RSS
Написать
Карта сайта
Eng

Россия на карте Востока

Летопись

3 августа 1856 император Александр II утвердил Устав Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ)

3 августа 1888 преподаватель КДА А.А. Дмитриевский завершил знакомство с Александрией и направился в Афины

4 августа 1811 родился исследователь Православного Востока, основатель первого музейного собрания христианских древностей П.И. Севастьянов

Соцсети


Императорское Православное Палестинское Общество. Обзор истории с момента основания до 1917 г.

История изучения

Среди русских учреждений, работавших на Ближнем Востоке, особое место принадлежит Палестинскому Обществу. (До 1917 г. и после распада СССР — Императорское Православное Палестинское Общество.)  Общество было основано в 1882 г. с тремя основными задачами: обслуживание русских паломников в Палестине; распространение православия среди местных жителей; научное изучение древностей Палестины и всего Ближнего Востока в целом.

История Общества описана в настоящее время по своим признакам прекрасно, так как источники по его истории многочисленны, а изучение деятельности Общества насчитывает уже более 100 лет. Общепринятой классификации этих документов нет, хотя по внешним характеристикам легко выделить три группы:

• официальные документы Общества — журналы заседаний Совета Общества, отчеты о деятельности как Общества в целом, так и его епархиальных подразделений, законы общегосударственного значения, касающиеся Общества;

• публикации Общества — Православный Палестинский сборник (Палестинский сборник); Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества (СИППО), отчеты Общества о деятельности за год1;

• воспоминания людей, так или иначе причастных к деятельности Общества2.

Все работы по истории Общества можно условно подразделить на две группы. Более многочисленна та, авторы которой рассматривают Императорское Православное Палестинское Общество по преимуществу в рамках истории православия и Православной церкви. Сравнительно немного иных работ, авторы которых рассматривают историю Общества с академических позиций, видя в ней не только историю православия, но и внешнюю и внутреннюю политику России в целом.

Начало изучения истории Общества восходит к 1891 г., году публикации первого серьезного обобщения всех сторон жизни Общества за девять лет3. Первой обстоятельной монографией по истории Общества была книга А. А. Дмитриевского, написанная в 1907 г., которая содержала систематизированное изложение предыстории Общества, обстоятельств его возникновения и первых лет существования, до 1889 г.4 Судя по заголовку, А. А. Дмитриевский собирался продолжить свою работу по систематическому изложению истории Общества, однако эти планы не осуществились. Книга была переиздана в 2008 г. в издательстве Олега Абышко со вступительной статьей и послесловием Н. Н. Лисового5.

__________________
1 О публикациях Общества см. важный аналитический обзор Г. З. Пумпян: Пумпян Г. З. Издательская деятельность и публикации Императорского Православного Палестинского Общества (1881-2007) // Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества 1881-2007. СПб., 2009. С. 360-437.
2 Об этих документах см., например: Оде-Васильева К. В.: 1) Мои воспоминания об академике И. Ю. Крачковском // ПС. М. ; Л., 1956. Вып. 2 (64-65). С. 127128 ; 2) Взгляд в прошлое // ПС. М. ; Л., 1965. Вып. 13 (76). С. 171-176.
3 Императорское Православное Палестинское Общество : Очерк его деятельности за 1882-1890 гг. / сост. Е. Греков (Палеолог). СПб., 1891.
4 [Дмитриевский А. А.] Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907 гг.) : ист. зап., сост. по поручению Совета О-ва проф. А. А. Дмитриевским. СПб., 1907. Вып. 1 : Русские учреждения в Св. Земле до 1889 г.
5 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907 / вступ. ст. и послесл. Н. Н. Лисового. М. ; СПб., 2008. Вступление к книге (С. 5-72) представляет собой биографию А. А. Дмитриевского. Послесловие к книге — статья Н. Н. Лисового «Императорское Православное Палестинское Общество: 125 лет служения Церкви и России» (С. 371-432). Эта же самая статья практически без изменений представлена в приложениях ко второму изданию Указателя трудов Императорского Православного Палестинского Общества (1881-2007 гг.) (Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества (18812007 гг.). 2-е изд., испр. и доп. / Б-ка Рос. акад. наук ; Императорское Православное Палестинское Общество ; науч. рук. В. П. Леонов ; отв. ред. Н. Н. Лисовой. СПб., 2009).

Впоследствии, до конца советской эпохи, на русском языке по истории Общества опубликовано только пять статей, четыре из которых были посвящены школам Палестинского Общества в Палестине и Сирии6.

Заметное оживление в изучении и истории Палестинского Общества и в целом истории русского присутствия на Ближнем Востоке наступает после 1991 г.

В 1991 г. вышел в свет сборник архивных материалов «Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века» (М., 1991). Каждый раздел сборника предваряется обстоятельной вступительной статьей.

Автору данной работы уже доводилось писать краткий обзор содержания находящихся в Петербурге архивных документов по истории Палестинского Общества как дореволюционного периода, так и советского времени7.

Ценный сборник документов о русском присутствии в Палестине «Россия в Святой Земле. Документы и материалы» был опубликован в 2000 г.8 В двухтомнике собраны документы обо всех русских учреждениях, действовавших в Палестине на рубеже XIX-XX вв. Все документы взяты из архивных собраний, хранящихся в Москве.

В первом томе издана подборка некоторых документов, отражающих деятельность Палестинского Общества. По сравнению с общим объемом тома (721 с.), документы о деятельности Палестинского Общества занимают сравнительно немного места (С. 256-405). Другие разделы первого тома сборника показывают, что его составители особое внимание уделили земельным владениям Палестинского Общества — истории их приобретения, застройки и освоения. С сожалением приходится отметить тот факт, что организация просвещения арабского населения и научная деятельность членов Палестинского Общества интересовала составителей сборника лишь отчасти.

_________________
6 Старокадомский М. А. О культурно-просветительской деятельности Палестинского Общества на Ближнем Востке // ПС. М. ; Л., 1965. Вып. 13 (76). С. 177184 ; Тихвинский С. Л. 90-летие Российского Палестинского Общества // ПС. Л., 1974. Вып. 25 (88). С. 162-166 ; Шарафутдинова Р. Ш. Русско-арабские культурные связи (странички из истории русско-арабских школ) // ПС. Л., 1978. Вып. 26 (89). С. 54-59 ; Мещерская Е. Н., Юзбашян К. Н. Столетие Российского Палестинского Общества // ПС. Л., 1986. Вып. 28 (91). С. 3-9.
7 Грушевой А. Г. Императорское Палестинское общество (по петербургским архивам) // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге / под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995. С. 134-156. 8 Россия в Святой Земле : Документы и материалы : в 2 т. М., 2000.

Интерес представляет также номер культурно-просветительского журнала «Аль-Джазира» за 2000 г. Номер посвящен конференции по случаю 150-летия со дня основания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и 115-летию создания Императорского Православного Палестинского Общества в России (Назарет, 29.11.1997). В журнале опубликованы — как можно полагать — сокращенные варианты докладов участников конференции.

В 2000 г. была опубликована весьма содержательная и интересно написанная работа К. Н. Юзбашяна «Палестинское общество. Страницы истории». Текст К. Н. Юзбашяна четко делится на две части: история Палестинского Общества до 1917 г. и после 1917 г. Автор данной статьи смог обнаружить четыре версии текста указанной работы.

Полностью работа издана в двух номерах научного журнала «Исторический вестник» Воронежско-Липецкой патриархии (2000. № 2 (6); 3-4).

Первая часть этой работы, освещающая события до 1917 г., воспроизведена в сети Интернет на официальном сайте Палестинского Общества9. (Прим. Ros-Vos. На официальном сайте ИППО так же, как и на нашем сайте, упомянутая статья Юзбашяна приведена в полном объеме - обе части даны вместе).

Обе части работы воспроизведены на сайте «Символ веры» под названием «Палестинское общество. История становления. Часть 1, часть 2»10. В этой своей версии работа К. Н. Юзбашяна снабжена большим количеством прекрасных фотографий археологических памятников Палестины. Однако не ясно, кто размещал тексты и фотографии на сайте. Вероятнее всего, фотографии принадлежат тому, кто размещал текст в Интернете, но не К. Н. Юзбашяну. (Прим. Ros-Vos. Сайт "Символ веры" самовольно отредактировал текст статьи Юзбашяна, как и в др. статьях по тематике ИППО - изменил заголовки, добавил фотографии (также размещенные с нарушением авторских прав), убрал фамилию автора и не поставил ссылку на первоисточники - офиц. сайт ИППО и его Иерусалимского отделения. См. заявление Управления делами ИППО "О несанкционированном использовании материалов ИППО коммерческими сайтами «Символ веры», «Православный Иерусалим» и сетью аффилированных блогов". Доверять сайту "Символ веры" как источнику никак нельзя). 

Источником всех интернет-публикаций является текст, изданный в журнале «Исторический вестник».

Часть того же самого текста, являющаяся обзором деятельности Палестинского Общества в советское время, опубликована в несколько иной редакции по отношению к исходной версии и с другим заглавием в качестве одного из приложений к Указателю трудов Палестинского Общества11.

Такое внимание к работе К. Н. Юзбашяна представляется совершенно закономерным и естественным, поскольку речь идет об одной из лучших работ по истории Общества, написанных с академических позиций. Далее ссылки на работу К. Н. Юзбашяна о периоде до 1917 г. даются по тексту, размещенному на сайте «Символ веры».

_________________
9 URL: http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/palestmskoye-obscheestvo-stranitsy-istorii.html. Первая часть также размещена на сайте православных паломников: URL: http:// www.palomnic.org/ippo/h/1.
10 URL: http://www.simvol-veri/xp/palestinskoe-obshestvo.-istoriya-stanovlemachast1. html ; http://www.simvol-veri/xp/palestinskoe-obshestvo.-istoriya-stanovleniachast2. html. Обе части работы также размещены в сети Интернет в библиотеке Якова Кротова: URL: http://www.krotov.info/history/19/57/yuzb01.html ; http:// www.krotov.info/history/19/57/yuzb.02.html.
11 Юзбашян К. Н. Деятельность Российского Палестинского Общества в 1917-1991 гг. // Указатель трудов ... С. 324-343.475

Уже после 2000 г. на русском языке были опубликованы два монографических исследования о Палестинском Обществе и его деятельности: Махамид О. Россия и Палестина: диалог на рубеже XIX-XX веков. СПб., 2002; Ямиленец Б. Ф. Россия и Палестина : очерки политических и культурно-религиозных отношений. М., 2003.

По своей структуре обе работы во многом сходны, в них кратко излагается история Общества на основе одних и тех же источников. Разница между исследованиями заключается в степени подробности охвата источников и в авторских предпочтениях.

Так, Омар Махамид на примере судеб конкретных выпускников семинарий и школ Палестинского Общества прослеживает прежде всего роль школьных учреждений Общества в формировании арабской интеллигенции. Архивные материалы использованы в работе незначительно. В его книге приводится краткий очерк истории и деятельности учреждений Палестинского Общества до 1917 г., описание просветительской деятельности Общества, а также прослеживаются судьбы четырех палестинских писателей — выпускников школ Палестинского Общества.

Работа Б. Ф. Ямиленца подготовлена на основе архивных материалов, хранящихся в Москве; документы, хранящиеся в Петербурге, им не использованы. Эта книга, написанная с академических позиций, является образцовым исследованием по истории Палестинского Общества и всех иных российских структур в Палестине.

Тремя годами позже, в 2006 г., было издано исследование Н. Н. Лисового, одного из составителей упомянутого выше двухтомника «Россия в Святой Земле», под названием «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.» (М. : Индрик, 2006). Исследование построено как обстоятельный комментарий к документам, опубликованным в 2000 г. Н. Н. Лисового прежде всего интересует история всех русских учреждений в Палестине, а также обстоятельства приобретения ими того или иного земельного участка. В составе книги есть подробный очерк (Гл. 7. С. 160-224) о деятельности Палестинского Общества. Некоторые разделы книги Н. Н. Лисового размещены на официальном сайте Палестинского Общества12. Н. Н. Лисовой является также автором общего обзора истории Палестинского Общества от момента основания до XXI в.13

___________
12 http://www.ippo.ru. 13 Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское Общество. XIX-XX-XXI вв. // Отечественная история. 2007. № 1. С. 3-22. Статья размещена также на официальном сайте Палестинского Общества.

Достаточно много материалов по истории Палестинского Общества опубликовано в вып. 105, 106 Православного Палестинского сборника (соответственно М., 2007; 2008). Значительную часть вып. 105 составляют материалы конференции «Иерусалим в русской духовной традиции». В вып. 106 опубликованы выступления участников конференции, посвященной «Хождению игумена Даниила» в истории русской Церкви и культуры.

В последние годы были изданы две работы, подводящие итоги научной деятельности Палестинского Общества до 1917 г. Прежде всего это публикация Е. Н. Мещерской, дьякона Александра Мусина и М. Б. Пиотровского об итогах археологических изысканий в Палестине, проводившихся российскими исследователями14. Чуть позже вышла книга А. В. Крылова и Н. М. Сорокиной, где рассматривается роль деятельности Палестинского Общества для отечественного востоковедения в целом. Авторы этой книги не ограничиваются только характеристикой археологических изысканий, но и приводят краткое описание важнейших научных публикаций в номерах Православного Палестинского сборника, а также деятельности известных российских востоковедов, связанных с Палестинским Обществом15.

Особого упоминания заслуживает вышедший в 2009 г. вторым изданием Указатель трудов Палестинского Общества с момента основания по 2007 г. Помимо списка всех публикаций, осуществленных под эгидой Палестинского Общества, и тематических указателей книга содержит в виде приложений несколько очень важных статей. Прежде всего это статья Н. Н. Лисового с обзором истории Общества до 1917 г.16 Далее идет великолепно написанная статья К. Н. Юзбашяна о деятельность Общества в советский период17. А. А. Долинина опубликовала в этом сборнике несколько важных документов, характеризующих деятельность И. Ю. Крачковского в Палестинском Обществе18.

______________
14 Мещерская Е. Н., Мусин Александр, диак., Пиотровский М. Б. Русская археология в Святой Земле (некоторые итоги и перспективы) // История древней Церкви в научных традициях XX века. СПб., 2000. С. 14-27.
15 Крылов А. В., Сорокина Н. М. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение. М., 2007.
16 Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское Общество: 125 лет служения Церкви и России // Указатель трудов ... С. 292-323.
17 Юзбашян К. Н. Деятельность Российского Палестинского Общества в 19171991 гг. // Указатель трудов ... С. 324-343.
18 Долинина А. А. И. Ю. Крачковский и Императорское Православное Палестинское Общество // Указатель трудов ... С. 344 359. 477

К истории русского присутствия на Ближнем Востоке и деятельности Палестинского Общества в этой связи проявляли интерес исследователи во многих странах. Отметим прежде всего вып. 31 (94) Палестинского сборника, изданный в Москве в 1992 г. До половины материалов, опубликованных в этом номере, составляют работы по истории Палестинского Общества. Авторами наиболее важных исторических статей являются англичане, американцы и арабы, что показывает возросший международный интерес к этой проблеме19.

После 1991 г. в России, Европе, Америке и в арабских странах заметно увеличилось количество публикаций, так или иначе связанных с русским присутствием на Ближнем Востоке и с деятельностью как Палестинского Общества, так и иных организаций, представлявших интересы России. Здесь можно отметить сборник, выпущенный под эгидой Лиги арабских государств, «Палестина, Россия: связь времен» (М., 1993). Сборник содержит две публикации: «К Истории Российского присутствия в Палестине» (С. 3-52)20 и «Российское Православное Общество и его деятельность в Палестине в период 1882-1917 гг.» (С. 53-63). К сожалению, авторы публикаций не указаны.

