Картина Айвазовского из таганрогского подворья ИППО представлена на выставке в Санкт-Петербурге
Хождение по водам.
К. Айвазовский. Дар художника таганрогскому приюту ИППО.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
18 октября в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) открылась выставка одного экспоната, которая приурочена к 200-летнему юбилею со дня рождения И. К. Айвазовского и 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества. На выставке представлено полотно И. Айвазовского "Хождение по водам" из фондов музея.
Как сообщается в пресс-релизе, долгое время источник поступления данного произведения в собрание Музея истории религии был неизвестен. Однако исследования по истории коллекций Императорского Православного Палестинского Общества, проведенные в последние годы, позволили предположить, что данная работа на сюжет, восходящий к событиям, описанным в Евангелиях, является даром художника для часовни паломнического приюта Императорского Православного Палестинского Общества в Таганроге, построенном в 1888-90 гг. для паломников, ожидающих прибытия пароходов, чтобы отправиться на Святую Землю и Афон.
В ходе архивных изысканий было установлено, что в 1918 году картина И.К. Айвазовского находилась в помещении Палестинского Общества в Санкт-Петербурге по адресу Мытнинская ул., дом № 10. С 1922 года в числе прочего имущества Общества картина состояла на учете Государственного Музейного фонда. В ходе ряда передач сначала в Академию истории материальной культуры, затем – в Институт востоковедения АН СССР, полотно Айвазовского в 1938 году попало в Музей истории религии, где и находится до наших дней.
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный художник-маринист, один из наиболее влиятельных и любимых русских живописцев XIX века, чьи работы ещё при жизни экспонировались в Лувре, а в Голландии – родине маринистической живописи – ему было присвоено звание академика. Он писал картины на исторические и мифологические темы, батальные композиции, портреты, иконы. К религиозным сюжетам И. К.Айвазовский обращался неоднократно. Пример тому его работы – «Хаос» («Момент мироздания»), «Всемирный потоп», «Христос на Тивериадском озере» и др. Несколько работ на тему «Хождения по водам» и «Чуда на Тивериадском озере» находятся музеях Феодосии, где художник жил и работал с 1845 года. Среди феодосийских работ есть близкие по композиции к полотну «Хождение по водам» из собрания ГМИР, известно, что художник неоднократно обращался к этому евангельскому сюжету, в период с 1863 по 1897 гг.
На картине изображен момент, когда лодка с учениками Христа попала в шторм на Галилейском море (Иоанн 6:16-21, Марк 6:47-51, Матфей 14:22-33). В центре композиции - сияющая фигура Христа. Апостолы в лодке и бегущий по волнам к Иисусу Петр - второстепенные персонажи на этом полотне, зритель практически не видит их лиц. Однако великий маринист акцентирует внимание не только на осмыслении евангельских событий, но и на море, изображая его прекрасной, свободной и непокорной стихией: даже берясь за библейские сюжеты, Айвазовский старался выбирать такие, где морская стихия играет ключевую роль, примером тому могут служить такие работы мастера как: «Сотворение мира», «Всемирный потоп» и др.
Выставка продлится до 23 января 2018 года.
См. по теме: Странноприимный домъ для паломниковъ Палестинскаго общества в Таганроге. П.П. Филевский
23.10.2017
Ещё по теме:
- В ГМИР пройдет научный семинар «Коллекции Императорского Православного Палестинского общества в собраниях Санкт-Петербурга»
- ГМИР подготовил выставку об истории ИППО
- ГМИР демонстрирует единственную в России рельефную карту Палестины 1894 года
- В ГМИР начала работу выставка «Русские учителя на Святой земле (1882-1914)»