На склонах Ливанских гор
Почти две тысячи лет в этих краях сохраняются традиции древнего монашества
Духовный источник
С древних времен православные монашеские обители украшали горы Ливана. Не всем им суждено было сохраниться до наших дней: часть монастырей обратили в католичество крестоносцы, часть разрушили арабские и турецкие завоеватели. Однако Господь не оставил Православную Церковь в этих местах Своей милостью.
В получасе езды от Триполи на почти отвесной стороне горы, обращенной в ущелье, расположился монастырь Хаматура. Его название, по одной из версий, переводится с сирийского языка как «гора восторга». Местные же монахи придерживаются другого мнения, считая, что слово «хамтуро» означает «горный источник», причем в переносном смысле. Дело в том, что в древности здесь была духовная школа, в которой готовили миссионеров. И была она, говорят монахи, подобна источнику воды, бьющему из-под камней, поэтому и назвали обитель «Горный источник».
В конце I тысячелетия на этой горе существовало несколько скитов и монастырей, объединенных в братство. Во главе его стоял старейший монастырь Хаматура. Сохранилось упоминание о нем в рукописи французского путешественника Х века. Он описывает монастырь Успения Божией Матери как величественную крепость с большим числом монахов. Путь туда был настолько труден, что пилигрим не стал подниматься, а ограничился расспросами местных жителей. От них он узнал, что древняя обитель уже тогда являлась важным духовным центром.
Крестный ход на Пасху
Преподобный Иаков
За долгое время своего существования монастырь пережил немало потрясений. В XIII веке пришедшие сюда мамлюки разрушили обитель и убили множество монахов. Избежать смерти удалось только тем насельникам, которые во время набега воинов трудились на поле. Был среди них и преподобный Иаков, незадолго до того начавший здесь свои аскетические подвиги. Собрав вокруг себя уцелевших иноков, Иаков постепенно восстановил монастырь и стал его новым настоятелем.
Однако духовная смелость игумена и уважение, которым он пользовался среди монахов, привлекли внимание мамлюков, и они вскоре вернулись в Хаматуру, пытаясь склонить Иакова в свою веру. Встретив решительный отказ, они увезли преподобного и нескольких его сподвижников в Триполи. В течение года будущего святого подвергали жестоким мучениям, стремясь обратить его в мусульманство. Не добившись своей цели, мамлюки обезглавили Иакова и уже начали жечь тело, чтобы лишить христиан его святых мощей. В это время верные смогли договориться с мучителями и выкупили тело. Огонь потушили, а преподобного погребли в церкви монастыря.
Его нетленные мощи обрели при обновлении пола в главном храме обители в 2008 году.
Хаматурская икона Божией Матери
Преподобномученик Иаков Хаматаурский. Мозаика
Успение Богородицы. Икона
Обстрелянный из пушек
Возрожденный после нашествия мамлюков Успенский монастырь постепенно набирал силу. В 1728 году обитель посетил знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский. В своих путевых заметках он оставил довольно подробное описание обители и некоторые замечания о жизни ее насельников.
Вновь была открыта богословская школа, а после и общеобразовательная, действовавшая до начала ХХ века. Но в 1917 году турецкие войска из пушек обстреляли обитель с противоположной стороны ущелья. Почти все насельники были убиты. Оставшиеся в живых монахи ушли на вершину горы в монастырь святого Георгия. Время от времени они спускались в свою разрушенную обитель и расчищали завалы.
Братский хор
Попытки восстановить монашество и духовную жизнь монастыря предпринимались в течение всего ХХ века. За это время здесь потрудились немало священнослужителей и простых верующих. Очередная война – теперь гражданская – помешала возродить монастырь.
Господь вернул обители дыхание жизни в декабре 1994 года, когда на праздник Введения Богородицы архимандрит Пантелеимон (Фарах) совершил здесь первую Литургию в качестве настоятеля. Разрушения к этому времени были настолько сильными, что отцу Пантелеимону с трудниками пришлось вести восстановительные работы целый год только для того, чтобы сделать место пригодным для постоянного проживания.