Из англоязычных изданий можно также отметить книгу, в которой перечислены русские путешественники в Палестину с XII по XX в.: Russian Travelers to the Christian East from the Twelfth to the Twentieth Century (Columbus, Ohio, 1986).

Две серьезные работы по истории русского присутствия на Ближнем Востоке во второй половине XIX в. и в этой связи о Палестинском Обществе были написаны в 60-е гг. прошлого века.

В хронологическом плане первой является работа Теофаниса Георга Ставру о русских интересах в Палестине21.

Вторым таким исследованием является монография арабиста Дерека Хопвуда о русском присутствии на Ближнем Востоке22.

История Палестинского Общества привлекает к себе внимание исследователей и в Израиле. Часть таких работ доступна на русском языке. Так, в вып. 105 Палестинского сборника опубликована в русском переводе статья Шая Нехуштая, исследователя из Иерусалима, о деятельности России в Палестине в конце османского периода23. В статье содержится краткий обзор сфер деятельности Общества, каковых, по мнению исследователя, насчитывалось шесть: церкви, монастыри, подворья и странноприимные дома, учреждения по обслуживанию местного населения, приобретение земель и недвижимости, учебные заведения24. Большое количество материалов: научных статей, документов, фотографий — по истории Общества размещено на официальном сайте Палестинского Общества.

_______________
19 Хопвуд Д. Русская просветительская деятельность в Палестине // ПС. М., 1992. Вып. 31 (94). С. 11-17 ; Вейсенелл П. Сообщения русских крестьян- паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины // Там же. С. 37-44 ; Салех Д. Просветительская деятельность России в Палестине // Там же. С. 138-147.
20 Эту публикация содержит подробное описание земельных владений Палестинского Общества в Палестине.
21 Stavrou T. G. Russian Interests in Palestine 1882-1914. A Study of Religious and Educational Entreprise. Thessaloniki, 1963.
22 Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine 1843-1914. Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969.
23 Нехуштай Ш. Деятельность России в Палестине в конце Османского периода: собственность и учреждения // ППС. М., 2007. Вып. 105. С. 155-163. См., кроме того, следующие статьи: ГоренХ. Россия в Палестине глазами немецких исследователей // Там же. С. 80-90 ; Карк Р., Кац И. Церковь и земли, Церковь и местное окружение, Церковь и Империя: Русская и Греческая Православные Церкви в Палестине // Там же. С. 108-114 ; Рубин Р. Свидетельства нероссийских источников о русском паломничестве в Палестину в XIX в. // Там же. С. 184-191 ; Фарад Ф. Православная арабская община в Израиле: прошлое и настоящее // Там же. С. 200-205.
24 Нехуштай Ш. Деятельность России в Палестине ... С. 156.

Что касается данной статьи, то она подготовлена с использованием всех доступных в настоящий момент в Санкт-Петербурге источников, в основном проходящих мимо внимания исследователей25. Речь идет о следующих фондах и отдельных материалах по истории Палестинского Общества:

• фонд 120 Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН (АВ ИВР РАН). Фонд содержит детальнейшую информацию по истории Общества в 1917-1936 гг. и некоторое количество документов, относящихся к периоду до 1917 г. Среди последних преобладают документы о школах Общества. Абсолютное большинство документов этого фонда обработано и описано идеально26;

• фонд 253 ОР РНБ (архив А. А. Дмитриевского). Фонд содержит множество документов по истории Общества, а также работы самого А. А. Дмитриевского по истории Общества;

• несколько личных фондов в СПФ АРАН: в фондах В. В. Латышева, И. Ю. Крачковского и П. К. Коковцова можно найти большое количество документов по истории Общества.

_____________
25 Точно неизвестно, по какой причине некоторая часть документов Палестинского Общества не попала в РГИА в ф. 809 и затем в Архив внешней политики России, а осталась в Ленинграде, в Архиве востоковедов. Вероятнее всего, это объясняется тем, что некоторые члены Палестинского Общества после революции 1917 г. стали сотрудниками Института востоковедения АН СССР и какая-то часть документов, относящихся к деятельности Общества, могла храниться у них дома.
26 Это результат труда П. И. Прозорова, делопроизводителя Общества, которого привлек к работе над документами В. Н. Бенешевич. Работал П. И. Прозоров в Институте истории материальной культуры, расположенном в настоящее время в том же здании, что и Институт восточных рукописей, в состав которого входит Архив востоковедов. Не исключено, что какая-то часть документов дореволюционного периода, находящихся в ф. 120 Архива востоковедов, могла попасть в этот архив таким путем.

Палестина в европейской политике

Все предпосылки, способствовавшие возникновению Общества, а также сама история его организации описаны в литературе неоднократно. На наш взгляд, это лучше всего изложено в упомянутой выше книге Б. Ф. Ями- ленца. Поэтому все последующее изложение данного раздела носит конспективный характер. Образование Общества и его деятельность можно по настоящему понять только в контексте внешней политики России на Ближнем Востоке и с учетом особенной идеологической жизни Российской империи во второй половине XIX в.

Прогрессирующее ослабление Османской империи в XIX в. закономерно привело к тому, что проблема Палестины и Святых мест становилась в европейской политике все более актуальной, являясь, правда, прикрытием борьбы за господство на Ближнем Востоке27.

Подобно другим христианским церквям, Русская православная церковь стремилась к усилению и укреплению своего присутствия в Палестине и к закреплению именно за собой права защиты и покровительства Святых мест и православных подданных Османской империи. Православная церковь добивалась права богослужения в Палестине на церковнославянском языке, права на пропаганду православия среди местного населения, а также права на защиту русских паломников.

Необходимо, однако, сказать, что политика русского православия, как и в целом государственная политика императорской России в восточном вопросе была неоднозначной и не во всем бескорыстной. В архивах можно найти детальные планы того, как следует поступать после установления русской власти в Константинополе28.

______________
27 Подробно см.: Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало XX в. М., 1978, особенно С. 130-144. О взаимоотношениях Турции, Западной Европы и России в первой половине XIX в., о предпосылках Крымской войны и роли Святых мест в дипломатической борьбе того времени см. также: Шеремет В. И. Османская империя и Западная Европа. Вторая треть XIX века. М., 1986. С. 152-170.
28 Например, в архиве А. А. Дмитриевского (ОР РНБ. Ф. 253. Ед. хр. 41. Л. 20-47) находится документ, относящийся к годам Первой мировой войны и озаглавленный «Константинопольская церковь и русская власть». Остающийся нам неизвестным автор (А. А. Дмитриевский?) относился к своей задаче очень серьезно и исходил из того, что установление русской власти в Константинополе неизбежно и произойдет в самом ближайшем будущем. Достаточно привести первую фразу документа: «Водворение русской власти в Константинополе, к чему направлены теперь мысли русских людей, потребует от нее определить ее отношение к Константинопольской церкви».

Первое официальное российское учреждение в Палестине — Русская Духовная Миссия — было открыто в 1847 г. в Иерусалиме. Его главой стал архимандрит Порфирий Успенский, прибывший в Иерусалим даже несколько ранее — в 1843 г. в качестве секретного агента Синода и Министерства иностранных дел. Деятельность Миссии была весьма разносторонней: покупка земель, строительство церквей, домов для паломников и т. д. Особенно много этим занимался епископ Кирилл, второй руководитель Русской Духовной Миссии, приступивший к исполнению своих обязанностей уже после Крымской войны29.

Что касается Порфирия Успенского, то хорошо известно, что он был крупным исследователем и собрал ценную коллекцию древних рукописей30. Именно он открыл знаменитую рукопись Септуагинты, известную под названием Синайский кодекс, именно он подготовил первое описание греческих рукописей монастыря Св. Екатерины на Синае31. С именем другого главы Миссии — Антонина (Капустина) — связаны многочисленные археологические раскопки в Палестине32 и продолжение собирания рукописей и различных памятников древности, которые со временем значительно обогатили коллекции российских музеев33.

_____________
29 Никодим, архим. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме // Богословские труды. М., 1979. Вып. 20. С. 31-92. См. также: Лисовой Н. Н. Русское присутствие в Святой Земле: учреждения, люди, наследие // Отечественная история. 2003. № 2. С. 19-37.
30 Лучшим источником информации о деятельности Порфирия Успенского является его многотомная автобиография: Книга бытия моего : Дневники и автобиографические записки : в 8 т. / под ред. П. А. Сырку. СПб., 1894-1902. О Пор- фирии Успенском см. также детальное исследование А. А. Дмитриевского: Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения Христианского Востока // СИПЛО. 1905. Т. 16. С. 329-361, 457-547.
31 Каталог Порфирия Успенского был опубликован В. Н. Бенешевичем: Описание греческих рукописей монастыря Св. Екатерины на Синае / под ред. и с доп. B. Н. Бенешевича. Т. 1. СПб., 1911 ; Т. 3, вып. 1 : Рукописи 1224-2150. Пг., 1917. Второй том этого издания не выходил.
32 Самыми известными из них были раскопки 1883 г., в ходе которых была обнаружена древняя городская стена Иерусалима и порог Судных врат. О русских археологических исследованиях в Палестине см. подробно: Ростовцев М. И. Русская археология в Палестине // Христианский Восток. 1913. Т. 1, вып. 3. C. 247-266.
33 Интересное исследование об архимандрите Антонине Капустине написано в начале XX в. А. А. Дмитриевским: Дмитриевский А. А. Начальник русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины) // СИППО. 1904. Т. 15, вып. 2. С. 95-148.

Во второй половине XIX в. в соответствии с общим возрастанием в европейской политике интереса к Ближнему Востоку в России постепенно повышалось внимание к Палестине, к судьбе православных на Ближнем Востоке и взаимоотношениям Русской православной церкви с другими православными церквами, имеющими свои интересы в Святой Земле. В эти годы стало увеличиваться и количество российских паломников в Палестину.34

Духовная Миссия не могла обеспечить обслуживание всех паломников, как не могла решать задачи научного изучения Палестины или же школьного образования местного населения. Как показывает отмеченное выше исследование архимандрита Никодима, дело заключалось в незначительности бюджета Миссии и в явном нежелании представителей светской власти России на Ближнем Востоке допустить, чтобы церковное учреждение занималось чем-либо, кроме дел, касающихся чисто духовной сферы35. Научные изыскания Порфирия Успенского и Антонина Капустина отражают лишь их собственный интерес к изучению истории Палестины и Православного Востока.

Первыми русскими учреждениями, в какой-то мере сходными по задачам с английским Palestine Exploration Fund и немецким Deutsche Palästina Verein, были Палестинский Комитет, основанный в 1858 г., и Палестинская Комиссия, основанная в 1864 г. Обе организации сделали немало для обеспечения русских паломников всем необходимым, но научные изыскания, как и в случае с Русской Духовной Миссией, не входили в задачи этих учреждений.

Возникновение Императорского Православного Палестинского Общества

Непосредственным организатором Общества, определившим программу его деятельности, был Василий Николаевич Хитрово, работавший долгие годы в Министерстве финансов. Идея создания Общества, которое занялось бы русским делом36 в Палестине, возникла у него в 1876 г., после паломничества в Святую Землю. Он обратился к наиболее заинтересованным, как казалось, людям — архимандриту Антонину (Капустину), главе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и архимандриту Леониду (Кавелину), который был в это время главой Новоиерусалимского монастыря под Москвой.

_____________
34 О связях России с Палестиной в допетровское время см.: Данциг Б. М. Из истории русских путешествий и изучения Ближнего Востока в допетровской Руси // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1953. С. 185-231. Из более новых работ отметим: Рождественская М. В. Образ Святой Земли в древнерусской литературе // Иерусалим в русской культуре / сост. А. Баталов, А. Лидов. М., 1994. С. 8-14.
35 Никодим, архим. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. С. 29, 35-36. О первоначальных, очень широких планах Порфирия Успенского по вопросу о сферах занятия Русской Духовной Миссии см.: Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор ... С. 357-358.
36 Специфическое выражение того времени, означавшее одновременно и организацию паломничеств в Святую Землю, и пропаганду православия.

Отношение этих обоих деятелей Русской православной церкви к идее В. Н. Хитрово, как и различных должностных лиц российской бюрократии, оказалось скептическим. В. Н. Хитрово пришлось ждать несколько лет. Только после обращения к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву и директору Азиатского департамента Министерства иностранных дел П. П. Мельникову В. Н. Хитрово получил разрешение на открытие Общества, что и произошло 8 июня (21 мая) 1882 г.

С формально-юридической точки зрения Палестинское Общество было частной, негосударственной организацией37. Однако необходимо иметь в виду, что председателями Общества были члены императорской фамилии (до 1905 г. — великий князь Сергей Александрович, в 19051917 гг. — его вдова великая княгиня Елизавета Федоровна). Кроме того, как будет показано ниже, Палестинское Общество получало немалую государственную субсидию. Уже эти факты показывают, что по сути своей Императорское Православное Палестинское Общество было одним из составляющих звеньев российской государственной бюрократии.

Ученым секретарем Палестинского Общества, по решению Елизаветы Федоровны, был назначен доктор богословия, историк церкви, профессор Киевской духовной академии по кафедре литургики и церковной археологии Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929)38.

На момент открытия Общество состояло из 42 членов-основателей; почетных членов39; членов, платящих 25 рублей взносов ежегодно, и членов, чей ежегодный взнос составлял 10 рублей. Общество подразделялось в свою очередь на три отделения: ученых изданий и исследований; изданий для русских православных паломников; поддержки православия в Святой Земле. В начале XX в. первое отделение Общества возглавлялось академиком В. В. Латышевым, второе — тайным советником Л. Ф. Рагозиным, третье — сенатором П. И. Остроумовым40.

__________________
37 См., например: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность . С. 121.
38 О нем см.: Арранц М. А. А. Дмитриевский: из рукописного наследия // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. С. 120-133 ; Лобовикова К. Н. А. А. Дмитриевский и великая княгиня Елизавета Федоровна (несколько штрихов к биографии ученого) // Мир русской византинистики : материалы архивов Санкт- Петербурга / под ред. чл.-корр. РАН И. П. Медведва. СПб., 2004. С. 241-255, особенно С. 241-242.
39 Их количество не было стабильным. Этот статус предназначался для ученых, имеющих заслуги в изучении истории Палестины и Ближнего Востока. 40 АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 2. Д. 105. Л. 2.

Денежные средства Общества складывались из ежегодных членских взносов. Палестинское Общество получало солидную дотацию от государства — 130 тысяч рублей золотом в год. Имели место также специальные пожертвования в пользу Общества от частных лиц или организаций, однако важнейшим источником дохода этого вида оставался кружечный сбор: в церквях стояли специальные кружки с просьбой жертвовать на нужды Палестинского Общества.

Достаточно быстро, уже в 1887 г., количество епархиальных отделений Общества достигло 28, что значительно увеличило доходы организации в целом. Существенную информацию об отделениях Общества можно найти в знаменитом ежегоднике «Весь Петербург»41.

Административная структура и бюджет Палестинского Общества

Отчеты Общества позволяют достаточно полно описать административную структуру Палестинского Общества, а также его бюджет.

Возглавлялось Общество Советом, глава которого принадлежал к императорской фамилии. Как уже отмечалось, до 1905 г. этот пост занимал великий князь Сергей Александрович, а затем великая княгиня Елизавета Федоровна42. Совет состоял из 30 человек, социальное положение и основное занятие которых определить не всегда возможно. Важно отметить, что среди них был представитель Синода, Министерства иностранных дел, Министерства народного просвещения.

Повседневная работа Общества координировалась и руководилась канцелярией, которая состояла из секретаря (этот пост в начале XX в. занимал А. А. Дмитриевский), его помощника, бухгалтера, его помощника, контролера, делопроизводителя и семи служащих.

