Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде
15 декабря 1915 года в Петрограде состоялось знаменательное церковное торжество освящения Бар-градского Николаевского Александровского храма, устроенного (на углу Второй Рождественской ул. и Калашниковского пр.) усердием а иждивением Императорского Православного Палестинского Общества. Долго с большим вниманием и любовью, Палестинское Общество готовилось к этому светлому торжеству: воссоздав новый по древним образцам прекрасный храм на одной из небольших площадей обширного Петрограда и тщательно завершив еще один памятник своей разносторонней и плодотворной общественно-церковной деятельности, Общество принесло его христолюбивому русскому народу, как свидетельство благоговейного почитания в нашем отечестве Святителя и Чудотворца Николая Мир-Ликийского и Святого и Благоверного Князя Александра Невского, как залог тесного духовного общения между нашей родиною и далеким градом Барским в Италии, как яркое выражение непрестанного служения русскому народу — богоносцу и паломнику. И в роды родов да будет памятна новая страница в летописях Палестинского Общества, начертанная в знаменательный день освящения петроградского Николо-Александровского храма.
Торжеству освящения предшествовали подробный осмотр храма и ознакомление с его достопримечательностями со стороны представителей петроградской печати. По почину вице-председателя Императорского Православного Палестинского Общества, члена Государственного Совета, гофмейстера, князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова, представители печати были приглашены 13 декабря в 1 ч. дня, для предварительного обозрения вновь воздвигнутого храма. В назначенный час в храм собрались представители столичной печати и любители церковной старины, живо откликнувшиеся на призыв Общества. По заранее намеченному порядку секретарь Палестинского Общества, почетный профессор А. А. Дмитриевский представил собравшимся свои разъяснения относительно возникновения Николо-Александровского храма, зодчий-строитель С. С. Кричинский сообщил сведения о строительных особенностях сооруженного храма, а известный знаток русской церковной старины В. Т. Георгиевский — о свойствах стенной росписи храма, о выдающихся достоинствах находящихся здесь древних икон и об общем иконописном строе всего храма. Эти предварительные сообщения во всем величии и значении представили повое выдающееся сооружение Императорского Православного Палестинского Общества.
Прежде всего, судьбы храма оказались примечательными в разных отношениях. Сначала часовня во имя св. Александра Невского и Святителя Николая, воздвигнутая благочестивыми торговыми людьми Старо-Александровского рынка в память чудесного спасения Императора Александра II злодейского покушения в Париже в 1867 году, приписанная затем к Сионскому храму в Мирах Ликийских (в Малой Азии), на восстановление которого предназначены были ее доходы, дабы возродить русское паломничество к месту святительской деятельности и кончины великого Угодника Божия, потом небольшой и неудобный храм, построенный в молитвенную память о великом кн. мученике Сергии Александровиче, перешедший в 1911 г. в ведение Императорского Православного Палестинского Общества с назначением содержать его доходами устрояемый Обществом в Бар-граде (в Италии) храм Святителя Николая и при нем странноприимницу для русских паломников, так как «мирликийский» вопрос, в силу исключительных обстоятельств, превратился в вопрос «Бар-градокий». Вновь воздвигнутый Николо-Александровский храм представляет замечательный памятник церковного зодчества, созданный на основе и по руководству древнерусского храмового строительства и весь обвеянный светозарным отблеском старого русского благочестия и озарением глубоко художественной древнерусской самобытной старины.
Храм, построенный по наброску зодчего С. С. Кричинского, строителя известного в Петрограде храма в память 300-летия Дома Романовых, сооружен нaподобие небольших храмов со звонницами, существовавших в Новгородско-Псковской области XV-ХVI в.в. Вследствие незначительных размеров места, отведенного городом под постройку, и положения храма между высокими домами трех пересекающихся улиц, С. С. Кричинский разработал здание церкви значительной высоты, при небольшой площади, дабы постройки не заслоняли и не подавляли нового сооружения. Храм —каменный, одноглавый, перекрыт сводами. Главный купол покоится на широких столпах. Высокие, белые стены храма с длинными узкими окнами снаружи оштукатурены и украшены высеченными на белом камне крестами и узорами, свойственными Новгородскому церковному строительству XIV в. Крыша храма покрыта поливною зеленою черепицею наподобие старинных псковских церквей. Храм имеет построение креста. Звонница храма –Псковского образца XIV в. Вместимость его невелика — до 250 человек. Под храмом подвальной части устроены помещения для духовенства и служащих и палата для заседаний церковного попечительства. Палата сооружена по образцу московских кремлевских дворцовых теремов XVII в., стены ее вверху расписаны под старинный узор, а внизу обиты темно-синей тканью старинного рисунка, стулья и шкапцы сооружены по старинным образцам. Печь в палате сложена из подлинных изразцов XVII в. В храме, как и в палате, проведен свет в старинные паникадила, но стеклянные световые части раскрашены желтою краскою и придают всему храму соответствующее обстановке освещение. Вообще и один внешний вид храма придает ему прекрасный, чарующий облик, который манит богомольцев своею величавою простотой и светлою, радостною стариною а выделяет Николо-Александровский храм из всего многочисленного состава петроградских храмов, как воссоздание древнерусской церковности.
