Эскизы знаменитых русских художников для росписей храмов представлены в Третьяковской галерее
С 1 декабря 2016 года по 28 мая 2017 года в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники" проходит выставка "Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков".
С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, не сохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.
Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.
Посещение Марией Елизаветы. Эскиз росписи неосуществленного храма.
А.А. Иванов. Бумага, акварель, графитный карандаш. 33,2х24,5.
Государственная Третьяковская галерея
Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы", являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.
Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К.Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.
Голова Ангела. Фрагмент композиции "Воскресение".
М.А. Врубель. 1889 г. Бумага, акварель, угольный карандаш, графитный карандаш. 26,1х31.
Государственная Третьяковская галерея
Хождение по водам. Эскиз стенной росписи.
М.А. Врубель. 1890 г. Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, итальянский карандаш. 59х66.
Лист склеен из 4-х частей.
Государственная Третьяковская галерея
Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, "к византийскому стилю", программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов "Рождество Христово" и "Воскресение Христово", в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении.
Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.
Не менее интересной страницей в развитии "графики стен" являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий, в том числе Казанского вокзала в Москве.
Мультимедийная программа к выставке, выполненная по заказу Государственной Третьяковской галереи, позволяет представить экспонирующиеся на выставке эскизы росписей в интерьерах храмов и особняков, для которых они были задуманы. Для нее использованы архивные и современные фотографии, дополненные 3D проекциями.
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54.
15.02.2017
Ещё по теме:
- Владимир Путин посетит Музей византийского и христианского искусства в Афинах
- Владимир Путин открыл выставку иконы Андрея Рублева в Музее византийского и христианского искусства Афин
- В Третьяковской галерее представлены шедевры старинного церковного искусства Болгарии
- В Третьяковской галерее расскажут о художественных контактах Древней Руси с византийским миром
- В Третьяковской галерее пройдет лекция о средневековом религиозном искусстве Кипра
- Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова»