Василий Поленов: «Я несказанно люблю евангельское повествование...»
В октябре 2011 года в Третьяковской галерее произошло знаменательное событие. В зале, посвященном творчеству Василия Дмитриевича Поленова, экспонировались два полотна художника из серии картин «Из жизни Христа» (1890—1900-е) — «Кто из вас без греха» (1908) и «Повинен смерти» (1906). Обнаруженные в одном из североамериканских учебных заведений, они были представлены аукционным домом Bonhams на предварительном показе лотов.
Создание цикла картин «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни»1. Это обстоятельство уже само по себе побуждало исследователей обратить особое внимание на евангельские темы в творчестве художника. Однако эта серия в своей целостности известна лишь по репродукциям в изданном Поленовым альбоме «Из жизни Христа», ставшим библиографической редкостью сразу же по выходе в свет2.
Еще в 1994 году организаторы персональной выставки Поленова, посвященной его 150-летнему юбилею, стремились наиболее полно представить работы, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», чтобы показать все многообразие творчества художника, разносторонность его дарований и поисков. Но сделать это оказалось совсем не просто, поскольку картин из этой серии, включавшей в 1909 году 65 произведений, в российских музеях и частных коллекциях сохранилось незначительное количество. На юбилейной выставке экспонировались лишь некоторые из них: «Христос в пустыне» («Был в пустыне со зверями») и «Голгофа» («Предал дух»), подаренные Поленовым Вятскому художественному музею в пору его формирования в 1911 году, вариант-повторение картины «Мечты» (1894, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций), картины «На Генисаретском озере» (1888) и «Среди учителей» (1896, обе — ГТГ), вошедшие позже в серию в уменьшенном виде, а также эскизы будущих картин — «И был там», «Марфа приняла его в дом свой», «Иаков и Иоанн» (все — ГРМ), «Возвратился в Назарет», «Исполнялся премудрости», «Привели детей» (все — ГТГ), «Он учил» (Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко), «Тайная вечеря» (Тюменский областной музей изобразительных искусств) и другие работы.
Длительное время бытовала легенда о том, что основная часть произведений художника была вывезена в Соединенные Штаты Америки, и в настоящее время их местонахождение неизвестно. Отсюда понятен и тот огромный интерес к картинам «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» из вышеупомянутой серии, которые экспонировались в Третьяковской галерее. Эта выставка-показ аукционных лотов побудила вновь обратиться к материалам, раскрывающим историю создания и бытования произведений «Из жизни Христа».
История создания Поленовым картин на евангельские сюжеты охватывает несколько десятков лет творческого пути мастера. Приглашая Софью Андреевну Толстую посетить мастерскую в Москве, художник писал ей в 1908 году: «Я с большой радостью покажу Вам мои картины из жизни Христа, мой “Евангельский круг”, как я их называю. Я работаю над ними около сорока лет... попрошу Вас... взглянуть на работу, которой я посвятил почти всю жизнь»3.
Кто из вас без греха.
В. Д. Поленов. Из серии картин «Из жизни Христа» (Конец 1890-х – 1900-е)
Холст, масло. 118 x 238
Государственная Третьяковская галерея
Еще в юношеские годы, под впечатлением от грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» (1857, ГТГ)4, у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»5. Осязаемые черты эта идея приобрела у Поленова, воспитанника Академии художеств, в 1868 году в замысле картины «Христос и грешница». Первые этюды и эскизы к ней были сделаны еще в 1872 и 1876 годах во время пенсионерской командировки в Италию и Францию. В 1881 году Поленов начал непосредственную работу над картиной, захватившей его в последующие шесть лет. Наибольшее влияние на художника в его трактовке евангельского сюжета оказала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса». Воспринимая Христа вслед за Ренаном как историческую личность, Поленов хотел «доискаться исторической правды», считая, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»6.
Фасад храма. Гроба Господня.
В. Д. Поленов. 1882. Холст, масло. 30,6 x 24.
Государственная Третьяковская галерея
Олива в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1882. Холст, масло. 30,1 x 23,7.
Государственная Третьяковская галерея
Источник Девы Марии в Назарете.
В. Д. Поленов. 1882. Холст, масло. 22,7 x 32.
Государственная Третьяковская галерея
На Тивериадском (Генисаретском) озере.
В. Д. Поленов. 1888. Холст, масло. 79 × 158
Государственная Третьяковская галерея
Харам-эш-Шериф. Часть двора.
В.Д. Поленов. 1882. Холст, масло. 30,5 x 46,5.
Государственная Третьяковская галерея
Голова еврея из гетто.
В.Д. Поленов. 1884. Этюд. Холст, масло. 28,3 x 21,7.
Государственная Третьяковская галерея
Голова еврея из гетто.
В.Д. Поленов. 1884. Этюд. Холст, масло. 44,3 x 31,1.
Государственная Третьяковская галерея
Для воссоздания «достоверности» обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деяниями Христа, он предпринял в 1881 — 1882 годах путешествие в Египет, Сирию и Палестину с заездом по пути в Грецию. Изучая везде характер местности, типы населения, архитектурные сооружения, а также их связь с окружающей природой, художник написал в поездке много этюдов и передал в них свое ощущение той своеобразной свето-воздушной среды на Востоке, которая отныне будет присутствовать в его картине и которая будет отмечена едва ли не всеми писавшими о ней критиками. Привезенные этюды были показаны Поленовым единой коллекцией на 13-й Передвижной выставке в 1885 году. Илья Остроухов вспоминал: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в тоже время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял»7. Вся коллекция прямо с выставки была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым.
Христос.
В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал).
Государственная Третьяковская галерея
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1876. Эскиз одноименной картины (1888, ГРМ). Дерево, масло. 22,2 x 34,7.
Государственная Третьяковская галерея
Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1885. Эскиз. Холст, масло. 26 x 48.
Государственная Третьяковская галерея
Между тем работа над картиной продолжалась: зимой 1883/84 года художник жил в Риме. Там он сделал бесчисленное количество эскизов для будущей серии «Из жизни Христа». Затем, в 1885 году, в усадьбе под Подольском, где он проводил лето, закончил угольный рисунок на холсте в размере будущего полотна. Непосредственно саму картину художник писал на протяжении двух лет, в 1886—1887 годах в Москве, в кабинете Саввы Ивановича Мамонтова в его доме на Садовой- Спасской улице. Таким образом, между первыми этюдами и окончанием полотна прошло пятнадцать лет.
Кто из вас без греха.
В.Д. Поленов. Из серии картин «Из жизни Христа» (Конец 1890-х – 1900-е).
Фрагмент
Картина «Христос и грешница» была показана на 15-й Передвижной выставке в 1887 году. Перед зрителями предстала сцена, в содержании которой, по убеждению художника, заключалась идея добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — сказал Христос в ответ на вопрос разгневанной толпы, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Как повествует Евангелие, люди, «обличаемы совестью», после его слов разошлись. «Где твои обвинители? — спросил Христос женщину, — никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Существенное значение художник придавал названию своей картины. Позже он с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною “Кто из вас без греха”. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили “Христос и грешница”»8.
Картину Поленова приобрел на Передвижной выставке в Петербурге Александр III. Позже, с согласия императора, она была отправлена в Москву, где перед выставкой художник кое-что доработал в ней, после чего переправил дату ее создания на 1888 год. В 1897 году картина «Христос и грешница» поступила в учрежденный тогда Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)9.
Грандиозное полотно Поленова получило многочисленные отзывы в прессе. «К великой моей радости, — писал художник, — многие поняли то, что я хотел сказать, и отозвались с сочувствием. Это мне дает смелость говорить еще, насколько хватит сил...»10.
Уже во время подготовительной работы над картиной «Христос и грешница», в 1884 году в Риме, он решает начать работу над серией картин «Из жизни Христа».
«Я несказанно люблю евангельское повествование, — писал Поленов в 1897 году, в преддверии непосредственной работы над картинами, — люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец...»11.
В 1899 году Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он вновь привез из путешествия в основном пейзажные этюды, которые были показаны в 1903 году на 31-й Передвижной выставке. Своей «свежестью» и «силой в красках» они произвели на зрителей не менее сильное впечатление, чем произведения, созданные им в начале 1880-х годов. Теперь особая роль этюдов в евангельском цикле картин становится более заметной по сравнению с работой над полотном «Христос и грешница». Более того, художник порой как бы сознательно стирает различия между этюдом и картиной. Недаром он называл свой этюдный материал «Путь Христа в пейзажах»12.
На последнем этапе своей работы Поленов включил в серию произведений «Из жизни Христа» вариант-повторение картины «Христос и грешница». Он дал ей наконец то первоначальное название, которое выражало ее суть — «Кто из вас без греха» (1908). Именно эта картина и была представлена в октябре на выставке в Третьяковской галерее.
Делая повторение, художник не просто уменьшил размер полотна, но, оставив без перемены основное композиционное построение, изменил структуру отдельных частей и цветовую гамму картины. Обе ее части — левая, с Христом и группой учеников, и правая, с толпой книжников и фарисеев, влекущих женщину, стали более компактными. Изменения коснулись и цвета одежд Христа, его учеников и других персонажей. Общий колорит приобрел гармонию более приглушенных красок.
Повинен смерти.
В.Д. Поленов. Из серии картин «Из жизни Христа». Конец 1890-х – 1900-е. Холст, масло. 113 x 221.
Частная коллекция
Еще одна картина, экспонировавшаяся на выставке в Третьяковской галерее — «Повинен смерти» (1906), — посвящена одному из драматических событий в жизни Иисуса, суду над ним синедриона. Суд, состоящий из старейшин и книжников, возглавляемый первосвященником Каиафой и заседавший в его в доме, собрался, чтобы найти обвинения против Христа.
Эпизоды этого события последовательно изложены в Евангелиях и Деяниях
апостолов: лжесвидетельство, раздирание одежды первосвященником и
решение синедриона — «Виновен и должен умереть». Протяженные во времени,
они композиционно соединены в картине благодаря круговому движению,
начинающемуся из глубины справа, от фигуры лжесвидетеля к
первосвященнику и далее к старейшинам, объявляющим свое решение жестом
протянутой руки. В это круговое движение, как в воронку, втянуты фигуры
других членов синедриона, согласных с принятым решением. В картине
Поленова изложенное в Евангелиях событие представлено единым сюжетом.
Последовательность его эпизодов была хорошо известна зрителям по
Священному писанию.
Показанные на выставке картины «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» — часть грандиозного замысла художника представить исторический характер евангельских событий, «доискаться исторической правды», дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности», и показать его «величие духа»13.
Поленов относился к созданию цикла картин «Из жизни Христа» настолько трепетно, что в 1906 году, еще до завершения работы, написал «художественное завещание». В нем, в частности, говорилось: «Приближаясь к концу главного труда моей жизни — изображения евангельской истории в последовательном ряде картин, но, не будучи уверен, что мне удастся исполнить дальнейшие, связанные с ним мои намерения, я обращаюсь к близким моим с просьбой завершить мой труд выполнением следующего.»14. Далее следуют распоряжения по поводу выставок, издания рукописи Поленова с «текстом, относящимся к евангельской истории»15 и т.д. В пункте 12 читаем: «Мое художественное завещание было бы неполно, если бы я не упомянул о моих музыкальных набросках. Работая над евангельским кругом в образе и слове, я пытался передать мое настроение и звуками. Рядом с этим у меня создалось несколько произведений, которые я намеревался сделать тоже общим достоянием»16. Таким образом, в евангельской серии картин в полной мере воплотился универсализм Поленова.
В 1908 году работа Поленова над картинами цикла «Из жизни Христа» была в основном закончена. В том же году 58 картин экспонировалось в Петербурге, а через год в Москве и других городах были показаны все 64 произведения. Выставкам сопутствовал большой успех. Художник Л.О. Пастернак писал Поленову в мае 1909 года «.Публика (и огромная!) жадно смотрела и переживала высокие минуты — я давно не видал такого серьезного внимания и интереса»17.
Обложка каталога выставки «Русское искусство», НБ ГТГ
Общий вид экспозиции Выставки русского искусства. Нью-Йорк. 1924
ОР ГТГ
В 1923 году Поленову предложили принять участие в Выставке русского искусства, организованной Народным комиссариатом просвещения в Нью- Йорке. На ней должны были экспонироваться около тысячи работ ста современных художников, представлявших все многообразие русского изобразительного искусства конца XIX — первой четверти XX века. Организаторы преследовали и коммерческие цели: предполагалось провести продажу картин. В семье художника долго совещались о возможности его участия в этом проекте, ведь предприятие казалось рискованным. Но «так как В.Д. [Поленову] давно хотелось, чтобы его картины «Из жизни Христа» побывали в Америке, то и мы решились»,18 — писала Н.В. Поленова, жена художника. Для этой выставки Поленов предоставил 12 произведений из евангельского цикла. Решено было послать картины: «Пошла в нагорную страну», «Среди учителей», «Стали искать», «Он учил», «Грешница», «Повинен смерти», «Моление о чаше», «Гефсиманский сад», «Смотрели издали», «Стерегли», «Стояла у гроба», «Возвестила плачущим»19.