В центральную администрацию Общества входила большая комиссия — 22 человека, называвшаяся «Московская комиссия по кружечному сбору в пользу православных Иерусалима и Святой Земли». Структура администрации отделений Общества во всех районах России была одинаковой: глава отделения, его заместитель, бухгалтер, заместитель бухгалтера, секретарь.

В списках должностных лиц Палестинского Общества встречаются также «ответственные» и «ответственные за продажу паломнических книжек». Смысл этого различия уже ясен.

_________________
41 АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 2. Д. 105. Л. 2. По своему содержанию это письмо из редакции издания «Весь Петербург», адресованное кому-то из должностных лиц Общества. Письмо не имеет точной даты, но по разным косвенным признакам можно сделать вывод, что оно отправлено между 1905 и 1908 г. См. для сравнения сводную таблицу денежных поступлений из епархиальных отделений Общества в 1901-1903 гг. : Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 371-374.
42 Ее биографию см.: Миллер Л. П. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 1994.

Несколько слов о бюджете Общества. Доходы Общества складывались из следующих статей. Первая статья — пожертвования. В качестве второй статьи доходов в документах названы (без раскрытия в деталях) поступления от паломников. Надо думать, что речь шла о продаже «паломнических книжек» и о суммах, поступающих от русских подворий в Палестине, принимавших паломников. Доходы от членских взносов в сохранившихся источниках стоят на третьем месте. Довольно скромное место в доходах Общества занимают проценты43 и суммы, выручаемые от продажи книг и изданий Палестинского Общества.

Первое место в расходах Общества всегда занимали траты на поддержку православия. Прежде всего имелась в виду поддержка школ и в целом деятельность в области образования. Второе место занимали траты на паломников. Расшифровки этой статьи расходов нет, однако можно предполагать, что речь идет в целом о политике дотаций, направленной на то, чтобы сделать пребывание паломников в Палестине менее дорогим, а не о конкретных суммах, дающихся конкретному паломнику. На издательскую деятельность, нужды библиотеки и непредвиденные расходы предусматривались сравнительно небольшие суммы.

Первый параграф Устава Палестинского Общества был сформулирован следующим образом: «Православное Палестинское Общество учреждается с исключительно ученою и благотворительною целями, для которых ему предоставляется: а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о Святых местах Востока; б) оказывать пособие православным паломникам этих мест и в) учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству» 44.

__________________
43 Расшифровки в документах нет, однако, вероятнее всего, речь идет о процентах с банковских депозитов (вкладов). 44 Конкретная ссылка не приводится, ибо Устав Палестинского Общества публиковался неоднократно и отдельной брошюрой, и в виде приложений к выпускам Палестинского сборника.

Учреждения Палестинского Общества в Палестине. Паломники в Палестине и восприятие Палестины в России

Благодаря целой системе отчетов, которые регулярно публиковались, мы имеем возможность составить полное представление о всех сторонах деятельности Общества. Как уже отмечалось, одна из важнейших задач Императорского Православного Палестинского Общества — организация путешествий русских паломников в Палестину, а также их обслуживание во время пребывания в Святой Земле45. Для облегчения долгого пути в Палестину Общество заключило специальные соглашения о льготных тарифах для паломников с железными дорогами на территории России, а также с Русским обществом пароходства и торговли (РОПИТ), которое обеспечивало провоз паломников на кораблях от Одессы до Яффы и обратно. Льготные тарифы действовали как на территории России, так и вне территории империи, на морской части пути46.

В 1883 г. Общество организовало конкурс на составление лучшего путеводителя по Святой Земле для паломников. Такая книга была написана В. Я. Михайловским47. В том же 1883 г. Общество послало в Палестину путешественника, ученого и врача А. В. Елисеева, чтобы он составил отчет о жизни и потребностях русских паломников в Палестине, который был составлен и прочитан во время специального заседания Общества 18 октября 1883 г.48 Под влиянием этого доклада было принято решение о строительстве в Палестине специальных гостиниц для русских паломников. Дело в том, что Палестинское Общество, как и Русская Духовная Миссия, стало приобретать земли в Палестине, однако это можно было сделать только косвенным путем, ибо в Османской империи Палестинское Общество юридическим лицом не признавалось. Собственниками земель Общества были обозначены работавшие в нем местные жители. Соответствующие документы опубликованы в большом количестве в первом и втором томах сборника «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Общий сводный каталог всей русской недвижимости в Палестине помещен в первом томе сборника49.

В последние годы XIX в. подворье Палестинского Общества в Иерусалиме могло принять 2000 человек, однако, по свидетельству А. Е. Крымского, во время Пасхи на территории подворья собиралось до 10 000 человек50.

_________________
45 Обществом было издано множество книг и брошюр, содержащих большое количество разной полезной информации для паломников, например: Хитрово В. Н. Русские паломники Святой Земли. СПб., 1905 ; Палеолог Ф. Русские люди в Обетованной Земле : Путевые наблюдения и впечатления. СПб., 1895.
46 Весь путь русского паломника в Палестину и обратно, а также все проблемы, с которыми паломник мог столкнуться, описаны в книге В. Н. Хитрово «Русские паломники Святой Земли», в особенности на ее первых страницах.
47 См.: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность . С. 313.
48 Со временем этот отчет был переработан в книгу: Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года : очерки, заметки и наблюдения. СПб., 1885.
49 См.: Россия в Святой Земле ... Т. 1. С. 691-719.
50 Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971. С. 309, примеч. 214.

Подворье Общества имело в начале XX в. множество подразделений: свою прачечную, склад, цистерны с питьевой водой, булочную, котельную, столовую и баню.

Подворье имело три «разряда» приема разных паломников. В самом дешевом, третьем «разряде» плата за день составляла 13 копеек. Сюда включалась плата за проживание, стоимость скромного обеда, а также горячей воды для чая. Стоимость проживания по первому и второму «разряду» составляла 4 и 2 рубля соответственно. Подворья Общества существовали в начале XX в. также в Назарете и Хайфе51.

Для того чтобы оценить деятельность Общества в этом направлении, необходимо подчеркнуть, что уровень коммунального хозяйства Палестины начала века был весьма низким. Нечистоты вывозились на ослах, а основным источником питьевой воды была собираемая в цистерны дождевая вода. Эти условия, естественно, провоцировали заболевания, и Общество вынуждено было содержать несколько лечебниц, обслуживаемых русским персоналом. Лечебницы были в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и Бейт-Джала, рядом с Иерусалимом. В Иерусалиме был также русский госпиталь, основанный в 1862-1863 гг., способный принять 40 больных. Важно отметить, что лечение в госпитале и лекарстве в лечебницах Общества были бесплатными.

Обслуживание паломников включало в себе также организацию специальных паломнических караванов с гидами для посещения Иерусалима, окрестностей Иерусалима и других мест в Палестине. Каждый день в подворьях Общества организовывали чтение религиозной литературы и продажу за умеренную цену икон.

Деятельность Общества в обслуживании паломников дополнялась своего рода идейной подготовкой этих путешествий. Издания типа «Деятельность отделов Императорского Православного Общества в ... году» и некоторые отчеты Общества создают хорошее представление о деятельности епархиальных отделений Общества на территории Российской империи52. Деятельность эта заключалась в организации лекций о Святой Земле, задачах и деятельности Общества. Иногда такие лекции сопровождались демонстрацией фотографий. Судя по изданиям 1900-1903 гг., интерес к таким чтениям был велик, и их посещало множество людей.

________________
51 О стоимости услуг на подворьях Общества в Палестине см. специальную таблицу «Плата, взимаемая за помещение и продовольствие на Русских подворьях » в книге: Хитрово В. Н. Русские паломники Святой Земли. С. 255. На с. 252-254 этой же книги приведена информация о стоимости проезда на Афон и в Палестину для паломников. Аналогичная информация: СИППО. 1905. Т. 15 (1904). С. 128-132.
52 См.: Деятельность ... в 1900-1901 гг. СПб., 1901 ; Деятельность ... в 1902-1903 гг. СПб., 1904 ; Отчет Императорского Православного Общества за 1907-1908 годы. СПб., 1909. Полностью посвящен деятельности отделов Палестинского Общества в России номер СИППО за июль-ноябрь 1900 г. См. также: СИППО. 1907. Т. 17, вып. 3 и 4. С. 523-578.