Внутреннее убранство храма сразу переносит богомольцев в Святую Русь XIV — ХV веков, ко временам русских, благочестивых великих князей и царей, собирателей и печальников Русской земли. Святая величавая тишина веет повсюду, церковная древность озаряет своим немерцающим светом этот новый дом молитвы, на всем отражается здесь умиленная сладость старого русского благочестия. За образец внутреннего убранства храма были приняты открытые знатоком иконописи В. Т. Георгиевским, стенные росписи Новгородского Ферапонтова женского монастыря, принадлежащие кисти выдающегося художника времени великого князя Иоанна III Васильевича (1462-1505 г.г.) Дионисия. Исполнение стенной росписи было возложено на художников В. А. Плотникова и В. С. Щербакова, которые с одобрения особого наблюдательного совета под бдительным руководством А. А. Ширинского-Шихматова, с успехом и осуществили возложенное поручение. Изображение Богоматери с коленопреклоненными ангелами, находящееся в алтарном полукружии и подобное соответствующему изображению в Ферапонтовом монастыре, чудные лики св. пророков, предсказывавших о рождении Спасителя от Девы Марии, помещенные на восточных выступных откосах алтаря, величественное изображение евхаристии, начертанное на северной и южных стенах алтаря и таинственно выражающее преподание Господом Иисусом Христом шести апостолам Пречистого Тела и другим шести – Пречистой Крови, вдохновенные лики святителей-составителей литургий: св. апостола Иакова, свв. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Двоеслова, Афанасия Александрийского и Спиридона Тримифудского, находящиеся в нижнем поясе алтаря, светозарное изображение в полушарии главы храма Господа Вседержителя, осененное изображениями ликов архангелов, св. праотцев и евангелистов, выразительные изображения различных событий из жития Святителя Николая и подвигов благоверного князя Александра Невского, многосветлые лики угодников Божиих палестинских, общеславянских и русских, в изобилии украшающие среднюю часть храма, правую и левую его стороны, а также лестницу па хоры и входную паперть, эти изображения своим ярким и выразительным исполнением, голубыми оттенками и верным подобием древнерусской иконописи умиляют душу, вызывают горячий молитвенный восторг и переносит богомольцев в обстановку старого русского благочестия, богатого внутренними неисчерпаемыми силами и глубоким молитвенным воодушевлением.
Самою же ценною и важною достопримечательностью храма нужно считать его четырехрядный иконостас и иконы по стенам храма и в алтаре. В этом отношении Николо-Александровский храм представляет подлинный «уголок древней Руси», так как иконостас и прочие иконы являются подлинниками русской художественной живописи ХV-XVI столетий. Честь их собрания всецело принадлежит вице-председателю Палестинского Общества князю А. А. Ширинскому-Шихматову. Заслуга князя в этом отношении бессмертна и его имя никогда не изгладится из летописи Николо-Александровского храма. Отсылая любознательного читателя к изданному Палестинским Обществом «Краткому описанию Бар-градского Николо-Александровского храма» (Пгр. 1916), мы здесь лишь отметим, что наместный образ-складень Всемилостивого Спаса Нерукотворного относится к ХVI в., представляет прекрасное произведение искусства, помещен в серебряном окладе с украшениями и кругом обложен басмою, а наместный образ Божией Матери «Скоропослушницы» составляет произведение греко-афонского письма, покрыт ризою и венцом с драгоценными камнями большой ценности и является главною святынею храма. В 1885 г., после пожара храма-часовни, эта икона была обретена нетленною в мусоре пепелища, с явными следами огненного опаления, доселе еще неизгладившимися, и своим чудесным спасением, а равно многими, впоследствии явленными, свидетельствами милости Божией, от неё исходившими всем, с верою и надеждою прибегавшим к заступлению и скорой помощи Владычицы, сделалась предметом благоговейного почитания жителей Петрограда.
Вообще, все иконы первого тябла в иконостасе представляют редкое собрание старины ХVI-XVII в. Царские врата — превосходной кисти ХVI в. И второе тябло иконостаса (праздники), равно и третье («чин»), и четвертое (пророки и праотцы) драгоценны по своей красоте и сохранности. Стены около иконостаса - южная, северная и западная, столпы — южный и северный, алтарь с горним местом и тыльная сторона иконостаса, жертвенное отделение и диаконник — все это украшено редкими памятниками рyccкoй иконописи ХVI-XVIII веков и изумляет богомольцев своим подбором и художественным исполнением. Хоругви храма представляют произведение северного письма XVII в., богослужебные принадлежности являются или художественным воспроизведением подлинников ХVI и XVII веков (например, сосуды из чистого золота, напрестольное евангелие, воздвизальный крест, лампады, подсвечники), или подлинными памятниками древнерусского и обронного дела (например, блюдо XVII в.. дарохранительница XVIII в., ковш для теплоты XVIII в. и проч.). Ризница также изготовлена большею частью по старинным образцам.
