Россия и Афон: сообщение через святыни
НА ПАМЯТЬ ИЛИ ПО ОБЕТУ
Традиция паломничества на Святую Землю и на гору Афон – святые места, где мольбы людские могут быть особым образом услышаны и быстрее доходят до небес, связана со второй половиной XIX века, когда после отмены крепостного права простой православный люд получил возможность быть более мобильным. Теперь крестьяне могли посвятить целый год тому, чтобы посетить Иерусалим или Афон, пожить там в разных монастырях, поговеть, усердно помолиться. На Афоне некоторые так и оставались, ярким примером является наш земляк, уроженец села Шовское Липецкого уезда Тамбовской губернии преподобный Силуан Афонский. А те, кто возвращались, часто привозили с собой памятные святыньки: крестики, четки, образа, - которые затем трепетно береглись и почитались. Например, из истории Покровского собора в Тамбове известно, что в нем хранились частички мощей, иконы со Святой Горы.
Также во второй половине XIX века появляется обетная традиция: в ознаменование своей просьбы или, наоборот, в благодарность за дарование милости Божией верующие обязывали себя написать икону. В одной семье я лично видел образ «Достойно есть», который, скорее всего, именно обетный. Иконографический канон в нем соблюден полностью, но по бокам стоят два святых. Видимо, это небесные покровители супругов, которые просили святых ходатайствовать о рождении ребенка. Чаще всего у подобных икон есть внизу или сзади подписи: из какого они монастыря. По тем старинным иконам, которые есть в храмах и собраны в епархиальном древлехранилище, видно, что в основном святые образа заказывали на Афоне. Сильные иконописные мастерские были в Андреевском скиту и в Пантелеимоновом монастыре – обе святые обители в XIX в. были населены русскими монахами.
СО СТРАНИЦ ИСТОРИИ
К сожалению, после революции 1917 года многие храмы были закрыты, разграблены и разрушены, иконы для сохранения люди стали разбирать по домам и только с открытием храмов начали их возвращать для молитвенного почитания.
В городе Тамбове со времени Великой Отечественной войны был открыт Покровский собор, на базе которого с 1943 по 1992 годы фактически действовал единственный приход в городе и его округе. В конце 1940-х годов был еще построен Петропавловский храм на Петропавловском кладбище, однако он являлся приписным к Покровскому приходу. В Покровском соборе собирались многие иконы из порушенных храмов епархии и потом, когда в 1990-е годы началось активное возрождение святынь, некоторые образа передавались во вновь открываемые храмы областного центра и Притамбовья. Говоря об афонских иконах, стоит особо отметить икону «Достойно есть», которая располагается в большом резном киоте с левой стороны у иконостаса верхнего храма Покровского собора. Во время войны при святителе Луке (Войно-Ясенецком), который служил в Тамбове с февраля 1944 по май 1946 года, началось возрождение Тамбовской епархии, он же инициировал восстановление иконостасов и киотов Покровского собора. Несмотря на то что иконостас и киоты для верхнего храма были доделаны после отъезда святителя в Крым, его вкус и идея получили воплощение в оформлении верхнего храма Покровского собора. Известно, что именно святитель Лука собрал иконы для украшения храма, часть из них при Владыке Луке была передана из фондов Тамбовского областного краеведческого музея. Касаемо иконы «Достойно есть», из сохранившихся записей протодиакона Василия Малина, которого в 1944 г. святитель Лука рукополагал в диаконский сан, известно, что этот образ иконы Божией Матери «Достойно есть милующая» - список с иконы в Саровской пустыни. Его принесли в Вознесенский женский монастырь в 1854 г., где впоследствии он был украшен золотошвейной ризой.
До нас дошло много больших поясных икон великомученика целителя Пантелеимона, изображенного на золотом фоне, с ящичком для лекарств в руках. Этого святого глубоко почитали в русском народе, учитывая, что было много эпидемий и заболеваний, с которыми приходилось бороться и духовно укрепляться в молитвенном предстоянии. Одна из самых почитаемых и известных икон афонского письма находится также в Покровском соборе города Тамбова. Эту икону – благоухающую, вызолоченную – сохранил у себя дома протодиакон Василий Малин. Ему, в свою очередь, передала эту икону одна богомольная прихожанка Зинаида Петровна (скончалась в 1951 г.), которая была сестрой милосердия, участницей Русско-японской войны и многие годы хранила икону у себя дома.
ПУТИ БЛАГОДАТНЫЕ
На тамбовской земле наиболее распространено было почитание иконы великомученика Пантелеимона Целителя в так называемом Хуторе трех лощин. На Хуторе трех лощин (сейчас это Тамбовский район) находится Пантелеимоновский скит. В прежние времена бытовала традиция дворянского благочестия, когда состоятельные супруги давали обет: если муж переживет жену, то из своей усадьбы сделает мужской монастырь, а если наоборот – появится женский. Так возникли Тулиновская, Сухотинская женские обители и как раз Пантелеимоновский мужской скит, который устроил отставной майор Александр Колтынянский. Он же заказал на Афоне икону Пантелеимона Целителя, вокруг которой образовалось очень большое почитание.
В «Тамбовских епархиальных ведомостях», в одном из номеров за 1917 г., можно прочитать одну интересную историю: Мария Ивановна Новочадова описывает, как она, преподаватель церковно-приходской школы Покровского прихода г. Тамбова, организовала паломничество своего настоятеля протоиерея Александра Савостьянова в этот скит. Учительница уговаривала батюшку давно, но тот все отказывался, потому что, во-первых, у него болели ноги, во-вторых, он был очень занят по служебным делам. И тогда произошло необычное чудо… В свое время, в 1906 году, отец Александр Савостьянов был награжден золотым наперсным крестом, на котором было написано, что это дар от прихожан за его служение. Десять лет священник носил этот крест, но однажды золотая дужка протерлась и драгоценность упала в дорожную пыль на Покровской площади. Крест подобрал один нищий странник-богомолец, который и стал ходить с ним по разным монастырям. Придя однажды в Хутор трех лощин, он передал святыню на хранение наместнику обители. Так совпало, что в тот же день шалаш странника ограбили, и если бы он не отдал свою находку, то она была бы утрачена. Игумен сразу прочитал надпись. А протоиерей Александр Савостьянов, надо заметить, был очень знаменитой личностью: настоятель одного из крупных приходов, он еще и возглавлял ревизионную комиссию по свечному заводу, являлся председателем попечительства женского епархиального училища, вел курсы для преподавателей. Конечно же, наместник скита отправил весточку о своем открытии, и на сей раз отец Александр, несмотря на немощь, отправился в путешествие на коляске, запряженной лошадью, причем он вооружился биноклем, из коего любовался видами Пантелеимоновского скита.
Надо отметить, что Хутор трех лощин стал новым паломническим местом, которое образовалось к началу ХХ века рядом с Тамбовом. Естественно, был Трегуляевский монастырь, куда традиционно все ходили. А вот скит Трех лощин стал еще одним маршрутом благодаря иконе великомученика Пантелеимона. Чтобы помолиться перед ней, поговеть и причаститься, люди посвящали целый день, проходя путь пешком туда и обратно.
С недавних пор митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возрождает эту традицию в Хуторе трех лощин. Теперь ежегодно 9 августа туда крестным ходом приносится старинная афонская икона великомученика Пантелеимона. Данная икона в дореволюционные времена находилась в одной из церквей Бондарского района, после закрытия и разрушения которой была передана на сохранение в Свято-Троицкий храм села Бондари. Теперь же эта икона пребывает в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора и ждет того часа, когда будет совершаться молебствие в Хуторе трех лощин.
СОКРОВИЩА ТАМБОВСКИХ ХРАМОВ
В храмах также часто встречаются иконы Божией Матери, именуемые Иверскими. В Тамбове самые известные из них сосредоточены в кафедральном соборе. С 1993 года – со времени открытия прихода – сюда было принесено несколько Иверских икон афонского письма. Многие из них были реставрированы по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, который является настоятелем кафедрального собора. Одна из этих Иверских икон тонкого изысканно-умиленного письма сейчас пребывает в нижнем храме в центральном приделе на столбе, находящемся с левой стороны, ближе к иконостасу. Другая Иверская икона была передана митрополитом Феодосием в Казанский собор Казанского монастыря, это было в 2007 году, когда храм был открыт для молитвы после уникальной многолетней реставрации в год юбилея епархии.
Афонские иконы находили себе место и в других храмах. Например, когда в 2002 г. освятили трегуляевский храм Второго обретения мощей святителя Питирима, туда из Спасо-Преображенского кафедрального собора были переданы иконы Борогодицы «Скоропослушница» и святителя Николая Чудотворца. Осенью 2019 г. эти образа вновь вернулись в Тамбов – и теперь пребывают в древлехранилище Тамбовской епархии.
Еще одна икона из ряда афонских святынь – «Достойно есть» - размещена в нижнем храме Спасо-Преображенского собора на правом столбе, ближайшем к притвору. В 1990-2000-е годы, когда шло возрождение тамбовских храмов, появилась замечательная традиция: администрация Тамбовской области к Пасхе или Рождеству Христову преподносила в дар собору старинные иконные образы, которые ныне украшают кафедральный собор. Среди них – иконы великомученика Георгия Победоносца, икона Сретения Господня, несколько икон с собранием различных святых, причем некоторые из них – так называемые семейные иконы, на которых изображались святые покровители всех членов какой-либо семьи, эти иконы делались особым образом на заказ. Среди подаренных икон и Иерусалимская икона Божией Матери, которую во время Великого поста в день Похвалы Божией Матери в соборе размещают по центру нижнего храма, и перед ней Владыка читает акафист Божией Матери.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ
Существуют и современные традиции принесения икон с Афона, которые тоже можно проследить по тамбовским храмам.
В Вознесенском соборе одноименного монастыря находится икона святителя Луки Крымского. Ее в 2015 году на тот момент глава региона Олег Бетин преподнес в дар Тамбовской епархии. Было это в день Пасхи Господней в Спасо-Преображенском соборе. Как рассказал Олег Иванович, когда его делегация посещала Святую Гору, в одной из иконописных келий монастыря святой Анны тамбовчане увидели новописаный образ святителя Луки. Паломники сразу поняли, что нельзя просто так пройти мимо, и выкупили эту большую икону. Она создана в греческой манере, внизу имеются надписи на греческом языке. Недавно члены одной из иностранных делегаций прочитали этот текст, где сказано, что икона писана в монастыре святой Анны. Подобные факты красноречиво свидетельствуют о почитании в Греции русского святого братьями по вере. Образ святителя Луки с Афона явился еще и своеобразным символом новой волны его почитания: с 2015 года началась работа по возрождению в Тамбове дома-музея свт. Луки, который на праздник Покрова Божией Матери 2017 года открыл свои двери для посетителей.
В Вознесенском же храме на столбе с левой стороны рядом с иконой святителя Луки находится аналой с образом «Всецарицы». Если раньше везли «Иверскую», «Скоропослушницу», «Достойно есть», то в последнее время особым образом обратились к «Всецарице». Отчасти данное обстоятельство связано с тем, что у нас распространены онкологические заболевания, а по прошениям перед этим образом Пресвятой Богородицы многие исцелялись. Кстати отметим, что в 2014 году Святейший Патриарх Кирилл оставил тамбовчанам в Спасо-Преображенском кафедральном соборе на молитвенную память именно икону «Всецарица», под которой выгравирована надпись, свидетельствующая об этом событии. И когда Предстоятель Русской Церкви ее дарил, сказал, что он лично знаком с человеком, спасенным от рака благодаря молитве у иконы Божией Матери «Всецарица». Таким жестом Святейший Патриарх выразил свое попечение о тамбовской пастве и пожелание ей быть сохраненной в добром душевном и телесном здравии.
Итак, заглянув в тамбовские храмы, мы видим, что вместе с возрождением веры возвратились и позабытые традиции. По иконам можно проследить, какие заботы были у людей, какие проблемы волновали их в то или иное время, на кого из угодников Божиих они возлагали свои надежды, от кого получали помощь. Но главное то, что благочестивый обычай живет и развивается с обеих сторон: русский православный народ почитает за счастье приложиться к афонским святыням, а монахи Святой Горы, зная о его боголюбии, усиленно трудятся в иконописных мастерских, создавая благословенные образы для духовного укрепления людей.
Арина Орлова
Тамбовский курьер