В книге «Деятельность. за 1902-1903 гг.» есть небольшая глава «Члены Общества» (С. 10-14). В тексте отмечается уменьшение вступления в Общество новых членов. Объяснение этому предлагается следующее. В Общество попадали новые, случайные люди, не готовые регулярно платить членские взносы. Кроме того, в данном тексте делается намек — правда, без указания деталей — на финансовые злоупотребления. Для понимания положения внутри отделений Общества на территории России многое дает и отчет за 1907-1908 гг. На с. 16, 31-33 авторы данного издания ясно пишут, что уменьшение притока новых членов, ухудшение финансового положения Общества и падение интереса к деятельности Палестинского Общества объясняются политическими последствиями первой русской революции.

Ухудшение положения Общества не было, однако, катастрофическим. Палестинское Общество дожило до Первой мировой войны и даже до конца 1917 г., сохраняя свою деятельность в полном объеме. В годы Первой мировой войны администрация Общества, а также некоторые заинтересованные люди, близкие к Обществу, разрабатывали серьезные планы послевоенной реорганизации на Ближнем Востоке, по поводу роли России и российской политики на Ближнем Востоке после окончания войны. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Обратимся теперь к конкретным материалам, характеризующим паломничества и паломников. Доступные документы позволяют определить, что численность паломников за год составляла в среднем от 10 до 20 тысяч человек.

Некоторую информацию о количестве паломников можно извлечь из таблиц о движении паломников через Одессу53. С 1 марта по 1 июня 1906 г. из Одессы в Яффу отправилось 378 человек; с 1 июня по 1 декабря 1906 г. — 1149 человек; с 1 декабря 1906 г. по 1 марта 1907 г. — 3636 человек. Ценная информация по данному вопросу есть также в статье В. Н. Хитрово «Какими путями идут русские паломники в Святую Землю»54, содержащей немало статистических данных. Для нас важнее всего таб- лица55 с указанием общей численности паломников за период 18831899 гг.: максимальное количество — 6128 человек в 1898-1899 гг., минимальное — 350 человек (1891-1892 гг.); средние цифры — от 2000 до 4000 (1883-1884 гг. — 2145 человек; 1894-1895 гг. — 4164 человек; 1887-1888 г. — 2588 человек).

________________
53 СИППО. 1906-1907. Т. 18. С. 203, 361, 671. 54 СИППО. 1901. Т. 12. С. 303-327. 55 Там же. С. 312.

Красноречивые данные о русских паломниках в Палестину содержатся в регулярно публиковавшихся отчетах Общества56. 



 1883  1884   1885  1886 
 1887 1888 
 2 месяца 1889 
Священнослужители
 21464561646818
Дворянство
 635
44
55
62
68
9
Купцы
 1128
24
38
37
22
9
Мещане
 80208
164
258
196
235
84
Крестьяне
 4571097 1025938 1328 1697714
Отставные солдаты
 2124
125
 113 157 16046

Приведенные цифры показывают очевидное преобладание среди паломников, по сравнению со всеми остальными классами общества, крестьян. Необходимо также отметить, что по мере возрастания уровня образования численность паломников уменьшается; так, паломников дворян во много раз меньше, чем паломников крестьян. 

Данные начала XX в. подтверждают эти тенденции57. 

 Количество паломников,
остающихся в Иерусалиме
на 1 марта 1908 г.  
Количество паломников,
прибывших в Иерусалим
между 1 марта 1908 г.
и 1 марта 1909 г.  
  Женщины / Мужчины  Женщины / Мужчины
Крестьяне   2652 / 909  3457 / 1769
 Мещане 209 / 66  352 / 212
 Дворяне 8 / 5  25 / 19
 Граждане58 4 / 8  15 / 25
 Купцы 7 / 6  24 / 15
Военные
83 / 5
14 / 7
Разночинцы
10 / 12
46 / 49

________________
56 Седьмой Отчет Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1890 годы. СПб., 1891. С. 25. На этой же странице приведена таблица, отражающая социальную стратификацию паломников.
57 Приводимые ниже сведения о паломниках за 1908-1909 гг. взяты из: Отчет Православного Палестинского Общества за 1908-1909 годы и 1909-1910 годы. СПб., 1912. С. 112.
58 Речь идет о почетных гражданах городов. Следует иметь в виду, что с юридической точки зрения абсолютное большинство населения Российской империи были негражданами, но подданными монарха. 

Абсолютное большинство паломников относилось к возрастной категории 50-60 лет59. Вторая по численности возрастная категория — 6070 лет. Обращает также на себя внимание преобладание женщин во всех возрастных группах. Интересно отметить, что примерно пять человек в год совершали паломничество в Палестину, будучи старше 90 лет. Приведенные данные позволяют сформулировать следующий вывод. Самой распространенной персоной среди русских паломников была женщина-крестьянка в возрасте от 50 до 60 лет. Наиболее редкими среди них были мужчины-дворяне60.

Необходимо иметь в виду, что процент паломников от общей численности населения Российской империи в целом и крестьянства, в частности, был ничтожно мал и смутное недовольство своей жизнью побуждало идти паломником в Палестину очень немногих. Иначе, видимо, и быть не могло, ибо, конечно, мало кто мог себе позволить оторваться на несколько месяцев от своего хозяйства даже не из-за отсутствия денежных средств, а в первую очередь из-за обилия хозяйственных дел, требовавших ежедневного, пристального внимания и заботы.

Научная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества

Благодаря регулярным выходам Православного Палестинского сборника, всемирное признание получила научная деятельность Общества. По мысли основателя Палестинского Общества В. Н. Хитрово, эта деятельность должна была быть подчинена задаче духовного руководства русскими паломниками. Он писал: «Еще более беспомощны наши паломники в духовном отношении. Стыдно сказать, что русский паломник, желающий купить в Иерусалиме Евангелие на родном языке, принужден его покупать в лондонской библейской лавке... необходимым средством является ознакомить русских со Святою Землею и заинтересовать ею. Для этого является необходимым для Общества заняться издательской деятельностью и, насколько можно, способствовать ученым исследованиям и изысканиям»61.

___________________
59 Отчет Православного Палестинского Общества за 1908-1909 годы и 19091910 годы. С. 112.
60 Социологией русских паломников в Святую Землю, по сути, никто никогда не занимался. Эта тема лишь слегка затронута в статье Коптилиной С. В. «Проблема Святых Мест во внешней политике России» (ПС. М., 1992. Вып. 31 (94). С. 131-133). Автор приводит таблицы, показывающие распределение паломников по сословиям и возраст паломников. Можно отметить: Хитрово В. Н. Русские паломники Святой Земли. Интересные данные приводит Н. Н. Лисовой (Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. М., 2006. С. 346-358).
61 Цит. по: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность . С. 216.

Научная и издательская деятельность Общества проходила по нескольким направлениям: собственно научно-издательская, издательская, научно-популярная. Эту работу организовывало и направляло Отделение ученых изданий и исследований Общества, председателем которого долгие годы, как уже отмечалось выше, был академик В. В. Латышев. Общество обращалось к лицам соответствующих специальностей, командируя их с археологическими, археографическими и подобными целями на Ближний Восток.