Таким образом, как можно заключить из выше. приведенного краткого описания, Николо-Алексаидровский храм представляет выдающийся церковный памятник, где благочестивые русские люди созерцают подлинный уголок древней Руси и находятся среди старой родной обстановки, среди красоты и величия древнерусского искусства, под пленительным обаянием старо-русского благочестия и молитвенного воодушевления. И совершение чина освящения Николо-Александровского храма вполне соответствовало по своей торжественности величию и красоте этого церковного памятника.
***
14 декабря, в 5 часов пополудни, во временном помещении Св. Николо- Александровского храма, перед иконою Божией Матери «Скоропослушницы», был прочитан о. иеромонахом Ювеналием акафист, по окончании которого, при колокольном звоне, с хоругвями и крестом, чтимыя иконы Богоматери и Св. Николаи Чудотворца были перенесены в новый храм, встречены здесь настоятелем о. Неофитом с пением: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и временно водворены на особых, нарочито устроенных, поставках посредине храма. Богомольцы, невзирая на довольно холодную погоду, во множестве стояли по обеим сторонам пути, по которому были несены чтимыя святыни храма.
Перед началом всенощного бдения о. благочинным, при участии о. настоятеля храма, на уготованном аналое поставлен был дискос с освященным антиминсом, а на особом столе посредине храма положены все необходимые при освящении престола а жертвенника, одежды и принадлежности. После сего приглашенное для совершения богослужения духовенство стало облачаться, причем о. настоятель иеромонах Неофит и его помощник иеромонах Ювеналий впервые возложили на себя пожалованные нм ко дню освящения храма, в награду за понесенные труды: первый— золотой наперсный крест из Кабинета Его Величества, а второй — золотой наперсный крест, из Святейшего Синода выдаваемый.
В 6 часов вечера началось совершение всенощного бдения, при участии члена Совета Палестинского Общества и председателя Училищного Совета при Св. Синоде, митрофорного протоиерея II. П. Соколова, настоятеля храма иеромонаха Неофита и прочего духовенства. Пел митрополичий хор под управлением И. Я. Тернова. В храме присутствовала Великая Княгиня Ёлисавета Феодоровна, под председательством и при благоволительном содействии которой Палестинское Общество ознаменовало свою деятельность сооружением этого храма. Великую Княгиню сопровождали маститый деятель Общества — генерал от кавалерии M. II. Степанов и казначея Марфо-Мариинской обители в Москве В. С. Гордеева. За богослужением также находились: вице-председатель Палестинского Общества князь А. А. Ширинский-Шихматов, любви и просвещенности которого Общество преимущественно и обязано возникновением нового храма, члены Совета В. К. Десятовский, А. II. Рогович и А. А. Дмитриевский, зодчий С. С. Кричинский и многие члены Общества и постоянные посетители храма, приглашенные на празднество особыми повестками.
Всенощное бдение было совершено с большою торжественностью, при весьма искусном пении хора и в молитвенном подъеме присутствовавших в храме. Освещение храма, восполненное сотнями восковых свечей, которые непрерывно приносились к святым иконам искавшими молитвенной помощи богомольцами, во всей красе и величии явило их взору новое церковное сооружение. Казалось, что Николо-Александровский храм, украшенный святынями древности, восстановил молитвенное общение настоящего с прошлым, тесным духовным союзом объединил новых его богомольцев с древними почитателями святых икон, собрал под своим лучезарным сводом русских людей-богомольцев от востока и запада, от севера и юга и всех их склонил едиными устами и единым сердцем воспевать пречестное имя Господне и восхвалять Святителя Николая и Св. Александра Невского, небесных покровителей вновь сооруженного храма. А чтимая икона Богоматери Скоропослушницы, принесенная в храм с монашеской горы Афона, возносила умы и сердца богомольцев к православному Востоку и объединила их духовным общением со средоточием молитвенно-созерцательной жизни всего православная мира. И предносился духовному взору богомольцев древний Сионский храм в Мирах Ликийских, где литургисал великий Угодник Божий Николай, ныне с высоты благословляющий своею десницею новый храм его имени. Торжественно прославлялся в молитвенном сознании присутствовавших и итальянский Бар-град, где почивают святые мощи великого Чудотворца, для возвеличения которых достойным русского имени церковным сооружением и назначен жить петроградский Николо-Александровский храм. А лик царственного Святого Русской земли, благоверного князя Александра Невского, обращал внимание богомольцев к небесному предстательству за наше Отечество и необоримому покровительству в лихие времена иноземного нашествия, к молитвенной памяти о мучениках Царе и Князе, живот свой положивших за благо Родины и призывал горячо и усердно молиться за Царствующий Дом и всероссийское христолюбивое воинство в годину тяжких для всех испытаний, созданных тевтонским засильем. В молитвенном одушевлении было совершено первое богослужение в новом Николо-Александровском храме, и дух благочестия, унаследованный от предков, витал в этом священном сооружении, как верный и светлый залог грядущего и плодотворного его назначения.
***
В десятом часу утра 15 декабря ласкающий слух колокольный звон, раздавшийся с храмовой древней звонницы, возвестил благочестивым русским людям о предстоящем чине освящения Николо-Александровского храма. Скоро храм наполнился богомольцами. Собрание присутствовавших возглавлялось великою княгинею Елисаветою Феодоровной, которую сопровождали генерал от кавалерии M. II. Степанов в В. С. Гордеева. К глубокому сожалению, князь А. А. Ширинский-Шихматов, более других потрудившийся в деле устройства и украшения храма, не смог вследствие внезапно постигшей его болезни, прибыть на торжество освящения. На торжестве также присутствовали: княгиня Л. П. Ширинская-Шихматова с сыном, Министр Народного Просвещения граф II. Н. Игнатьев, Министр Юстиции т. с, А. А. Хвостов с супругою, Обер-Прокурор Св. Синода А. Н. Волжин, Товарипц Министра Иностранных Дел гофмейстер А. А. Нератов, член Государ. Совета А. П. Рогович, начальник Царскосельского дворцового управления князь Путятин, графиня Гейден, генерал Бенекен, графиня С. А. Игнатьева, свиты Его Величества г.-м. Дашков, ктитор нового храма г.-м. II. II. Цытович, полковник Д. II. Ломан, д. с. с. В. Т. Георгиевский и црофессора A. А. Дмитриевский и И. И. Соколов и многие другие.
Литургию и чин освящения храма совершал митрофорный протоиерей П. И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А. С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В. Д. Акимова пи двух местных иеромонахов о.о. Неофита и Ювеналия, иротодиакона Казанского собора о. Феодорова и двух диаконов, при хоре митрополичьих певчих, под управлением И. Я. Тернова.
Уставной чин освящения произвел на присутствовавших в храме неизгладимо сильное впечатление. Протоиepeй П. И Соколов и прочие духовные лица бали облачены в драгоценные ризы древнерусского образца Проникновенное чтение положенных по чину молитв явили богомольцам величие совершавшейся тайны освящения нового жилища Божия, а умилительное пение тропарей и ирмосов раскрыло силу и действенность Божественной помощи и небесного благоволения людям. При пении псалма: «Суди ми Господи», исшедшие из алтаря о. благочинный окропил стены храма святою водою, a протоиерей B. А. Акимов помазал их св. миром, По возглашении о. протоиереем П. И Соколовым: «С миром изыдем», последовал выход из храма с св. антиминсом. Крестный ход вокруг храма с антиминсом и св. мощами по случаю стоявшего сильного холода был отменен и священнослужащие вошли со св. антиминсом в крытую паперть, отделенную от храма дверью и нарочито повешенным новым полотном. Туда же изволила шествовать за крестным ходом Ея Высочество. В это время, незабвенными для присутствующих по значению и действенности, послышались возгласы священнослужителя — «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», и ответное пение хора певчих: «Кто есть сей Царь славы?». Господь сил, той есть Царь славы — проникновенно возгласил предстоятель... Господь сил, той есть Царь славы – громогласно воспели певчие... И внезапно руками священнослужителей раздралась завеса, заграждавшая вход во храм, духовенство торжественно вошло внутрь его, и Господь сил и Царь славы утвердил новое Свое жилище, воссиял невечерним Своим светом в освященном храме и благоволил отныне и навсегда «принимать наши в нем непрестанно приносимыя Ему моления». Наконец вдохновенно, при общем коленопреклонении, прочитанная предстоятелем молитва («Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый») была общим ко Господу молением о ниспослании Пресвятаго Духа на всех пребывавших в «небоподобном» храме и о даровании небесной помощи и заступления «сотворившим здание сие и храма освящение».
Окончился чин освящения, и новое жилище имени Господня и славы Господней озарилось блеском и сиянием неземного Своего величия. Уходящая в небесную высь икона Господа Вседержителя осеняла своим действенным благословением и храм, и пребывающих в нем. Стенная живопись во всей яркости и выразительности изображала события земной жизни и небесного заступления Пресвятой Владычицы нашей и Богородицы, по молитвам Святителя Николая, св. Александра Невского и целого сонма святых угодников и ходатаев наших, прославленных церквами Русской восточными — греческими и славянскими. А в древнем многоярусном иконостасе ожили всей полнотою ярких и выразительных красок лики Богоматери и всех святых и многогласным хором молитвенного заступления предстателельствовали пред Спасителем, преподавшим первее Своим Ученикам и Апостолам, a потом — и всем верующим в Него Пречистое Тело и Честную Кровь Свою в таинстве евхаристии.