Выставка была открыта 8 марта 1924 год в нью-йоркском отеле «Гранд Сентрал Палас» и продолжалась до 20 апреля. Она проводилась с большим успехом. Один из ее организаторов И.Э. Грабарь писал: «Тот несомненный успех, который наша выставка имеет в Нью-Йорке, гораздо острее и шумнее, чем успех знаменитой Дягилевской выставки в Осеннем Салоне 1905 г. Я это имею право утверждать, ибо принимал близкое участие в создании обеих»20.
Хуже складывались обстоятельства, связанные с коммерческой стороной дела. Устроители выставки И.Э. Грабарь, С.А. Виноградов, Е.И. Сомов, Ф.И. Захаров в своем письме в Москву констатировали, что «...несмотря на столь блестящий успех, выставка в крайне тяжелом положении»21. Заинтересованность американцев в приобретении работ русских художников оказалась, вопреки ожиданиям, достаточно низкой. Тем более удивительным был тот финансовый успех, который выпал на долю картин Поленова на евангельские сюжеты. Уже в первые дни после открытия выставки были приобретены четыре его работы.
Художник М.В. Нестеров писал в одном из писем по этому поводу: «На позапрошлой неделе меня посетили мои знакомцы — американцы. Один из них только что из Нью-Йорка и был на нашей выставке накануне вернисажа. Находит выставку нарядной, интересной и думает, что успех она иметь будет. Оттуда же, с выставки, идут вести пока не слишком радостные: за первую неделю из 914 номеров была продана всего двадцать одна вещь. Из коих четыре поленовских (12 т. долларов). Народу на вернисаже было около восьми тыс., на следующие дни от ста пятидесяти до девятисот человек... Мне говорят американцы, что у них есть обычай — “ждать прессы” и потом уже покупать... посмотрим»22. Отклики в прессе были самые восторженные. Выставку характеризовали как «потрясающее событие», благодаря которому можно «почувствовать настоящую русскую душу»23. Грабарь писал в это же время: «Мы, как говорится в таких случаях, имеем не просто хорошую прессу, а превосходную прессу»24.
Позже, в апреле, Нестеров писал А.П. Остроумовой-Лебедевой: «Цены вообще в Америке сейчас малые, от 200—300 долларов дают еще охотно, чем же ближе к тысяче, тем тяжелее и неохотнее. Из москвичей наибольший успех имеет Поленов с 12-ю картинами евангельского цикла. 4 из них проданы. Поленов — “гвоздь” выставки»25.
В отделе рукописей Третьяковской галереи, в «Материалах по организации «Русской художественной выставки» в Нью-Йорке (28/XI 1924 — 12/XII 1924)» имеется «Список картин, проданных Н.О. Гришковским26 на русской художественной выставке»27. Вот выдержка из этого списка, касающаяся картин Поленова:
Март 1924
№ 626 Среди учителей В. Поленова Дол. 3000
№ 637 И он учил их — 3500
№ 632 Смотрели издали — 3500
Апрель 1924
№ 628Грешница — 3000
№ 624 Пошла в Нагорную страну — 750
№ 635 Возвестила плачущим — 2000
Май 1924
№ 629 У Гефсимании — 750
№ 631 Повинен смерти — 3000
№ 634 Стояла у гроба — 2000
Таким образом, Поленов на этой выставке оказался самым «дорогим» художником. Но самому художнику прислали в итоге лишь 6000 долларов за первые четыре проданные картины с вычетом 50 процентов в пользу государства. По окончании американской эпопеи уполномоченные лица перестали отвечать на письма с просьбами и требованиями выплаты денег, а также возвращения двух непроданных работ, о которых было известно лишь то, что они вернулись в Россию. С тех пор следы этих картин потерялись. Когда Поленов запросил у Д.Е. Дубровского28 сведения о том когда, кому и за какую цену были проданы его картины, то из полученного ответа можно было понять, «что список проданных картин у С.А. Виноградова и у Дубровского не сходится, и вообще получается какой- то хаос»29.
