода в Севанском монастыре.
Справа налево: председатель Нижегородского отделения ИППО О. А. Колобов, секретарь отделения С. А. Колобова и заместитель председателя отделения А. А. Корнилов
Посещение святых мест в Армении, как и любое паломничество, обращает наши взоры к вечности, к Тому Единому Богу-Христу, Распявшемуся за нас и за все человечество. Мы размышляли, поднимаясь по крутым горным склонам и монастырским лестницам в разных местах Армении, о том, почему армянский народ смог пережить тяжелые удары истории и кровавые испытания геноцида и вражеских нашествий. Народ сохранился потому, что вопреки всем бурям миря житейского, согревался верой во Христа, которая и дает нам надежду на переход от жизни земной к жизни будущей.