Началась литургия и первое совершение в новоосвященном храме таинства евхаристии. Проникновенные молитвенные возгласы священнослужителей и художественное пение митрополичьего хора, благоговейное стояние сонма богомольцев и торжественно-праздничная обстановка храма — все это свидетельствовало об исключительности происходящего светлого празднества, умиляло душу, вознооило сердце горе и объединяло всех в общем молитвенном подъеме. С особым умилением выслушивались возгласы о строителях, благотворителях, украсителях и попечителях нового храма, и весь сонм присутствующих, как один человек, благословлял в своих молитвах преданных Церкви деятелей. Печально прозвучало просигельное моление о здравии болящего раба Божия, болярина Алексия, лишь накануне торжества сломленного внезапным недугом, лишенного возможности присутствовать в храме, но, конечно, всею душою своею проникнутого единением с участниками церковного торжества. A после - долго еще раздавались радостные звуки праздничных возгласов и песнопений, воспевавшие победную песнь Божественной литургии.
По окончании литургии, в храме было совершено молебствие, завершившееся провозглашением многолетия Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу, Августейшему Председателю Императорского Православного Палестинского Общества Великой Княгине Елисавете Феодоровне, Августейшему почетному ктитору храма Великому Князю Михаилу Александровичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и и благоукрасителям св. храма, членам Императорского Православного Палестинского Общества, победоносному воинству и всем православным христианам. Затем, при общем благоговейном преклонении колен, была провозглашена «вечная память» в Бозе почивающим Императорам Александру II и Александру III и Великому Князю Сергию Александровичу. Наконец, совершавший освящение Николо-Александровского храма протоиерей П. И. Соколов произнес следующее назидательное слово:
«Небо многосветлое церковь показася, вся просвещающая верныя» (кондак 13 сентября).
«Такими словами выразила Св. Церковь свой восторг по поводу обновления благолепного храма, построенного Св. Равноапостольным Царем Константином. Да позволено будет применить эти слова к только что освященному храму. Поистине прекрасен, благолепен сей храм, так что напоминает собою небо.
Храм сей памятник любви русского народа к своему Царю и Его Царскому Роду. Сначала на месте сего храма на средства русских людей построена была часовня в память чудесного спасения от смертной опасности в Бозе почивающаго Государя Императора Александра II в Париже; потом к этому радостному воспоминанию присоединилась скорбно-мученическая кончина Благоверного Государя, Великого Князя Сергия Александровича, а часовня, после небольшого увеличения, перестроена в храм. Теперь Императорским Православным Палестинским Обществом на месте старого храма-часовни, построен новый храм, большего размера и гораздо лучше украшенный. Новый храм представляет здание подобное древнерусским храмами XIII-XIV веков Новгородско-Псковской области. Заботами Августейшего Председателя Императорского Палестинского Общества, старанием Вице-Председателя и Попечительства, храм украшен старинною стенною росписью по образцам древнего Ферапонтова монастыря Новгородской епархии и имеет весьма ценный иконостас, с подлинными иконами русского письма XV и ХVI в.в.
Какою древностию, какими достопамятностями дышит сей храм и его убранство! Восходя мысленно ко времени написания подлинников стенной росписи и к началу существования икон, невольно припоминаешь то время, когда древние художники и иконописцы совершали свое дело со страхом Божиим, писали иконы с постом, молитвою и песнопениями церковными, как великое дело Божие, и своею чистотою жизни и благочестием приготовляли свой труд к освящению, к восприятию благодати Божией. Какое умилительно-доброе, чудное было время!
Храм наш милостию Божиею освящен. Он теперь дом Божий, жилище Самого Христа Господа. Некогда Господь Иисус Христос, стоя в Иерусалимском храме, возгласил: «аще кто жаждет, да прийдет ко Мне и пиет». Господь говорил о жажде духовной, о жажде сердец, беспокоенных ввутренно, неудовлетвореняых и отвне, о жажде правды и истины, о жажде душевного мира и любви к Богу и ближним, о жажде счастья и блаженства. Всего этого жаждем все мы: ко всему этому усиленно стремимся, всего желаем и ищем. Отзовемся же на призыв Господа. Будем чаще ходить в храм Божий; будем изливать здесь свои души. С тех пор, как нашим недостоинством провозглашено вступление в Сей храм Царя Славы, Христос Спаситель — здесь, Он невидимо среди нас и зовет нас к Себе. Аще кто жаждет, и приидет к Нему и пиет.