Вполне возможно, устроители выставки, отвечавшие за коммерческую часть проекта и знавшие об абсолютном бескорыстии Поленова, посчитали, что художник не будет отстаивать свои права, несмотря на все лишения, которые он и его семья испытывали в это время30.
В 1924 году, уже после завершения выставки в Нью-Йорке, известный врач, предприниматель, издатель и страстный коллекционер И.И. Трояновский, инициатор этого выставочного проекта, писал художнику в своем поздравлении с 80-летием: «Как далеко то чудное время, когда я, начинающий, но уже страстный любитель, благоговейно и робко тронул звонок Вашей квартиры, придя к Вам, тогда уже славному художнику, с сотней трудовых грошей в кармане, после долгих и мучительных колебаний. И меня принял простой, нервный, чуткий, ласковый и деликатный, почти застенчивый человек, который сразу все понял, ободрил меня — и наделил сокровищами...»31. Таких счастливцев, которым Поленов продавал свои работы по мизерным ценам (это напоминало скорее подарок, замаскированный «в самой деликатной форме»32), было довольно много. Чаще всего он попросту дарил свои произведения.
Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок». 1908
Частная коллекция, Москва.
Созданный Поленовым музей в его усадьбе Борок на Оке, ставший «культурным центром для всей округи» (1902) и построенный в основном на его же средства Дом театрального просвещения (1915) были предназначены для широких народных масс. Эти начинания, как и все его творчество, были пронизаны идеей служения людям. Эстетическое миссионерство художника доходило иногда до курьезов. С.А. Виноградов, ученик Поленова и одна из ключевых фигур в организации американской выставки, описывал в своих воспоминаниях, чем оборачивалось иногда стремление художника «настоящее искусство приблизить к народу, или наоборот — народ к искусству». «И был такой случай: выставив большую серию своих картин, назначил за них совершенно смешные цены, почти по стоимости только затраченного на них материала, желая сделать картины доступными простому люду. А картины все оптом скупил маклак, а потом цены назначил «поленовские», нормальные и по ним продавал картины. Затея, конечно, чисто барская вышла у Василия Дмитриевича и по-барски не практичная»33.
При этом «барского» в Поленове ничего и никогда не было. Он говорил о себе еще в начале своей карьеры художника, в 1874 году: «Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу. Всякую работу; конечно, больше всего живопись. Хотя подчас эта работа очень тяжелая или, скорее, трудная. Близкие мне люди все работники»34.
В конце жизни он делился в письме с одним из своих друзей: «Я воспользовался солнечной неделей, было вроде лета, но позолоченного, и наработал этюдов “целое количество”, как говорила Наталья в юности. Мне хочется на елку подарить друзьям на память. Я всегда любил больше всего работу и в разных ее видах — и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям как большим, так и малым, по кусочку этой работы.»35.
В Соединенных Штатах Поленов «оставил» весьма значительный «кусок» своей работы. Но его картинам «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» особенно повезло. На выставке их приобрел Чарльз Крейн, крупный промышленник, влиятельный общественный деятель, известный меценат, коллекционер русского искусства. Он был членом организационного комитета выставки и пожертвовал значительную сумму для покрытия расходов на ее устройство. В том же 1924 году Крейн подарил обе картины одному из учебных заведений. Долгие годы произведения Поленова украшали стены сначала научной библиотеки, а потом картинной галереи, и были доступны широкому американскому зрителю, как того и хотел художник.
Спустя многие десятилетия картины «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» привезли в Москву. В зале, посвященном творчеству Поленова, их смогли увидеть сотни посетителей. У многих из них возникло впечатление, что эти полотна всегда находились рядом с другими картинами Поленова («Среди учителей», «На Генисаретском озере», «Тайная вечеря», «Исполнялся премудрости»), — такое цельное и органичное впечатление произвели они на зрителей.
Во всех своих творческих замыслах Поленов, человек редкостного благородства и душевной тонкости, всегда стремился приносить людям радость, сделать их жизнь немного счастливее, светлее и насыщеннее от соприкосновения с прекрасным. Недаром он писал в 1888 году, вскоре после окончания картины «Христос и грешница»: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело»36.