Неожиданное открытие
Без сомнения, Божия Матерь покровительствует монастырю, названному в честь Ее Успения. У обители появилось множество жертвователей, благодаря которым монахи постепенно отремонтировали храмы.
Главная церковь – Успенская. Алтарь ее высечен в скале. До прихода сюда первых христиан в IV веке на этом месте находилось языческое капище, на котором совершались жертвоприношения. На это указывает сохранившееся особое приспособление – желоб с емкостью для сбора крови.
На стенах храма – фрагменты древних росписей. В 1992 году на Великой Седмице один из священников, еще до прихода игумена Пантелеимона, оставил в разрушенной церкви горящую свечу, а сам отлучился. Упавшая свеча стала причиной пожара. От высокой температуры в некоторых местах обвалилась штукатурка, а под ней проявились фрески.
Лик младенца Христа
Преображение Господне
Самая значительная из них – Преображение Господне. Результаты исследований, проведенных после пожара, поражают: эта фреска была создана в VI веке. Некоторые другие росписи были повреждены в иконоборческий период в VII–VIII веках и поновлены не позднее Х века.
Реставраторы и иконописцы, работавшие в храме с 1996 года, расчистили и законсервировали открывшиеся фрагменты, а часть стен расписали заново в том же стиле.
Неподалеку от главного храма возвышается церковь святого Архангела Михаила, которая к 1994 году была наполовину разрушена. Сейчас ее полностью отстроили. По субботам братия собирается в ней для молитв об усопших монахах обители.
Церковь во имя архангела Михаила
Снова живой
Духовная жизнь в этом богоспасаемом месте снова возрождается – вместе с традициями древнего монашества.
Братия монастыря (все они, кроме настоятеля, – монахи или готовящиеся к постригу) начинает свой день с частной молитвы в три часа ночи. На рассвете, в четыре часа, приходят в храм на службу, а затем, после общей трапезы, приступают к трудам по своим послушаниям. К двенадцати часам дня все вновь собираются для молитвы о больных. После непродолжительного отдыха и обеда работы продолжаются до четырех часов. День заканчивается вечерним богослужением.
В братской трапезной
Насельники много трудятся, причем в этой обители почти не используется моторная техника, большая часть работ совершается вручную – это часть духовного подвига. Монахи осваивают искусство земледелия: возделывают хлеб, выращивают маслины и виноград. В монастыре производят вино, а также ладан, четки, свечи. Часть братии обучается иконографии, некоторые занимаются переводами духовной литературы с греческого, английского и французского языков на арабский. В течение дня у каждого монаха есть час, который он может посвятить изучению наук или рукоделию, и еще один час для обязательного чтения духовных книг.
Жатва
Сбор олив
Характерная особенность Успенского монастыря – его музыкальность. Все без исключения монахи поют. Основа богослужебных песнопений – византийское музыкальное наследие. Некоторые монахи прекрасно знают западный музыкальный строй, однако за богослужением гармонизированных песнопений не употребляют, торжественное всенощное бдение длится не менее семи часов.
В дни больших церковных праздников многие верные из различных уголков Ливана приезжают в монастырь Хаматура, чтобы разделить с братией обители радость молитвенного общения с Господом. Несмотря на множество пережитых бед, заступничеством Божией Матери и святых с Ливанских гор продолжают возноситься к Богу славословия и молитвы.
В монастырской лавке
В блокнот паломнику:
Святыни: Мощи преподобномученика Иакова Хаматурского, Мощи преподобного Сергия Радонежского
Как добраться: Монастырь находится в получасе езды от Триполи, рядом с городом Кусба в районе Кура. В Кусбе можно спросить дорогу у местных жителей.
http://www.hamatoura.com/