Переживаемое время тяжкое для нашего Отечества. Другой год Отечество ваше ведет войну с врагом сильным и жестоким. С трех сторон враг нападает на нас. Многие грады и веси уже в его руках. Тем не менее мы не должны падать духом, не должны терять терпение и малодушествовать. По заветам нашей веры, мы, употребляя со своей стороны все усилия к тому, чтобы одолеть врага, должны искать помощи у Господа Бога, Пречистой Его Матери и святых угодников Божиих.
Храм наш посвящен Святителю и Чудотворцу Николаю Мирликийскому и Благоверному Великому Князю Александру Невскому. Святитель Божий Николай искони особо чтится в нашем Отечестве. Воинство наше, как сухопутное, так и морское почитает Святителя Николая, как особого своего небесного молитвенника и заступника. В летописях наших войн рассказывается о многих случаях, когда угодник Божий Николай благословлял русское оружие, спасал от поражений, и помогал одерживать победы. Есть свидетельства о многих таких милостях угодника Божия и из современной войны.
Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский, живя на земле, неоднократно поднимал оружие для защиты своей страны от врагов а каждый раз побеждал. Но он свои победы относил не к себе, не к своей храбрости или воинскому искусству, а к милости Божией, заступничеству угодников Божиих.
Памятуя все это, будем молиться Матери Божией, покровителям нашего храма Святителю и Чудотворцу Николаю и Благоверному Великому Князю Александру, да испросят они у Царя славы, Господа Иисуса Христа благословения в ратном деле Благочестивейшему Государю нашему, Императору Николаю Александровичу, да дарует ему Господь победу над врагами, да избавит его от скорбей на радость и счастье всего русского народа.
Благо стране, в которой вера Христова жива и действенна. Благо народу, в котором пламенеет любовь к Богу и Царю, Не победить такой народ никакому врагу. В Боге его сила, в Нем и надежда. Аминь!»
***
По окончании литургии, приложившись к кресту, Ее Высочество, священнослужители, члены Императорского Православного Палестинского Общества и Николо-Александровского попечительства, почетные гости и строители храма были приглашены в палату под храмом. Здесь на секретаря Общества А. А. Дмитриевского, за болезнию главного хозяина и неустанного руководителя и вдохновителя всего, что касалось благоукрашения нового храма, князя А. А. Ширинского-Шихматова, выпала высокая честь принимать Августейшего Председателя Общества и всех почетных гостей. Ее Высочество, проследовав в палату чрез входную дверь в восточной стороне храма. Прежде всего удостоила своим милостивым вниманием супругу Вице-Председателя Л. П. Ширинскую-Шихматову и, осведомившись о здоровье князя, передала ей просфору, которая, по желанию Ее Высочества была вынута на проскомидии за здравие болящего болярина Алексия. Затем A. А. Дмитриевский представил Ее Высочеству членов Попечительства вновь освященного храма, ближайших сотрудников и деятелей, а также служащих в учреждениях и школах Общества на православном Востоке, находившихся в данное время в Петрограде. Августейший Председатель изволила удостоить некоторых из них милостивой беседы о современном положении учреждений Общества в Палестине и Сирии. После сего секретарь Общества обратился к Великой Княгине Елисавете Феодоровне с следующей приветственною речью:
«Ваше Императорское Высочество!
Совет Императорского Православного Палестинского Общества и Попечительство Николо-Александровского храма, осчастливленные Вашим милостивым вниманием и личным участием на молитвенном торжестве в нашем новом благолепном храме считают своим долгом принести Вашему Императорскому Высочеству свою всепреданнейшую глубокую благодарность. Ныне членам Попечительства естественно привести себе на память, что своим изящным видом и убранством, согласно подлинным образцам древнерусского строительного искусства и иконописи, настоящий храм, можно сказать, прежде всего, обязан Вашему Императорскому Высочеству. Вам угодно было отвергнуть выработанный Попечительством первоначальный образец настоящего храма, сходный со скитским храмом во имя Св. Николая Валаамской обители и обратить мысль и думы Попечительства к памятникам древнерусского строительного храмового зодчества горячею и верною ценительницей коего Вы со всей ясностью явили Себя уже в Москве в Марфо-Мариинской общине. Ваша поистине счастливая мысль — перенести на берег Невы Великой, в самую бойкую часть Петрограда, прекрасный и изящный памятник древнерусского храмового строительного искусства и поставить его как бы в сравнение с громадными храмами нашей столицы – с соборами Исаакиевским и Казанским — была воспринята с полною отзывчивостью и любовью знатоком и горячим поклонником древнерусского искусства досточтимым князем А. А. Ширинским-Шихматовым, ныне в радостный для нас день, к глубокому сожалению, прикованным к одру болезни. Отдавшись этой мысли с изумительным рвением, до полного самозабвения и истощения своих некрепких телесных сил, он, при помощи избранных сотрудников, вполне успешно, как это теперь может видеть всякий, и осуществил ее. Близкая душе Вашего Императорского Высочества мысль, таким образом, нашла для себя прекрасное выражение в камне и красках настоящего освященного храма, а его дивный иконостас и многочисленные иконы являют взору молящихся подлинные замечательные образцы древнерусского художественного творчества. Преисполненные чувством живой радости и горячей благодарности за все сие, Совет Палестинского Общества и Николо-Александровское Попечительство всепреданнейше просят Ваше Императорское Высочество милостиво принять на память о нашей сегодняшней совместной молитве древний складень, освященный в нашем новом храме».