Картины на евангельские темы позволили Поленову выразить свое отношение к важным для него нравственным проблемам. Руководствуясь всю свою жизнь идеей воспитания людей искусством, красотой и заключенной в ней гармонией, он создал в своей серии «Из жизни Христа» образ «патриархального золотого века» Галилеи и величественный, живой образ Иисуса, «Сына человеческого». Наверное, поэтому работу над евангельским циклом, которому Поленов «посвятил почти всю жизнь», он считал «главным трудом своей жизни».
_____________
Примечания
- Цит. по: Поленов В.Д. Мое художественное завещание // Василий Дмитриевич Поленов: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994. С. 25 (далее — Поленов В.Д. Мое художественное завещание).
- Поленов В. Из жизни Христа: [Альбом]. [Прага, 1912].
- Письмо В.Д. Поленова к С.А. Толстой. [Борок]. 29 сентября 1908 г. Цит. по: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964. С. 661 (далее — Сахарова Е.В. Хроника).
- Отец художника, Д.В. Поленов писал в 1858 году: «Маша (Мария Алексеевна, мать художника. — Э.П.) с детьми часто ходит в Академию единственно для картины Иванова, и дети, то есть старшие, замечают и судят очень порядочно. Понимают и восхищаются» (Цит. по: Сахарова Е.В. Там же. С. 50).
- РГАЛИ. Ф. 822. Оп. 1. Ед.хр. 1523. Остроухов И.С. Отрывки из статьи о Поленове.
- Сахарова Е.В. Там же. С. 619.
- РГАЛИ. Ф. 822. Оп. 1. Ед. хр. 1523. Остроухов И.С. Отрывки из статьи о Поленове.
- ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 72. Л. 1. Письмо В.Д. Поленова к В.В. Воинову.
- В каталоге Государственного Русского музея картина Поленова опубликована с названием «Христос и Грешница» («Кто без греха?»). См.: Государственный Русский музей. Живопись XVIII — начала XX века: Каталог. Л., 1980. С. 233.
- Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 393.
- Там же. С. 619.
- Там же. С. 783.
- См.: Письмо В.Д. Поленова к А.А. Горяйновой. [Москва]. 22 марта [18]97 г. Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 618—619.
- Поленов В.Д. Мое художественное завещание. С. 25.
- Об этой рукописи Поленов писал Л.Н. Толстому: «Рядом с живописной работой идет у меня и письменная, или литературная; называется она «Иисус из Галилеи». Это свод в одно целое евангельских текстов и других новозаветных сказаний о Христе, снабженных моими примечаниями» (Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 667).
- Поленов В.Д. Мое художественное завещание. С. 25.
- Сахарова Е.В. Там же. С. 666.
- ОР ГТГ. Ф. 10. Ед. хр. 5194. Л. 1. Письмо Н.В. Поленовой к И.С. Остроухову. 12.07.1927 г.
- Там же.
- Грабарь И. Письма. 1917-1941. М., 1977. С. 119.
- Землякова О., Леонидов В. Триумф в Америке // Русское искусство. 2004. №1. С. 35.
- Нестеров М.В. Письма. Избранное. Л., 1988. С. 297.
- Землякова О., Леонидов В. Там же. С. 35.
- Грабарь И. Там же. С. 115.
- Нестеров М.В. Там же. С. 298.
- Николай Осипович Гришковский помогал Грабарю, Виноградову и Сомову во время организации выставки и дальнейшего показа картин в США. См.: Землякова О., Леонидов В. Там же. С. 33.
- ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 872. Л. 7.
- Председатель Комитета по организации американской выставки с ноября 1924 года.
- ОР ГТГ. Ф. 10. Ед. хр. 5194. Л. 2. Письмо Н.В. Поленовой к И.С. Остроухову. 12.07. 1927 г.
- В июле 1927 года Поленов был очень болен и остро нуждался в лечении. «Тяжело получать подачки и просить их, когда могли бы быть свои трудовые деньги, заработанные личным, большим трудом», — писала Н.В. Поленова (Там же. Л. 3).
- Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 700.
- ОР ГТГ. Ф. 54. Ед.хр. 2574. Л. 2. Воспоминания А.М. Лангового о В.Д. Поленове.
- Виноградов С. Прежняя Москва. Воспоминания. Рига, 2001. С. 78.
- Цит. по: Сахарова Е.В. Там же. С. 149.
- Там же. С. 700-701.
-
Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 393.