Так, А. В. Елисеев был послан для изучения и описания древнего сухопутного пути русских паломников в Святую Землю через Кавказ, Малую Азию и Сирию62. Известный византинист П. В. Безобразов ездил в целях отыскания древних греческих рукописей. А. А. Цагарели был отправлен в Палестину для знакомства с памятниками грузинской старины и для описания грузинских рукописей, хранящихся на Синае63. По заданию Общества А. И. Пападопуло-Керамевс сделал описание 1900 рукописей Иерусалимской патриаршей библиотеки64. В 1883 г. по инициативе и на средства Общества глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Антонин (Капустин) начал археологические раскопки в русском месте близ храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в результате которых были открыты остатки древних городских стен Иерусалима, так называемой второй стены, воздвигнутой Нехемией в 445 г. до н. э., и порог Судных врат, ведших за город. На месте раскопок на средства Палестинского Общества была впоследствии сооружена церковь Св. Александра Невского. По инициативе Общества в 1891 г. была организована научная экспедиция в Палестину и Сирию, во главе которой стоял известный археолог, византинист и историк искусства Н. П. Кондаков. По материалам этой экспедиции им было написано исследование «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» (СПб., 1904). Русские исследователи вели раскопки на участке в Иерихоне, принадлежащем Русской Духовной Миссии, где были обнаружены остатки монастыря VI в., а также в Бет- Захаре на пути к Хеврону, Тивериаде, где были обнаружены древние остатки набережной города. Результаты всех научных предприятий публиковались также в выпусках Православного Палестинского сборника и СИППО65.

______________
62 Результаты путешествий А. В. Елисеева были обобщены им в следующих работах: Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года ; Поперек Малой Азии и сухопутная дорога в Святую Землю : доклад, читанный доктором А. В. Елисеевым в заседании 14 февраля 1887 г. // Отчет Православного Палестинского Общества за 1886-1888 годы. СПб., 1888. С. 39-114.
63 Цагарели А. А. Грузинские памятники в Святой Земле и на Синае. СПб., 1884.
64 Опубликовано в 1891 г. О деятельности А. И. Пападопуло-Керамевса см. подробно: Дмитриевский А. А. А. И. Пападопуло-Керамевс и его сотрудничество в научных изданиях Императорского Православного Палестинского Общества : По личным воспоминаниям и документальным данным. СПб., 1914.
65 См., например: Марр Н. Я. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 г. (апрель-ноябрь) // СИППО. 1903. Т. 14, ч. 2, № 1. С. 1-51 ; Пападопуло- Керамевс А. И. Христианские надписи из ущелья Хузива, собранные в 1889 году // Там же. С. 181-226 ; Беляев Л. А. Традиция русских археологических исследований в Святой Земле // ПС. М., 2007. Вып. 105. С. 43-56. 

Издательская деятельность Палестинского Общества получила всемирное признание благодаря выпускам Православного Палестинского сборника, старую, дореволюционную серию которого составляют 62 выпуска. В Православном Палестинском сборнике были напечатаны все 12 древнерусских паломничеств в Палестину допетровского времени, в том числе такие широко известные памятники, как «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена», «Хождение купца Василия Позднякова», «Проскинитарий Арсения Суханова». В Палестинском сборнике изданы оригиналы и переводы с прекрасными научно-исследовательскими комментариями четырех латинских и 11 греческих «хождений». В их публикациях принимали участие известнейшие ученые того времени: В. Г. Васильевский, Г. С. Дестунис, И. Г. Троицкий, X. М. Лопарёв, А. И. Пападопуло- Керамевс, И. В. Помяловский, П. В. Безобразов, В. В. Латышев, Н. Я. Марр66. Пятидесятый выпуск Православного Палестинского сборника представляет собой четырехтомный труд Н. А. Медникова «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов» — предмет особой и справедливой гордости русской арабистики.

Печатным периодическим органом Палестинского Общества были СИППО, в которых находила отражение вся многогранная деятельность Общества.

При Палестинском Обществе действовал научный кружок, называвшийся «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных стран», председателем которого был академик П. К. Коковцов.

Представление о деятельности собраний дают билеты-приглашения на заседания кружка, сохранившиеся в архиве П. К. Коковцова (СПФ АРАН. Ф. 779), а также некоторые публикации в СИППО67.

____________
66 См., например: Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины конца XII века / изд. в подлиннике и в рус. пер. И. Г. Троицким // ППС. СПб., 1889. Т. 8, вып. 2 ; Три греческие безымянные проскинитария XVI века / изд. с предисл. А. И. Пападопуло-Керамевса и пер. Г. С. Дестунисом // ППС. СПб., 1896. Т. 16, вып. 1 ; Проскинитарий по Иерусалиму и прочим Святым местам безымянного, начала XVII века / изд. в первый раз, с предисл. и рус. пер. П. В. Безобразова // ППС. СПб., 1901. Т. 18, вып. 3.
67 См., например, подробный отчет о целой серии таких собеседований: СИППО. 1902. Т. 12, ч. 2, № 1. С. 1-71.

Школы и школьная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества

Школы, руководимые и контролируемые Императорским Православным Палестинским Обществом, — это целая система учебных заведений, существовавших на Ближнем Востоке на рубеже XIX-XX вв. Максимального своего развития эта система достигает между 1907 и 1915 г., когда количество школ, незначительно меняясь из года в год, было равно примерно сотне, а общее количество учащихся во всех школах насчитывало приблизительно 11 000 человек.

В данной статье не рассматривается работа школ Императорского Православного Палестинского Общества в Сирии и Палестине. Соответствующий материал будет опубликован в следующем выпуске «Вспомогательных исторических дисциплин».

Итоги деятельности Императорского Православного Палестинского Общества до 1917 г.

Палестинское Общество пережило относительно благополучно Первую мировую войну, революции и Гражданскую войну и просуществовало до 1936-1937 гг., когда фактически жизнь его замерла, возродившись вновь в 1951 г. Детальное описание истории Палестинского Общества в советское время содержится в книге «Архивы русских византинистов в Санкт- Петербурге» в статье «Императорское Палестинское Общество (по петербургским архивам)»68. Повторное изложение этих же фактов в данной статье представляется излишним.

____________
68 Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. С. 134-156.

В заключение, однако, хотелось бы процитировать документ, написанный в октябре 1921 г. Ф. И. Успенским. Федор Иванович точными словами подводил итоги деятельности Императорского Православного Палестинского Общества за весь предшествующий период его существования: «Деятельность Палестинского Общества обнаружилась в весьма ценных и столь разнообразных приобретениях как научных, так и материального характера, что она не может не внушить к себе уважения и признательности. При подведении итогов этой деятельности нужно иметь в виду, что Палестинское Общество работало на чужбине в условиях далеко не благоприятных для достижения предложенных целей, а в постоянной борьбе с враждебными к нему отношениями как со стороны местного духовного и светского правительства, так и иностранных учреждений и заведующих ими лиц, с завистью и недоброжелательством относившихся к русскому делу. Нужно при этом помнить, что на Востоке это было единственное русское насаждение, пытавшееся дать твердую постановку государственно-народным русским интересам» 69. При всей очевидной правильности слов Ф. И. Успенского70 по прошествии века значение деятельности Палестинского Общества на Ближнем Востоке представляется необходимым уточнить по ряду вопросов, учитывая также соображения А. А. Дмитриевского, сформулированные им в марте 1915 г.71

Прежде всего следует отметить, что Императорское Православное Палестинское Общество до 1917 г. было своего рода координирующим центром работы многих известных специалистов разных направлений — и историков, и археологов, и искусствоведов72. Факты, таким образом, показывают, что поддержка царским правительством гуманитарной науки всегда оставалась одним из приоритетов Российской империи. Конечно, поддержка эта не была совсем бескорыстной и во многом объяснялась политическими целями — стремлением закрепиться на Ближнем Востоке, заботой о распространении православия, но и в этих условиях выделяемых государственных средств хватало на проведение серьезных научных изысканий и их публикацию как в Православном Палестинском сборнике, так и в других изданиях Академии наук. При этом задержек с публикациями не было73.

При оценке деятельности Палестинского Общества до 1917 г. с особым сожалением следует упомянуть два проекта, оставшиеся лишь на бумаге и не воплощенные в жизнь из-за чисто политических причин. О первом проекте известно очень немного. Между 1904 и 1912 г. среди исследователей, связанных с Обществом, обсуждался проект Русского археологического института в Афинах. Судя по всему, невозможность его осуществления была очевидной еще до Первой мировой войны74, и не исключено, что это косвенно связано с открытием аналогичного Института в Константинополе. Существенным аргументом в пользу создания Русского института в Константинополе была не только наука, но и по- литика75.