Ее Высочество, приложившись к складню и передав его генер. от кавалерии M. П. Степанову, состоящему при Ее Высочестве, изволила благодарить Совет Общества и Попечительство за ценное подношение. После сего Секретарь Общества A. A. Дмитриевский, приняв на руки от делопроизводителя Общества В. Д. Юшманова, бывшего незаменимым сотрудником на этих торжествах, художественную по исполнению копию иконы чтимой святыни храма Божией Матери «Скоропослушницы», произнес:
«Ваше Императорское Высочество!
В радостный день освящения своего храма Совет Общества и Попечительство, повергая пред Ее Величеством Государыней Императрицею Александрою Феодоровною чувства беспредельной верноподданнической преданности, выражают горячее желание поднести настоящую икону, усердно просят Ваше Императорское Высочество быть выразительницею одушевляющих всех нас чувств и передать Ее Императорскому Величеству сию Св. икону».
Ее Императорское Высочество на это изволила ответить:
«Государыня Императрица еще сегодня изволила расспрашивать о храме вашем и выражала даже желание быть даже на освящении, но страшный холод помешал Ее намерению».
После сего А. А. Дмитриевским поднесены были иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и Святителя Николая от имени Попечительства всем священнослужителям, принимавшими участие в освящении храма, и спутниками Великой Княгини, а Ее Императорское Высочество благословила членов Попечительства, строителей храма в художников нарочито заготовленными иконками Б. М. «Скоропослушницы» в басменных окладах.
Помощник Августейшего Председателя Палестинского Общества ген. от кавал. М. П. Степанов роздал Высочайшие награды членам Попечительства и строителям храма. Расписавшись первою в изящной, наподобие старинной рукописи, книге почетных посетителей, Ее Высочество изволила отбыть из храма в Царское Село. Оставшимся почетным гостям и строителям, по русскому обычаю, был предложен чай с плодами и печеньем.
Проводив гостей, члены Попечительства в полном составе поспешили к князю А. А. Ширинскому-Шихматову, чтобы навестить болящего и разделить с ним свою радость по поводу завершения создания прекрасного храма, которому отдано было князем столько напряженных трудов, приведших к печальному положению его здоровья. Отец настоятель храма иеромонах Неофит у постели больного князя, принявшего приехавших в спальне, произнес краткую прочувствованную речь и от имени Попечительства благословил князя иконою Б.М. «Скоропослушницы», пожелав при этом ему скорого восстановления здоровья и сил для дальнейшей работы на пользу Общества. Князь, видимо взволнованный искренним проявлением к нему трогательных чувств благодарности и сочувствия со стороны членов Попечительства, с которыми он много поработал в деле создания храма, сердечно благодарил всех членов, уделив некоторое время на обмен с ними впечатлениями по поводу оконченного торжества.
***
Громадная толпа народа с нетерпением ожидала на площади окончания торжества освящения храма. И, как открылись его священные двери, богомольцы густою и непрерывною вереницею направились в храм. Сотни свечей были возжены пред святыми иконами, началось непрестанное служение молебнов пред чтимою иконою Богоматери «Скоропослупшицы», слышны были молитвенные стенания и сокрушенны вопли, тесною чередой прикладывались благочестивые русские люди к святым иконам и долго и много стояли они в священном восторге и благоговейном изумлении пред исключительным собранием великого сонма древних святынь, слышавших мольбы и моления далеких наших предков. Великая радость изображалась на лицах богомольцев, благоговейная молитва осеняла их души, и слова искренней, от сердца исходившей, благодарности невольно обращались к тем, кто замыслил, устроил и украсил благолепный Николо-Александровский храм. И такое непрерывное стечение богомольцев в этот дивный храм происходит и до настоящего дня. В этом явлении заключается самое отрадное, верное и знаменательное оправдание пользы, важности и необходимости завершенного Палестинским Обществом сооружения.
В тот же день во вновь освященном храме было совершено торжественное всенощное богослужение. Храм был переполнен богомольцами, спешившими насладиться велелепием его убранства и созерцанием памятников художественной старины. Так как второй день — 16 декабря —предназначался, по расписанию, для торжественной службы в память создателей и благотворителей храма, а равно и за всех верных слуг Царя и Отечества, крамолою убиенных, в молитвенную память коих в роды родов, по благочестивому желанию Ее Императорского Высочества был заложен настоящей храм, то по сему, во время всенощного бдения, после 6-й песни канона, была произнесена за них заупокойная ектенья и прочитан Синодик храма, а по окончании всенощного бдения отслужена краткая заупокойная лития.
На другой день (ктиторский) в новоосвященном храме соборне, во главе с настоятелем храма о. Неофитом, была отслужена литургия, при громадном стечении народа. За литургиею на заупокойной ектенье поминались имена в Бозе почивших Императоров Александра II и Александра III, Великого Князя Сергия Александровича, болярина Петра (Столыпина), болярина Алексия (графа Игнатьева) и других, при исполнении ими долга на службе Царю и дорогой родине крамолою убиенных. К незабвенным именам мучеников, пострадавших за благо и славу нашего отечества, присоединены были имена всех благотворителей и благоукрасителей нового храма, по неисповедимым судьбам Божиим, не вкусивших вожделенной радости осуществления их искреннего благого желания – стоявший на сем месте храм видеть не только расширенным, но и велелепно украшенным. Вместо причастного проф. А. А. Дмитриевский произнес слово на стих псалма: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он». В слове своем проповедник, познакомив слушателей с. кратким очерком нового храма, обратил внимание их главным образом на внутреннее убранство храма и на основную мысль, положенную строителями и художниками в его стенную роспись. Живое слово с обращением внимания слушателей на иконописные изображения на стенах, произвело на них благоприятное впечатление, и многие богомольцы храма, после литургии, горячо благодарили проповедника за данные объяснения. Торжественною панихидою по почившим ктиторам благотворителям храма, с прочтением полностью всего «Синодика», художественно написанного для Николо-Александовского храма одним московским краснописцем, завершились церковные торжества освящения храма.
К обычному богослужению на третий день ожидалось прибытие Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, но, задержанная в Царском Селе, Она появилась в храме уже по окончании литургии, имея своими спутниками князя Юсупова-Сумарокова-Эльстон и его супругу, пожелавших осмотреть новый храм и достопримечательные памятники художественной церковной старины. Встреченная, при входе в храм, членами Попечительства и строителем храма зодчим С. С. Кричинским, Ее Императорское Высочеотво попросила о. настоятеля храма иеромонаха Неофита отслужить молебен Божией Матери Скоропослушнице пред Ее чтимою иконою, украшенною усердием богомольцев и помещенною, по мысли князя А. А Ширинского-Шихматова в иконостасе, в киоте, представляющем точное произведение киота чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Московском Успенском соборе. После молебна Ее Высочество вместе со своими спутниками изволила под руководством знатока древней иконописи В. Т. Георгиевского и проф. А. А. Дмитриевского подробно осматривать все древние иконы храма и достопримечательные предметы церковной ризницы, выражая при этом свой восторг и изумление, - каким это образом князю А. А. Ширинскому-Шихматову удалось так много собрать в своем храме ценных предметов художественной церковной старины. При осмотре находящейся в иконостасе в нижнем тябле иконы, изображающей Св. Николая, архиепископа Мирликийского, и Царицу Александру, счастливо соединяющих на одной доске ангелов благополучно ныне царствующих Государя Императора и Государыни Императрицы, Ее Высочеству был представлен московский собиратель древних икон М. И. Тюлин, принесший в дар храму эту икону и много помогавший князю А. А. Ширинскому-Шихматову в его розысках художественной церковной старины. Ее Высочество изволила милостиво благодарить жертвователя. Простившись с членами Попечительства и выразив надежду в скором времени молиться в храме, Ее Высочество отбыла из храма.
Направляясь в этот день в Николо-Александровский храм, Ее Высочество осчастливила своим посещением болящего князя А. А. Ширинского-Шигхматова.
***
Так завершилось знаменательное в летописи Императорского Православного Палестинского Общества событие – торжество освящения Св. Николо-Александровского Бар-градского храма.
Да будет же этот храм в Петрограде вечным памятником славного древнерусского церковного искусства, священным домом непрестанных молитв ко Господу, Пречистой Его Матери и всем святым, залогом общения нашей Родины с далекими Бар-градом и свидетелем трудов и забот Императорского Православного Палестинского Общества о благочестивом русском народе.
Публикуется по тексту: [Дмитриевский А.А.] Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. Петроград. Типография В.Ф. Киршбаума, д. М-ва финансов, на Дворц. площ. 1917.
OCR Л.Н. Блинова. 21.01.2019
Ранее публ.: Дмитриевский А.А. Освящение Бар-градского Николо-Александровского храма в Петрограде. // Сообщения Имп. Православного Палестинского общества. 1916. T. XXVII. C. 184–203.