________________
69 АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
70 Слова Ф. И. Успенского отражают лишь значение Палестинского Общества как организации, обеспечивавшей государственные, внешнеполитические интересы России в регионе.
71 Записка секретаря ИППО А. А. Дмитриевского о научной деятельности Общества // Россия в Святой Земле ... Т. 1. С. 350-356, № 116.
72 Крылов А. В., Сорокина Н. М. Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение. С. 19-20, 26-32. См. также подраздел «Научная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества», где упомянуты многие известные специалисты смежных гуманитарных наук, принимавших участие в заседаниях Общества. 73 Публикации в Православном Палестинском сборнике легко позволяют сопоставить время написания той или иной работы и время ее опубликования. 74 См. подробно конец части 1 работы К. Н. Юзбашяна «Палестинское общество. История становления», особенно примеч. 77 к тексту части 1. (В данной статье используется текст работы К. Н. Юзбашяна, размещенный на сайте «Символ Веры», на котором работа К. Н. Юзбашяна представлена без разбивки на страницы. По версии текста, размещенного на сайте Палестинского Общества, речь идет о с. 5.)

Чуть дальше продвинулся проект создания Комитета (или Общества) палестиноведения в Петербурге, а также Русского археологического института в Иерусалиме. Предполагалось, что Комитет и работающий под его руководством Институт станут центрами комплексного научного изучения Палестины и всего того региона на Ближнем Востоке, в котором работало Палестинское Общество. Все документы о Комитете палестиноведения и Институте в Иерусалиме датируются 1915 г. В настоящее время, когда ход последующих событий хорошо известен, остается только предполагать, что у авторов этого проекта в 1915 г., в годы Первой мировой войны, не было ощущения, что до конца Российской империи оставалось не более двух лет. Итоги Первой мировой войны и революций в России в 1917 г. сделали реализацию этих проектов невозможными76.

Очень важным итогом деятельности Палестинского Общества до 1917 г. стали регулярно выходившие номера Православного Палестинского сборника, где было опубликовано множество ценных научных трудов и источников по истории региона. Аналитический обзор публикаций Палестинского Общества приведен в статье Г. З. Пумпян77. Роспись всех номеров Православного Палестинского сборника приведена в книге А. В. Крылова и Н. М. Сорокиной «Императорское Православное Палестинское Общество и отечественное востоковедение» (С. 50-80), но без указания страниц. Подробная роспись материалов всех изданий Палестинского Общества с указанием страниц составляет основное содержание неоднократно упоминавшегося в данной статье Указателя трудов Императорского Православного Палестинского Общества.

____________
75 Горянов Б. Т. Ф. И. Успенский и его значение в византиноведении // ВВ. 1947. Т. 1 (26). С. 83.
76 Документы, касающиеся проекта Комитета палестиноведения и Русского археологического института в Иерусалиме, издавались и комментировались многократно. См., например: Ковалевский Е. П. Русские научные интересы в Палестине : доклад // Россия в Святой Земле ... Т. 1. С. 339-349, № 114 ; Грушевой А. Г. Императорское Палестинское общество ... С. 137-138 ; Мещерская Е. Н., Мусин Александр, диак., Пиотровский М. Б. Русская археология в Святой Земле ... С. 25-27; Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие . С. 209-214.
77 Пумпян Г. З. Издательская деятельность и публикации ...

Наконец, при оценке деятельности Палестинского Общества нельзя не упомянуть и о многочисленных археологических раскопках в Палестине78.

Говоря об итогах и значении деятельности Палестинского Общества, следует отметить один факт, видный, правда, только по бухгалтерским документам Общества. Сметы доходов и расходов Общества, публиковавшиеся регулярно в виде отдельных книг, легко позволяют определить, какие именно статьи расходов были приоритетными. Основной статьей расходов Общества во все годы оставались не паломники и их обслуживание, не научные задачи, а нужды образования — т. е. расходы на школы.

________
78 Подробный рассказ и анализ см.: Мещерская Е. Н., Мусин Александр, диак., Пиотровский М. Б. Русская археология в Святой Земле ... С. 14-27.

Использованные архивные материалы

Выписка из журнала заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества от 22 мая 1909 г. за № 199 // ОР РНБ. Ф. 253. Д. 41. Л. 76-76 об. 

Отчет по ревизии подворий Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, Назарете и Хайфе в 1910 году // ОР РНБ. Ф. 253. Д. 32 = АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 3д. Д. 11. 

Дмитриевский А. А. Отчет о состоянии подворий Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, Назарете и Кайфе в 1910 году // ОР РНБ. Ф. 253. Д. 33. Л. 1-106. [Черновой автограф]. С приложением сведений о затратах, произведенных управляющим Михайловым. Заключение к отчету по ревизии (Л. 107-112) — текст, набранный типографским способом. Журнал заседаний № 248 от 23 июня 1914 г. Совета Императорского Православного Палестинского Общества // АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 3д. Д. 1. Л. 60-100. 

Журнал заседаний № 249 от 28 июля 1914 г. Совета Императорского Православного Палестинского Общества // Там же. Л. 101-104. 

Журнал заседаний № 250 от 19 декабря 1914 г. Совета Императорского Православного Палестинского Общества // Там же. Л. 105-114. 

Журнал заседаний № 252 от 5 марта 1915 г. Совета Императорского Православного Палестинского Общества // Там же. Л. 117-175. 

Журнал заседаний № 266 от 19 ноября 1916 г. Совета Императорского Православного Палестинского Общества // Там же. Л. 256-263. 

Журнал заседаний № 276 от 27 декабря 1917 г. Совета Императорского Православного Палестинского Общества // Там же. Л. 311-318. 

Письмо русского консула в Александрии А. А. Дмитриевскому 23 июля 1915 г. // Там же. Оп. 1. Д. 97. 

Протокол общего собрания Российского Палестинского Общества от 20 декабря 1928 г. // Там же. Оп. 3д. Д. 21. Л. 70-73.

RESUME
Parmi les institutions russes travaillant au Proche-Orient une place tout a fait particuliere apartient a Palestinskoye Obscestvo=Societe des Etudes Palestinnes. Avant 1917 et apres la dissolution de l’URSS — La Societe Imperiale Orthodoxe des Etudes Palestiniennes.La Societe fut fondee en 1882 pour organiser les pelerinages des pelerins russes en Palestine, ainsi que la propagande de l’Orthodoxie russes parmi les habitants de la Palestine et l’etude scientifique des antiquites de la Palestine.
Le but de l ’aritcle — c’est l ’etude des documents de la Societe des annees 1910-1915 qui se trouvent dans les archives de St. Peterbourg et qui demontrent les activites de la Societe avant la Premiere Guerre Mondiale et au cours des annees de la guerre.
L’administration de la Societe avait des grands plans en ce qui concerne le travail des institutions russes au Proche-Orient apres la guerre. Il y a dans les documents des grands plans de la reorganisation des ecoles, de l’amelioration des programmes scolaires. L’administation de La Societe elaborait aussi les projects de l’organisation de l ’Institut Russe d’Histoire et d’Archeologie a Jerusalem. Les revolutions en Russie et 1917 ainsi que les resultants politiques de la Premiere Guerre Mondiale ont fait la realisation de touts ces plans impossible.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Императорское Православное Палестинское Общество, Ближний Восток, Российская империя, православие, паломники, школы, научные издания.

KEY WORDS
Imperial Orthodox Palestinian Society, Near East, Russian Empire, Orthodoxy, pilgrims, schools, scientific publications.

A. Г. Грушевой. Императорское Православное Палестинское Общество. Обзор истории до 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXXII. СПб., 2013. С.472-497.

Грушевой А.Г., кандидат исторических наук

Тэги: ИППО

Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню